Характеристика детей с ОНР, 1 уровнем развития речи

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 

«Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи.

Адаптированная программа обеспечивает освоение детьми коммуникативной функции языка, создает условия для достижения воспитанниками с речевыми нарушениями целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Закон об образовании Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=2704

3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года.

http://docs.cntd.ru/document/499023522

4. Примерная основная образовательная программа

http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

5. Основная общеобразовательная программа

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа

http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/

7. Адаптированная основная общеобразовательная программа

8. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией Л. В. Лопатиной.

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Lopatina.pdf

В старшей группе комбинированной направленности преобладают дети с ТНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, большая часть из них это дети с ОНР.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Целью и задачами реализации рабочей программы учителя-логопеда является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

 

Подходы и принципы к формированию Программы

 

 «Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  сотрудничество организации с семьями;

 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

 учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

1. Деятельностный подход

Сущность: деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Рабочая программа направлена на обеспечение следующих подходов:

1. Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения.

2. Индивидуальный подход

Это психолого-педагогический принцип, в котором описывается важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель (учитель) организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.

3. Системный подход

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов. Цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

Системный подход предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.

Значимые для разработки программы характеристики детей.

Характеристика детей с ОНР, 1 уровнем развития речи

Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Ребёнок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

   При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи.

В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям. Наряду с отдельными словами в речи ребёнка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-трёх сложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза, слов из двух-трёх слогов, фрагментов слов-существительных и глаголов, фрагментов слов прилагательных и других частей речи, звукоподражаний и звукокомплексов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: