1. Проблема ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ.
Проблема демократизации школы остается в центре внимания общественных и педагогических кругов в ведущих странах мира. Мощным стимулом демократизации школьных систем является движение общественности. Его участники настаивают на улучшении материального положения школы, ставят вопрос о модернизации школьного образования как потребности социального прогресса. В обсуждении проблемы демократизации школы участвуют не только ученые-профессионалы, но и представители политических партий, профсоюзов, ассоциаций родителей. При этом складывается сотрудничество педагогических сил различной ориентации. Например, во Франции эти проблемы поднимают влиятельные педагогические ассоциации: Группа нового воспитания. Кооператив Современной школы, Федерация учителей, Федерация родителей учащихся общественных школ и т. д.
Следует иметь в виду два взаимоисключающих подхода в понимании демократизма общеобразовательной школы. В основе одного – идея эгалитаризма и единообразия. До конца 80-х годов это была официальная доктрина школьной политики бывшего СССР и в значительной мере Японии. Сторонники эгалитаристского подхода выдвинули тезис о равенстве всех детей от рождения. Они считают невозможным обеспечить каждому отдельному ученику высококачественное образование и предлагают, учитывая интересы и возможности групп учащихся, усиливать принципы единообразного образования. В практике образования это приводит к сдерживанию преуспевающих.
|
|
Однако многие педагоги выступают против такой системы образования – это сторонники антиэгалитаризма. Йоширо Канемацу (Япония) пишет, что любая система образования выполняет две функции — собственно обучения и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Вовтором – о распределении по различным профессиональным и общественным стратам. Канемацу считает, что школа должна эффективно осуществлять обе функции и тем самым решать задачи демократического образования. Если смысл первой функции состоит в приобретении общего для всех образования, то пафос второй функции – диверсификация образования, то есть обучение сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам. Антиэгалитаристский подход к проблеме демократизации исходит из необходимости преемственности ступеней образования и вместе с тем основывается на идее плюрализма, вариативности, диверсификации общеобразовательной школы. Такой подход сейчас разделяют ведущие страны мира. Вследствие этого открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.
|
|
Признаки системы образования демократического типа:
1. Равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.
2. Децентрализация школьной системы – право местных органов распоряжаться финансами и отбором педагогических кадров.
3. Преемственность всех ступеней школы. Это содержательная связь между предметами обучения в начальной, базовой и полной средней школой, благодаря чему дети легко усваивают более сложный материал на каждой новой ступени обучения.
4. Право родителей и учеников на выбор учебного заведения.
5. Такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.