II. Актуализация знаний
Математический диктант
1) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришел в 15 ч 40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (У ч 10мин.)
2) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 г. Пустая корзина весит 500 г. Сколько весят яблоки? (2 кг 900г.)
3) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй — 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км.)
4. Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина — в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1 м 40 см.)
5. В 1812 г. Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (В XIX в.)
(Проверка.)
Решение примеров
— Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание - сложением.
657 489 + 76 287 70 009 - 38 795 48 703 - 29 837
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
* + 37 = 64 27 +* = 52— 18
42 +х= 80 х + 31 = 48: 12
— Что записано на доске? (Уравнения.)
— Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компонентом.)
— Что значит «решить уравнение»? (Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством.)
|
|
— Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент — слагаемое.)
— Как найти слагаемое? {Из суммы вычесть известное слагаемое.)
— Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?
— Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)
— Решите уравнения.
— Как действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№276 (с. 62).
— Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неизвестного слагаемого.
(Работа по цепочке.)
— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)
— Объясните решение первого уравнения.
(Составление алгоритма решения уравнений нового вида.)
Алгоритм решения уравнений
1. Читаем уравнение: сумма чисел х и 15 равна частному чисел 68 и 2.
2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68: 2 = 34.
3. Записываем: х+ 15 = 34.
4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.
5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 19 + 15 = = 68: 2; вычисляем, получаем равенство 34 = 34. Уравнение решено верно.
— Объясните решение второго уравнения по алгоритму.
№277 (с. 62).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№278 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
|
|
Решение Проверка
х + 390 = 70 • 6 30 + 390 = 70-6
х + 390 = 420 420 = 420
х = 420- 390 х = 30
V. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз — это брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой И отправились домой.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№279 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)
№280 (с. 62).
— Прочитайте условие задачи.
— Объясните, что обозначают выражения, и найдите их значения.
(Работа в парах, взаимооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 62).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 62). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 3 км 080 м = 3080 м, 3 ц 80 кг = 380 кг.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как найти неизвестное слагаемое?
— Кто считает, что он хорошо решает уравнения?
— Кому нужно еще потренироваться?
Домашнее задание
Учебник: № 281, 282 (с. 62).
Урок 4 0. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
Цели: учить решать усложненные уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложненных случаях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам
— Вставь нужные единицы измерения.
6…. = 600... 6... = 360... 54... = 5...4...
5... = 50... 8... = 8000... 9... = 90 000...
Индивидуальная работа у доски
— Реши уравнения.
48 + х = 9 • 7
х + 650 = 8- 100
3.
Математический диктант
1) Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получилось 49? (94.)
2) К какому числу прибавили 560 и получили 840? (280.)
3) Увеличьте 33 в 3 раза. (99.)
4) Во сколько раз 450 больше 50? (В 9.)
5) Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. (10.)
6) Какое число нужно умножить на 0, чтобы получилось 32? (Такого числа нет.)
7) Сколько вычли из 341, если получили 333? (8.)
Устный счет
— Найдите значения выражений, в которых первое действие вычитание.
130-60 + 50 60-9- 30 (120-60)-2
120-60*2 130-(60+ 50) 6 -(70 -30)
Заполните таблицу.
Делимое | 54-18 | 200 | 36:4 | 800:100 |
Делитель | 6 | 2х5 | 9 | 2х2 |
Частное |
Решение уравнений
— Решите уравнения, в которых неизвестно слагаемое.
Х-39 = 73 24-х =16
65 + х = 92 х +430 = 867
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложения в виде уравнений и решите их.
• Из какого числа вычли 50 и получили 80?
Решение
х - 50 = 80 х = 80 + 50 >х = 130
• Какое число вычли из 800 и получили 250?
Решение
800-х = 250 х = 800-250 х = 550
— Назовите правила, по которым вы находили неизвестные компоненты.
— Составьте уравнения для следующих предложений.
• Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? (х — 15—17-4.)
• Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? (132-х =39:13.)
— Чем необычны эти уравнения? (В правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.)
— Как вы будете их решать? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)
|
|
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику №283 (с. 63).
— Заполните таблицу, пользуясь правилами нахождения неизвестных уменьшаемого и вычитаемого.
(Работа по цепочке.)
— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать, нужно вычислить значение выражения в правой части.)
— Кто может прокомментировать решение первого уравнения? (Желающий ученик комментирует решение уравнения и составляет алгоритм.)