Работа по учебнику
— Найдите значок «Начало урока», прочитайте задание.
— Вычислите, докажите свое мнение.
№ 340 (с. 78).
(Устное выполнение по цепочке.)
№ 341 (с. 78).
(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
№342 (с. 78).
— Прочитайте задание.
— Сколько отрезков нужно начертить? (Три.)
— С каким отрезком сравниваются длины отрезков? (С первым.)
— Какой отрезок самый маленький? Как найти его длину? (Второй отрезок, 8см 5мм — 7мм.)
— Какой отрезок самый большой? Как найти его длину? (Третий, 8см 5мм + 1 см 5мм.)
— Самостоятельно запишите решение.
(Проверка.)
— Чему равна длина второго отрезка? (7 см 8мм.)
— Чему равна длина третьего отрезка? (10 см.)
№343 (с. 78).
— Прочитайте задачу.
— Как лучше оформить краткую запись? (В таблице.)
— Какие слова будут главными? (Производительность, время, работа.)
— Заполните таблицу и решите задачу.
(Проверка по образцу.)
Производительность | Время | Работа | ||
? (одинаковая) | ? | 1 | ^9 дн. | 400 т |
? | 320 т |
Решение: (400 + 320): 9 = 80 (т).
|
|
Ответ: за один день комбайнер убирал 80 т зерна.
V. Физкультминутка
Мы сейчас бревно распилим:
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
(Имитация движений пильщиков.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№344 (с. 78).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной дбске. Проверка, самооценка.)
Пшеница — 42 • 10 ц <—i ца? >
Ячмень —?, в 3 p. < '
Решение
1) 42 • 10 = 420 (ц) — пшеницы;
2) 420: 3 = 140 (ц) — ячменя;
3) 420 - 140 = 280 (ц).
Ответ: пшеницы отправили на 280 ц больше, чем ячменя. №345 (с. 78).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, разбор ошибок.)
Ответы
1) 8-3125 - 5186 = 19 814;
2) 100000 - 10: 1000 = 1000;
3) 872:8-7 = 763.
№349 (с. 78).
(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Ответ: 63: 21 =3.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 78). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 4263, 96 027.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие правила вам помогали при решении примеров?
- У кого есть вопросы и кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 347, 348 (с. 78).
Урок 5 3. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями
Цели: познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; работать в парах; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
|
|
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Вычисли и найди неверные утверждения.
1) Разность чисел 300 075 и 12 897 равна 287 178.
2) Если 499 935 увеличить на 177 796, то получится 677 731.
3) Если 2 546 320 уменьшить на 1 289 398, то получится 1 267 032.
Работа над задачами
— Покажите знак действия, которым решается задача.
• Оле 12 лет. Она на 5 лет моложе Тани. Сколько лет Тане? (+)
• На столе было 8 слив. Лена съела четвертую часть всех слив. Сколько слив она съела? (:)
• Во сколько раз 1 м больше, чем 1 см? (:)
• Петя решил 8 примеров. Это третья часть всего задания. Сколько примеров нужно решить Пете? (•)
• Сегодня Вера прочитала 14 страниц книги, что на 5 страниц больше, чем вчера. Сколько страниц Вера прочитала вчера? (—)
• На сколько минут 1 ч больше, чем половина часа? (—)
• Сколько минут Коля делал уроки, если математику он делал х мин, а русский язык — у мин? (+)
3. Устный счет •
Игра «День — ночь»
(По команде «Ночь!» учащиеся кладут голову на парту, закрывают глаза и выполняют вычисления. По команде «День!» поднимают голову и называют ответ.)
Длинная строчка.
54:6х10-45:9х12:10
97-34:7+12:7х22-37
81+19:50х4664+18
Ответы: 6, 29, 41.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите.
8 • 10 2-500 2000 • 4 67-1000
4-1000 60:10 6000:10
— Чем похожи все примеры? (Примеры на умножение и деление с круглыми числами.)
— Как умножить или разделить на 10, 100, 1000 и т. д.? (Приписать или убрать один, два, три и т. д. нуля.)
— Как перемножить круглые числа? (Выполнить вычисления, не глядя на нули, а потом приписать столько нулей, сколько их в двух множителях.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите записи рядом с красной чертой на с. 79.
— На что нужно обратить внимание при записи примера столбиком? (Нули записывают в стороне.)
— Объясните, как решены примеры.
№350 (с. 79).
(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый - самостоятельно. Самопроверка по образцу, самооценка.)
№351 (с. 79).
(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
8900 п. 8900 • 2 п.? k- 1 1 -J
40 000 п.
(Проверка, самооценка.)
— Сколько пар женской обуви привезли? (17 800.)
— Что находили дальше?
(Рассматриваются два способа дальнейшего решения задачи: 40 ООО - (8900 + 17 800) = 13 300 (п.) или 40 000 - 8900 — 17 800 = = 13 300 (п.).)
№352 (с. 79).
— Прочитайте задачу.
— Составьте план решения задачи. (1) Сколько тонн свеклы привезли? (•) 2) Сколько изготовили сахара? (:))
— Решите задачу самостоятельно.
№356 (с. 79).
(Работа в парах. Проверка, взаимооценка.)
Ответ: 170 саженцев, 30 домов.
V. Физкультминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вдохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради №5 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) №6 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, разбор ошибок.)
№ 7 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Решение
1) 2 м 60 см = 260 см;
2) 27 м = 2700 см;
3) 260 • 7 = 1820 (см) — ушло на зонты;
4) 2700- 1820 = 880 (см);
5) 880 см = 8 м 80 см.
Ответ: осталось 8 м 80 см ткани.
№8 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
|
|
— Назовите промежуточные результаты. (48, 3, 75, 100, 4.) (Самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 79). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 3680, 36 600.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое правило вам помогало при решении примеров?
— У кого есть вопросы и кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 353—355 (с. 79).