Тема2. Тенденции развития образования в современном мире

1. Проблема ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ.

   Проблема демократизации школы остается в центре вни­мания общественных и педагогических кругов в ведущих странах мира. Мощным стимулом демократизации школьных систем является движение общественности. Его участники настаивают на улучшении материального положения школы, ставят вопрос о модернизации школьного образования как потребности социального прогресса. В обсуждении проблемы демократизации школы участвуют не только ученые-профессионалы, но и представители поли­тических партий, профсоюзов, ассоциаций родителей. При этом складывается сотрудничество педагогических сил раз­личной ориентации. Например, во Франции эти проблемы поднимают влиятельные педагогические ассоциации: Группа нового воспитания. Кооператив Современной школы, Феде­рация учителей, Федерация родителей учащихся общест­венных школ и т. д.

   Следует иметь в виду два взаимоисключающих подхода в понимании демократизма общеобразовательной школы. В ос­нове одного – идея эгалитаризма и единообразия. До конца 80-х годов это была официальная доктрина школьной поли­тики бывшего СССР и в значительной мере Японии. Сторонники эгалитаристского подхода выдвинули тезис о равенстве всех детей от рождения. Они считают невоз­можным обеспечить каждому отдельному ученику высоко­качественное образование и предлагают, учитывая интересы и возможности групп учащихся, усиливать принципы единообразного образования. В практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих.

    Однако многие педагоги выступают против такой системы образования – это сторонники антиэгалитаризма. Йоширо Канемацу (Япония) пишет, что любая система образования выполняет две функции — собственно обучения и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Вовтором – о распределении по различным профессиональным и общественным стратам. Канемацу считает, что школа должна эффективно осуществлять обе функции и тем самым решать задачи демократического образования. Если смысл первой функции состоит в приобретении общего для всех образо­вания, то пафос второй функции – диверсификация обра­зования, то есть обучение сообразно индивидуальным спо­собностям, склонностям и интересам. Антиэгалитаристский подход к проблеме демократизации исходит из необходимости преемственности ступеней образования и вместе с тем основывается на идее плюрализма, вариативности, диверсификации общеобразовательной школы. Такой подход сейчас разделяют ведущие страны мира. Вслед­ствие этого открывается перспектива формирования много­значной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.

  Признаки системы образования демократического типа:

1. Равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность неза­висимо от социального положения, пола, национальной, ре­лигиозной, расовой принадлежности.

2. Децентрализация школьной сис­темы – право местных органов распоряжаться финансами и отбором педагогических кадров.

3. Преемственность всех ступеней школы. Это содержательная связь между предметами обучения в начальной, базовой и полной средней школой, благодаря чему дети легко усваивают более сложный материал на каждой новой ступени обучения.

4. Право родителей и учеников на выбор учебного заведения.

5. Такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: