Как анализировать рисунок

Справка
Тест «Рисунок человека» разработал К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф

Интерпретировать рисунок помогут бланк для тестирования и символические значения фигуры человека. Во время диагностики опирайтесь на целостный личностный анализ. Не делайте поспешных заключений. Переживания ребенка могут сменяться в зависимости от ситуации. Не ставьте диагноз на основе единичного знака. Обращайте внимание на контекст беседы, на позитивные и негативные аспекты.

Учитывайте особенности возраста дошкольника – например, пятилетние дети часто используют двойные контуры при прорисовывании конечностей. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности тела обычными линиями. В пять лет ребенок может проигнорировать такие детали, как волосы, брови, ногти, ресницы. Дополнять деталями образ человека дети начинают ближе к шести годам, причем девочки делают это чаще мальчиков.

Бланк к тесту

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

 

Тест «Рисунок человека»

 
 


СКАЧАТЬ
Тест «Рисунок человека»
Ключ к обработке результатов теста «Рисунок человека»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Тесты, которые помогут определить уровень самооценки у детей 5–7 лет






Предлагаем две методики, с помощью которых вы определите самооценку у старших дошкольников. Проведите диагностику, чтобы понять, есть ли в группе дети с низкой самооценкой. Внесите в план на следующий год коррекционные занятия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценить себя и определить, как к нему относятся взрослые и ровесники. От уровня самооценки детей на данном этапе развития будет зависеть ваша дальнейшая работа с самими дошкольниками, а также с педагогами и родителями.

Тест «Лесенка»

Важно
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия

Нарисуйте лестницу из семи ступеней. Вырежьте из бумаги фигурку мальчика или девочки, в зависимости от пола тестируемого ребенка. Дайте дошкольнику листок с нарисованной лестницей, поместите фигурку посередине и объясните значение ступенек. Проследите, правильно ли он понял объяснение. В случае необходимости повторите. После этого задайте вопросы и запишите ответы.

Инструкция. Посмотри на лесенку. Видишь, тут стоит мальчик. На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше ребенок, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. Фигурка мальчика – это ты. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа, воспитательница?

Анализ результатов. Зафиксируйте, на какую ступеньку ребенок поставил свою фигурку. Норма для дошкольника – отнести себя к «очень хорошим» или «самым хорошим» детям.

Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Такое отношение ребенка к себе может быть связано с холодным отношением к нему его родителей.

Самооценку занижает и суровое авторитарное воспитание в семье, при котором обесценивается сам ребенок. Дошкольник приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. Дети не могут быть хорошими постоянно и соответствовать всем притязаниям взрослых, поэтому начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви родителей к ним. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома.

При неадекватно завышенной самооценке ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку. При этом он считает, что мама оценивает его также. Аргументирует ребенок свой выбор мнением взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

При завышенной самооценке после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку. Он называет свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними причинами, которые от него не зависят. Ребенок считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Если у ребенка адекватная самооценка, то он может долго обдумывать задание. Затем он поставит себя на вторую или третью ступеньку. Свои действия он объясняет, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Такой ребенок считает, что оценка взрослого такая же, как у него, либо несколько ниже.

Ребенок с заниженной самооценкой ставит себя на нижние ступеньки. Свой выбор он не объясняет либо при объяснении ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Методика «Какой я?»

Справка
Разработал и внедрил методику «Какой я?» академик, доктор психологических наук
Р.С. Немов

Спросите у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, способный, трудолюбивый, честный. Впишите его оценки в таблицу и переведите их в баллы. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: