Условное и безусловное

 

Из природы абсолютного и относительного прямо вытекает характер условного и безусловного, как категорий. Мы здесь удовлетворимся только следующим. Условное есть то, что основано на ином, что имеет иное в качестве своего условия: 1) то явление считается обусловленным, которое имеет внешнюю причину-условие; 2) заключение (вывод) считается обусловленным, поскольку оно есть заключение именно из основания-предпосылок; тезис обусловлен основанием; всякая односторонность, часть обусловлены целым и т.д. Безусловное же есть то, что основано на самом себе. Например, целиком взятое логическое, т.е. логическое как таковое, не может логически основываться на другом; у логического нет другого логического основания. Логическое обусловлено реальным. Реальное не может быть логическим основанием логического, в противном случае получилось бы тождество реального с логическим, т.е. идеалистическая ошибка. С другой стороны, если для логического требовалось бы другое логическое основание, тогда и для последнего потребовалось бы иное логическое основание и т.д., что невозможно. Следовательно, необходимо признание логического, как основания самого себя.

Что представляет собой безусловное логическое, об этом разговор будет ниже. Здесь мы отметим только то, что безусловное есть единство условного и безусловного, где безусловное является господствующим моментом. Отрицание условного, категориально, дает безусловное, но такое безусловное не является более безусловным, поскольку ему не достает условного, противоположение с которым (совершаемое посредством отрицания) превращает его в обусловленное. Этот переход в противоположное полагает необходимость последнего. В определенном смысле, условное есть то, что утверждается или отрицается другим, но невозможно упразднение условного, как категории, оно необходимо, поскольку его отрицание дает безусловное; такое отрицание само есть определенное условие безусловного. Сказанное здесь означает и то, что само обусловленное должно содержать и безусловное, в противном случае не было бы категории безусловного, оно не было бы необходимым.

Невозможно и игнорирование безусловного, поскольку оно, это игнорирование, было бы сильнее безусловного, т.е. само было бы безусловным. Но отрицание заранее подразумевает отрицаемое, как какое-то положительное, поэтому выходит обусловленным и само это отрицание.

Следовательно, условное и безусловное с необходимостью требуют друг друга в их единстве. Эти категории посредством друг друга утверждают сами себя, т.е. являются категориями логического.

 

Частное и общее

 

Частное и общее здесь будут рассмотрены как категории логического (полнее они будут охарактеризованы позже). Эти категории существенны для логического, поскольку: 1) на эти категории опираются известные логические методы и соответствующие умозаключения: индукция, дедукция, редукция. Индукция — метод получения общего из частного, дедукция, наоборот — получение частного из общего; а редукция сведение частного, как следствия, к основанию; 2) каждое суждение, в сущности, есть единство частного и общего; 3)поэтому умозаключение и доказательство опираются на связь категорий частного и общего (ведь и связь частного с частным есть: а) применение этой категории, и б) эта связь не может не быть общей, единой для различающихся); 4) ведь понятие, в силу своей природы, есть общее. И понятие единичного является своеобразным общим, поскольку оно может быть необходимым единством существенных моментов единичного.

Категории частного и общего являются категориями онтологии, гносеологии и логики, поэтому они представляют собой категории своеобразной первой философии — диалектической логики.

Невозможно отрицание частного, поскольку то, что получится в результате отрицания, будет частным (например, отдельно представленное, общее будет отдельным, частным)... Поэтому отрицание частного (посредством общего) утверждает опять-же частное. Невозможно и отрицание общего, поскольку: 1) частное, полученное в результате этого отрицания, будет единственным, абсолютным, т.е. общим; 2) само это отрицание будет носить характер общности, это отрицание само будет общим. Поэтому отрицание общего утверждает опять-же общее (через частное). Постольку обе эти категории являются рефлексивными. Настоящее общее есть единство частного и общего. Следовательно, эти категории — категории логического.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: