Этап 3. Беседа о положительных и отрицательных сторонах жизни молодых супругов отдельно от родителей

В: В современных развитых странах рождение ребенка откладывается на более долгий срок. Соотвественно и возраст молодых родителей оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многие молодые семьи не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридически считаются молодой семьей.

На стадии триады с рождением ребенка при совместном проживании молодой семьи в одной квартире с тещей или свекровью она приобретает свои особенности. В такой семье зачастую родительские обязанности молодой семьи узурпируются прародителями. Бабушка становится функциональной матерью ребенка, а мама – функциоанльной сестрой. От такой спутанности ролей начинаются нарушения материнского поведения, контакта между матерью и ребенком. Как следствие – семья не справляется с важнейшей воспитательной функцией. Напряжение чаще возникает между старшей из женщин (свекровью, тещей) и новым членом семьи – невесткой, зятем. Отцы в большинстве случаев спокойнее, доброжелательней, более сдержанны, не так обидчивы. Кроме того, мужчины тесно не связаны с бытовыми мелочами семейной жизни. Более доброжелательное отношение отца к избраннику дочери или избраннице сына чаще всего обусловлено особенностями мужской психологии, они более объективно оценивают своих детей, поэтому не предъявляют к их израннику завышенных требований.

В: Почему же не рекомендуется строить жизнь молодым супругам и делать первые шаги в самостоятельную жизнь совемтсно с родительскими семьями?

Группа: Ведется дискуссия. Каждый предлагает свои мысли, идеи.

В: Довольно часто молодая семья сталкивается с проблемой, когда вошедшие в семью зять или невестка рассматриваются как добавление к старой семье, никого не интересует, устраивает ли привычный для них стиль жизни того, кого «взяли в семью». Об этом просто никто не задумывается. И молодая жена зачастую решает внутрисемейные проблемы не с мужем, а со своими родителями, и точно так же молодой муж советуется по каким-то вопросам не с женой, а со своей матерью, хотя эти вопросы касаются прежде всего молодоженов.

Учитывайте, что очень часто родители продолжают требовать как страшие от молодоженов бепрекословного повиновения, не учитывая их нового семейного положения, и потому нередко собственный «ребенок» отдаляется, а его избранник считается виновником разлада. Очень часто ситуация усложняется, когда старшие делают замечания только зятю или невестке, особенно если замечания направляются ими через своего ребенка.

Довольно часто молодые мужья предпочитают оставаться в стороне, считая, что «женщины сами разберутся». Муж обязан оградить жену от необоснованных нападок, в противном случае у нее возникает чувство ненадежности, неуверенности, что в трудную минуту она может рассчитывать на мужа. Все замечания ею будут восприниматься отрицательно, даже если они будут справедливы. Лучше, если молодожены в конфликте с родителями окажутся «на одной стороне баррикады», в спокойной обстановке разберутся, в чем правы родители. Это даст возможность найти общий язык со старшими, научиться уступать им и друг другу в критических ситуациях.

Перестройка отношений между родителями и их взрослыми детьми, ставшими теперь супругами и создавшими свою собственную семью, требует много времени и доброты, проявления взаимной терпимости, уважения друг к другу, умения прощать ошибки.

Таким образом, мы постарались убедить молодых супругов, что новые отношения должны начинться с нового пространства, и желательно, чтоб это пространство создавалось самими молодыми людьми.

Этап 4. Игровой тренинг «Кто я?»

Это методика повторяющегося вопроса используется для проблематизации сознания участников тренинга и их концентрации на знакомых позициях в семейных отношениях и супружеских ролях.

Каждый участник тренинга кладет перед собой чистый лист бумаги. Тренер предупреждает, что он будет задавать всем вопрос, на который просит отвечать письменно. Чем спонтанней будет ответ, тем лучше.

(Проверив, что задание усвоено, вопросов нет, тренер определяет тему упражнения. Это может быть самый широкий спектр, тогда тематического уточнения не потребуется, а может быть некий срез жизни: семья, родительство, работа, компания друзей…) Упражнение начинается. Тренер громко и четко ставит перед группой вопрос:

- Запишите, пожалуйста, сверху первый вопрос «Кто я?» и ответьте на него! Кто вы?! (пауза в 30-40 сек. для записи ответов.)

- Следующий вопрос: «Кто я?» (Если команда в замешательстве и утверждает, что на этот вопрос уже дан ответ, тренер очень коротко объясняет, что нет, он вновь просит ответить на поставленный вопрос искренне и по возможности спонтанно…)

- Готовы к следующему вопросу? Он таков «Кто я?»…

Таким образом, тренер постоянно возвращается к тому же вопросу, поощряя участников к быстрым и откровенным ответам, определяющим их взгляд на самих себя. Стоит задать не менее десяти повторяющихся вопросов прежде, чем перейти к выслушиванию записанных ответов (если тренер хочет обнародовать их) и к обсуждению того, с какими эмоциональными и интеллектуальными открытиями было связано для участников тренинга это упражнение.

Этап 5. Рефлексия.

Этап 6. Ритуал прощания.

Занятие 4. "Семейный бюджет".

Цель: анализ семейного бюджета, процессов согласование расходов с доходами (группа в составе участников 4-5 молодых супружеских пар).

Материалы: ручки, фломастеры, доска, флип-чарт, бланки с заданиями.

Ход занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: