Развитие системы здравоохранения

· Началась кампания по обязательному прививанию оспы, причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12  октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице.

· Именно при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената.                                                                           Для противодействия проникновению и распространению инфекций по указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России.

· Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

· Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты.

· Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины

 

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи. Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов. В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила»

 

Екатерина оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, пьесы, эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).

Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта – «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября 1790 г.).

Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России – необычайная редкость).

Екатерина участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».

В  России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости.

Обнародованный в 1773 г. указ государыни «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов", явился по сути законом о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий;  светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств: православных и протестантов. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения.  В конце XVIII века только в одном Санкт-Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

При Екатерине оказывалась поддержка буддизму и исламу.

Буддизм получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»). Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Был положен конец принудительной христианизации, окончательно снят запрет на строительство мечетей

Екатерина разрешила ордену иезуитов, который был к тому времени официально запрещён во всех странах Европы, перенести свою штаб-квартиру в Россию.                               В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилёве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по её мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: