I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Математический диктант

1) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришел в 15 ч 40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (У ч 10мин.)

2) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 г. Пустая корзина весит 500 г. Сколько весят яблоки? (2 кг 900г.)

3) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый про­ехал до встречи 48 км, а второй — 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км.)

4. Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина — в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1 м 40 см.)

5. В 1812 г. Наполеон напал на Россию. В каком веке это про­изошло? (В XIX в.)

(Проверка.)

Решение примеров

— Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычита­ние - сложением.

657 489 + 76 287 70 009 - 38 795    48 703 - 29 837

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

* + 37 = 64                27 +* = 52— 18

42 +х= 80                   х + 31 = 48: 12

— Что записано на доске? (Уравнения.)

— Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компо­нентом.)

— Что значит «решить уравнение»? (Найти значение перемен­ной, при которой уравнение станет верным равенством.)

— Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент — сла­гаемое.)

— Как найти слагаемое? {Из суммы вычесть известное слагаемое.)

— Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?

— Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)

— Решите уравнения.

— Как действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмо­треть усложненные случаи таких уравнений.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№276 (с. 62).

— Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неиз­вестного слагаемого.

(Работа по цепочке.)

— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

— Объясните решение первого уравнения.

(Составление алгоритма решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнений

1. Читаем уравнение: сумма чисел х и 15 равна частному чисел 68 и 2.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68: 2 = 34.

3. Записываем: х+ 15 = 34.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.

5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 19 + 15 = = 68: 2; вычисляем, получаем равенство 34 = 34. Уравнение решено верно.

— Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

№277 (с. 62).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

№278 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)

Решение                              Проверка

х + 390 = 70 • 6                   30 + 390 = 70-6

х + 390 = 420                      420 = 420

х = 420- 390 х = 30

V. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз — это брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой И отправились домой.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№279 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, са­мооценка.)

№280 (с. 62).

— Прочитайте условие задачи.

— Объясните, что обозначают выражения, и найдите их зна­чения.

(Работа в парах, взаимооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 62).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 62). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 3 км 080 м = 3080 м, 3 ц 80 кг = 380 кг.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как найти неизвестное слагаемое?

— Кто считает, что он хорошо решает уравнения?

— Кому нужно еще потренироваться?

Домашнее задание

Учебник: № 281, 282 (с. 62).

Урок 4 0. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Цели: учить решать усложненные уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого в усложненных слу­чаях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравне­ния на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

— Вставь нужные единицы измерения.

   6…. = 600...     6... = 360...          54... = 5...4...

5... = 50...                 8... = 8000...        9... = 90 000...

Индивидуальная работа у доски

— Реши уравнения.

48 + х = 9 • 7

х + 650 = 8- 100

3.

Математический диктант

1) Из какого числа нужно вычесть 45, чтобы получилось 49? (94.)

2) К какому числу прибавили 560 и получили 840? (280.)

3) Увеличьте 33 в 3 раза. (99.)

4) Во сколько раз 450 больше 50? (В 9.)

5) Сумму чисел 370 и 630 разделите на 100. (10.)

6) Какое число нужно умножить на 0, чтобы получилось 32? (Такого числа нет.)

7) Сколько вычли из 341, если получили 333? (8.)

Устный счет

— Найдите значения выражений, в которых первое действие вычитание.

130-60 + 50        60-9- 30               (120-60)-2

120-60*2            130-(60+ 50)       6 -(70 -30)

Заполните таблицу.

Делимое 54-18 200 36:4 800:100
Делитель 6 2х5 9 2х2
Частное        

Решение уравнений

— Решите уравнения, в которых неизвестно слагаемое.

Х-39 = 73                           24-х =16

65 + х = 92                         х +430 = 867

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите предложения в виде уравнений и решите их.

• Из какого числа вычли 50 и получили 80?

Решение

х - 50 = 80 х = 80 + 50 >х = 130

• Какое число вычли из 800 и получили 250?

Решение

800-х = 250 х = 800-250 х = 550

— Назовите правила, по которым вы находили неизвестные компоненты.

— Составьте уравнения для следующих предложений.

• Из какого числа вычли 15 и получили произведение чисел 17 и 4? (х — 15—17-4.)

• Какое число вычли из 132 и получили частное чисел 39 и 13? (132-х =39:13.)

— Чем необычны эти уравнения? правой части записаны не числа, а выражения, значения которых нужно найти.)

— Как вы будете их решать? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестных уменьшаемого и вычи­таемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику №283 (с. 63).

— Заполните таблицу, пользуясь правилами нахождения не­известных уменьшаемого и вычитаемого.

(Работа по цепочке.)

— Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать, нужно вычислить значение выражения в правой части.)

— Кто может прокомментировать решение первого уравнения? (Желающий ученик комментирует решение уравнения и со­ставляет алгоритм.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: