Работа по учебнику №395 (с. 86).
— Прочитайте задачу.
— Что значит «одинаковой ткани»? (Ткань по одной цене.)
— Как вы понимаете вопрос «Сколько стоит каждый кусок ткани?»? (Сколько стоят первый и второй кусок по отдельности.)
— Как вы думаете, за какой кусок заплатят больше? Почему? [За первый кусок, в нем больше ткани.)
— Заполните таблицу.
Цена | Количество | Стоимость | ||
? (одинаковая) | 5 м | 9 | 1 | - 360 руб. |
4 м | 9 |
— За что заплатили 360 руб.? {За всю ткань.)
— Сколько ткани купили всего? (5м + 4м.)
— Как найти цену? (Стоимость разделить на количество.)
— Как найти стоимость каждого куска ткани? (Цену умножить на количество ткани в куске.)
— Запишите решение задачи.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
1) 5 + 4 = 9 (м) — ткани купили;
2) 360: 9 = 40 (руб.) — цена 1 м ткани;
3) 40 • 5 = 200 (руб.) — стоимость первого куска;
4) 40 • 4 = 160 (руб.) — стоимость второго куска.
Ответ: один кусок ткани стоит 200 руб., а другой — 160 руб.
— Как можно проверить, правильно ли мы решили задачу? (Стоимость двух кусков ткани сложить, должно получиться 360. 200 + 160 = 360 (руб.). Задача решена верно.)
|
|
№396 (с. 86).
— Прочитайте задачу.
— Сколько муки было в каждом мешке? (56 кг и 24 кг.)
— Что сделали с мукой? (Расфасовали в 40пакетов поровну.)
— Как вы понимаете слово «поровну»? (Пакеты были одинаковые.) (Коллективное заполнение таблицы.)
Масса одного пакета | Количество пакетов | Общая масса муки | ||
? (одинаковая) | ? | 1 | ■ 40 | 56 кг |
? | 24 кг |
— Какую муку разложили в 40 пакетов? {Всю: 56 кг + 24кг.)
— Как узнать массу одного пакета? (Общую массу разделить > на количество пакетов.)
— Как узнать количество пакетов, которое понадобилось для каждого мешка муки? (Массу муки в пакете разделить на массу одного пакета.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 56 + 24 = 80 (кг) — в 40 пакетах;
2) 80: 40 = 2 (кг) — в одном пакете;
3) 56: 2 = 28 (п.) — потребовалось для муки из первого мешка;
4) 24: 2 = 12 (п.) — потребовалось для муки из второго мешка. Ответ: для расфасовки муки из первого мешка потребовалось
28 пакетов, а из второго мешка — 12 пакетов.
— Как проверить, верно ли решена задача? (28 +12 = 40 (п.). Задана решена верно.)
№397 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка по образцу, самооценка.) №399 (с. 86).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 85, 86). Самопроверка по образцу.)
С. 85.
Количество машин в одном парке | Количество парков | Общее количество машин | ||
?(одинаковое)
| 4 | 5600 | ||
3 | ? |
Решение: 5600: 4 • 3 = 4200 (м).
Ответ: в парках будет работать 4200 машин.
С. 86.
Ответы: 9 м2, 46 см.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?
— Чем интересны задачи, которые мы решали?
— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 398, 400 (с. 86).
Урок 6 0. Письменные приемы деления. Решение задач
Цели: учить выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Определи количество цифр в частном и вычисли.
940: 4 5635: 7 7236: 9
324:3 864:8 8172:4
Устный счет
— Прочитайте числа в порядке возрастания.
111, 63 250, 4362, 552 671, 67 823 000, 503, 1678, 32.
— Разложите эти числа на разрядные слагаемые.
Решение уравнений
— Среди данных уравнений выберите только те, которые решаются делением.
х: 9 = 9000 101: х= 1 7000:х= 100
100-х = 6800 х-5 = 4500 х: 1 = 999
Математический диктант «Красный — зеленый»
(Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны с ним, они показывают зеленую карточку, если нет - красную.)
1) 56 в 4 раза больше, чем 14. (Да.)
2) Если 36 увеличить в 4 раза, получится 9. (Нет.)
3) 0 разделить на 7 нельзя. (Нет.)
4) Сумма чисел 45 и 35 равна 80. (Да.)
5) Частное чисел 800 и 2 равно 1600. (Нет.)
6) 1 км 6 м = 106 м. (Нет.)
7) 4 ч — это 240 мин. (Да.)
8) Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. (Да.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Решите пример 2124: 3.
(Работа в парах. Проверка. Рассматриваются все варианты, предложенные детьми.)
— Что вы заметили? (Первое неполное делимое разделилось на 3 без остатка. Мы образовали второе неполное делимое — 2. Число 2 меньше, чем число 3.)
— Как разделить 2 на 3? (Частноеравно О, остаток — 2.)
— Значит, как нужно поступить в нашем случае? (В частное записать 0.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым случаем деления многозначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Объясните решение примера на с. 87.
— Чем отличаются первая и вторая записи? (Во второй записи пропущен этап вычитания нуля из числа.)
— Почему этот этап можно опустить? (При вычитании нуля получается ноль.)
№404 (с. 87).
(Первый и второй примеры — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка по образцу.)
№405 (с. 87).
— Прочитайте задание.
— Какой пример решен неверно? Почему? (Неверно решены первый и второй примеры, так как в частном должно быть не две, а три цифры.)
— Выполните вычисления правильно. (7380: 9 - 820, 3010:5 = 602.) №406 (с. 87).
— Прочитайте задачи.
— Как лучше оформить краткую запись? {В таблице.)
• (Коллективное составление таблиц, самостоятельное решение задач. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
1)
Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов | ||
?(одинаковая) | 4 | ? | 1 | - 108 м |
5 | ? |
Решение
1) 4 + 5 = 9 (р.) - имеют длину 108 м;
2) 108: 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
3) 12 • 4 = 48 (м) — пошло на одну комнату;
4) 12 • 5 = 60 (м) - пошло на другую комнату.
|
|
Ответ: на одну комнату пошло 48 м обоев, на другую — 60 м.
2)
Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов | ||
? (одинаковая) | ? | 1 |
| 48 м |
? | 60 м |
Решение
1) 48 + 60 = 108 (м) — длина 9 рулонов;
2) 108: 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
3) 48: 12 = 4 (р.) - пошло на одну комнату;
4) 60: 12 = 5 (р.) - пошло на другую комнату.
Ответ: на одну комнато пошло 4 рулона обоев, а на другую — 5.
— Чем похожи задачи? Чем они отличаются?
— Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.) № 409 (с. 87).
— Прочитайте задание.
— Что нужно сделать сначала? (Выразить длину стороны в миллиметрах: 3 см 2 мм = 32 мм.)
— Вспомните, как найти периметр квадрата, и выполните задание. (32 • 4 = 128 (мм); 128мм = 12 см 8мм.)
V. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые,
(Шаги на месте.)
Лей, дождь, лей.
(Хлопки в ладоши.)
Дождинки пляшут, как живые.
{Шаги на месте.)
Пей, рожь, пей!
(Прыжки на месте.)
И рожь, склонясь к земле зеленой,
(Шаги на месте.)
Пьет, пьет, пьет.
(Хлопки в ладоши.)
А дождик теплый, дождь неугомонный (Шаги на месте .)
Льет, льет, льет.
{Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №411 (с. 88).
(Коллективное составление таблиц, самостоятельное решение задач: вариант 1 - задача 1, вариант 2 — задача 2. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
1)
Производительность | Время | Работа | ||
? (одинаковая) | 9 | 1 | \>Ч | 32 к. |
? | 24 к. |
Решение
1) (32 + 24): 7 = 8 (к.) — рисовал в час;
2) 32: 8 = 4 (ч) — работал в первый день;
3) 24: 8 = 3 (ч) — работал во второй день.
Ответ: в первый день художник работал 4 ч, а во второй день — 3 ч.
2)
Производительность | Время | Работа | ||
? (одинаковая) | 6 ч | ? | 1 | -78 к. |
7ч | ? |
Решение
1) 78: (6 + 7) = 6 (к.) — рисовал в час;
2) 6 • 6 = 36 (к.) — нарисовал в первый день;
3) 6 • 7 = 42 (к.) — нарисовал во второй день.
Ответ: в первый день художник нарисовал 36 кадров, а во второй день — 42 кадра.
— Сравните задачи.
- Можно ли эти задачи назвать взаимообратными? {Нет, так как числовые данные разные.)
№ 413 (с. 88).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) №416 (с. 88).
|
|
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 415 (с. 88).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 88). Самопроверка по образцу.)
Масса одной банки | Количество банок | Общая масса банок | ||
Зеленая | ? (одинаковая) | ? | I24 | 90 кг |
Белая | ? | 150 кг |
Решение
1) (90 + 150): 24 = 10 (кг) — масса одной банки;
2) 90: 10 = 9 (б.) - зеленой краски;
3) 150: 10= 15(6.).
4) Ответ: привезли 15 банок белой краски.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?
— Чем похожи задачи, которые мы решали?
Домашнее задание
Учебник: № 407, 408 (с. 87).
Урок61. Закрепление изученного
Цели: развивать умение выполнять деление многозначного числа на однозначное; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний