Беседу рекомендуем проводить при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой разделите короткой музыкальной паузой. Предложите родителям инсценировать разбираемые ситуации.
Чтобы донести до родителей свои идеи, мысли, соображения, используйте звуко- и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики и проч. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
3. Заключительная часть. Обсудите вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Заранее продумайте несколько вариантов решения проблемы, которые вы предложите родителям для обсуждения. Договоритесь с теми из них, кто способен помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов заранее решите с родительским комитетом.
По окончании собрания подведите итог встречи, перечислите принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксируйте все в протоколе, проговорите перспективы работы по выбранному направлению, выявите новые проблемы и возможные пути их решения.
|
|
Создайте положительную психологическую обстановку, чтобы собрание проходило в атмосфере взаимопонимания, доброжелательности, комфорта.
Формы проведения родительского собрания
Используйте разнообразные формы проведения родительских собраний — это позволит вам решить сразу несколько задач:
- установить партнерские отношения с родителями;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
- поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- помочь в осознании родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Кроме того, используя разнообразные формы, вы дадите родителям возможность переосмыслить свои воспитательные установки; развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов; выбрать методы воздействия на ребенка, соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям.
Формы проведения родительских собраний:
- ток-шоу (обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов);
- собрание-студия (обучение на трех уровнях — теоретическом, практическом и технологическом);
- собрание-выставка (дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.);
- открытое родительское собрание;
- устный журнал;
- семинар-практикум (способствует формированию у родителей педагогических умений, касающихся воспитания детей; выработке эффективного решения возникающих педагогических ситуаций; является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей);
- собрание-консилиум (на консилиуме объединяется информация от разных специалистов по одной проблеме, что позволяет выделить общую тенденцию ее разрешения);
- круглый стол;
- мозговой штурм;
- коллективно-творческое дело (совместное творчество детско-родительских пар);
- групповая дискуссия;
- деловая игра;
- заседание родительского клуба;
- вечер вопросов и ответов.
Рассмотрим подробнее некоторые формы проведения родительских собраний.
|
|
Устный журнал
Используйте данную форму для педагогического просвещения родителей по определенной теме. Часть журнала, посвященную одному из вопросов темы, принято условно называть страницей журнала. Каждая страница — устное сообщение, которое вы можете проиллюстрировать дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок и т. д.
Преимущества:
- вы предоставляете родителям знания о воспитании ребенка по конкретному вопросу;
- повышаете их заинтересованность проблемами воспитания;
- стимулируете к пересмотру своей родительской позиции, стиля семейного воспитания;
- предоставляете возможность поделиться мнением, высказать точку зрения, поддержать дискуссию;
- рассматриваете конкретную проблемную ситуацию, анализируете, вырабатываете решения, выбираете из них наиболее действенных.
В качестве примера приведем собрание — устный журнал «Мир детей — мир взрослых».
Цель: способствовать осознанию разницы между миром ребенка и взрослого — особенностей восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобрести навыки анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции.
Предварительная работа: подготовьте рисунки на тему «Моя семья», выполненные детьми и родителями; бланки с ответами детей и родителей на вопросы анкеты «Мой мир».
План «журнала» может быть таким:
1-я страница — информативная часть «Детское восприятие окружающего мира». В качестве иллюстраций используйте детские рисунки.
2-я страница» — «Причины плохого поведения ребенка». Приведите ответы детей более старшего возраста на вопросы: случалось ли тебе плохо себя вести? что ты делал? зачем? почему?
3-я страница — «Ситуации из жизни ребенка». Проанализируйте конкретные ситуации, выработайте решения по ним.
Деловая игра
Этот вид деятельности предполагает решение задач в искусственно созданных условиях, создающих эмоционально позитивный настрой участников. В процессе деловых игр моделируются:
- взаимоотношения;
- взаимодействия;
- организационно-структурные моменты.
Преимущества деловых игр с родителями:
- дают возможность родителям проявить себя творчески, накопить опыт воспитания;
- игры не дают участникам готовых ответов, обсуждение строится таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» — они учатся анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых подходов, выбирать методы воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этих умений зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка;
- игровые ситуации максимально приближают участников к реальной обстановке, формируют навыки, благодаря которым родители могут быстро принимать педагогически верные решения, увидеть и исправить ошибку;
- ситуации комфорта, принятия, которые педагог-психолог создает в ходе деловой игры, дают родителям возможность почувствовать свою значимость в воспитательном процессе, уважение специалиста и других родителей к собственному мнению — все это повышает статус семейного воспитания в педагогическом общении.
Перед началом игры участники вырабатывают правила взаимодействия.
|
|
В качестве примера приведем правила, предложенные родителями — участниками деловой игры «Искусство общения» в МБДОУ детский сад № 216 г. Ульяновска: «Все мнения, мысли, впечатления подчиняются правилу “здесь и сейчас”, выслушиваются с уважением; имеют право быть услышанными; не критикуются, но их можно развивать и поддерживать; должны быть лаконичными и соответствовать теме».
Подготовка к деловой игре «Искусство общения» включала:
- написание словаря терминов и понятий («общение», «конфликт», «вербальные и невербальные средства общения» и др.);
- выделение процесса (объекта), моделируемого в игре (дано в примере — общение с воспитателем);
- подготовку проекта игры (содержание, условия);
- разработку сценария, определение ролей;
- организацию обстановки, близкой к реальной;
- установку регламента обсуждения;
- назначение ведущего и организатора игры;
- распределение ролей и игровых команд («Родители», «Воспитатели», «Дети»);
- выбор конфликтной и счетной групп.
В конце мероприятия предложите родителям анкету, на основе которой вы сможете проанализировать эффективность встречи (приложение 1).
Родительский клуб
Используйте эту форму групповой работы с теми родителями, которые заинтересованы не только в решении проблем своего ребенка, но и в теплом неформальном общении с другими родителями и педагогами (примерный план работы родительского клуба см. в приложении 2).
Такой клуб реализует несколько функций:
- коммуникативную — предполагающую создание и сплочение родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, жизненного опыта в вопросах воспитания детей, снятие ограничений и раскрытие психологических, творческих и иных ресурсов родителей;
- содержательную — нацеленную на решение проблем;
- инструментальную — позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- функцию развития умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Создание родительского клуба проходит несколько этапов: предварительная стадия, формирование, конфликт, консолидация, эффективная работа.
|
|
На предварительном этапе оформите заказ на совместную работу родителей — сформулируйте задачу, которая будет поставлена перед ними, создайте необходимые условия для функционирования группы.
На этапе формирования стимулируйте процессы группообразования (сплочения), создайте обстановку доверия, задайте первичные нормы общения и способы взаимодействия.
При вступлении группы в фазу конфликта активизируйте процессы осмысления происходящего, сориентируйте участников на понимание, развитие своих позиций и умение услышать мнение другого.
На этапе консолидации каждый член группы начинает понимать значение совместной работы и своего места в этом пространстве.