Первичная обработка результатов в соответствии с правилами, описанными в предыдущих разделах (п.п. 3.3.2.-3.3.6.) осуществляется в Тестовой тетради (см. Цветное приложение). Рисунки, которые при подсчете показателя «Беглость» были признаны неадекватными, вычеркиваются. Рядом с адекватными рисунками записываются буквенные обозначения тех показателей, которые оцениваются в данном субтесте, и подсчитанное количество сырых баллов: Б — Беглость, 0 — Оригинальность, Н — Абстрактность названия, Р — Разработанность, 3 — Сопротивление замыканию.
Далее следует переходить к суммированию результатов. Для этого необходимо заполнить Таблицу №1 «Суммирование первичных результатов» на Бланке фиксации результатов (Приложение №3).
Для получения суммы баллов по показателям «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий», «Сопротивление замыканию» в каждом субтесте необходимо сложить баллы, которые получил по этим показателям каждый рисунок. Баллы за Разработанность, полученные обследуемым в каждом из образных субтестов, переводятся в обобщенные сырые баллы по Таблице №2 на Бланке фиксации результатов и затем уже заносятся в Таблицу №1.
|
|
Для получения суммы баллов по всем показателям для образной батареи в целом следует сложить баллы во всех колонках Таблицы №1. Следует напомнить, что некоторые показатели образной креативности подсчитываются не во всех субтестах. Например, для получения сырых баллов по Беглости суммируются данные второго и третьего субтестов. Сопротивление замыканию подсчитывается только во втором субтесте. А вот для получения сырых баллов по Оригинальности суммируются данные во всех трех субтестах плюс возможный бонус за объединение во втором и третьем субтестах и т. д.
Для подсчета обобщенного показателя Образная креативность, для сравнения Беглости, Оригинальности, Абстрактности названия, Разработанности, Сопротивления замыканию и Образной креативности в целом у разных людей, а также для понимания сильных и слабых сторон образного креативного мышления полученные суммы баллов (сырые оценки по всем показателям) необходимо перевести в шкальные значения.
3.3.8. Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность».
В качестве шкальных значений в образной батарее также используются Т-стандартные баллы (М=50 и а=10).
Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по каждому показателю («Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию»). Для перевода сырых значений в Т-баллы используется формула:
|
|
, где
I — порядковый номер обследуемого;
Ti — шкальное значение показателя (Беглость, Оригинальность, Разработанность, Название, Замыкание) у данного обследуемого;
Xi — сырая оценка показателя (Беглость, Оригинальность, Разработанность, Название, Замыкание) у данного обследуемого;
М — среднее арифметическое значение показателя (Беглость, Оригинальность, Разработанность, Название, Замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №7);
s — стандартное отклонение значений показателя (Беглость, Оригинальность, Разработанность, Название, Замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №7).
Нормативные данные (М и s), необходимые для получения Т-баллов, представлены в Таблице №7. В выборку вошли дошкольники и учащиеся школ Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Воркуты. Общий объем выборки 606 человек от 6 до 15 лет. Объем выборок по возрастам указан в таблице. Выборка включала детей с различным уровнем подготовки (от гимназических классов до классов выравнивания), с различной направленностью способностей (классы с различной специализацией).
В таблице №8 представлены нормативные данные, полученные Е. Торренсом. В выборку вошли учащиеся школ и колледжей различных штатов США, представители различных рас и этнических групп.
Анализ тенденций изменения М и а в зависимости от возраста по обеим таблицам позволил нам прийти к выводу, что статистически значимые различия между российскими и американскими данными отсутствуют. Наши данные близки данным Е. Торренса и по уровневым характеристикам, и с точки зрения прослеживающихся в них тенденций (по всем показателям, кроме «Абстрактности названий», нет роста средних значений в зависимости от возраста). Поэтому в образной батарее нормативные данные Е. Торренса могут быть использованы и для российской выборки как более достоверные с учетом большого объема американской выборки.
Таблица №7. редне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( s ) показателей Образной креативности (Российская выборка).
Возраст | Объем выборки | Беглость | Оригинальность | Разработанность названий | Абстрактность | Сопротивление замыканию | |||||
М | s | М | s | М | s | М | s | М | s | ||
6-7 лет | 97 | 21,0 | 73 | 15,9 | 11,0 | 9,2 | 5,3 | 3,9 | 3,6 | 5,6 | 3,5 |
8-9 лет | 81 | 20,3 | 6,6 | 12,6 | 7,6 | 4,7 | 1,9 | 4,1 | 4,0 | 7,7 | 3,6 |
10 лет | 54 | 22,6 | 6,5 | 17,8 | 9,0 | 9,4 | 3,6 | 5,1 | 3,4 | 7,8 | 4,1 |
11-12 лет | 190 | 21,5 | 8,2 | 14,6 | 9,5 | 7,6 | 3,3 | 5,4 | 3,6 | 8,6 | 3,8 |
13-15 лет | 184 | 22,0 | 8,8 | 13,9 | 7,1 | 7,7 | 3,0 | 3,9 | 3,6 | 9,4 | 3,7 |
Таблица №8. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения показателей Образной креативности (Американская выборка).
Возраст | Объем выборки | Беглость | Оригинальность | Разработанность | Абстрактность названия | Сопротивление замыканию | |||||
5 лет | 4863 | 23,7 | 8,7 | 14,9 | 6,8 | 5,7 | 2,9 | 4,3 | 2,9 | 8,9 | 3,9 |
6 лет | 7603 | 22,9 | 8,3 | 13,4 | 6,1 | 6,1 | 2,0 | 4,4 | 3,0 | 9,6 | 4,0 |
7 лет | 10095 | 23,3 | 8,0 | 14,2 | 6,0 | 6,4 | 2,1 | 5,4 | 3,3 | 10,1 | 3,9 |
8 лет | 11697 | 23,4 | 7,8 | 14,7 | 5,9 | 6,9 | 2,2 | 6,2 | 3,3 | 10,6 | 3,8 |
9 лет | 8873 | 23,1 | 8,0 | 15,5 | 6,1 | 7,3 | 2,4 | 6,7 | 3,2 | 10,5 | 3,7 |
10 лет | 7995 | 22,8 | 8,1 | 15,9 | 6,3 | 7,6 | 2,5 | 7,0 | 3,2 | 10,8 | 3,8 |
11 лет | 5052 | 22,1 | 8,0 | 15,7 | 6,2 | 7,3 | 2,4 | 7,0 | 3,2 | 10,5 | 3,6 |
12 лет | 3338 | 19,0 | 7,3 | 14,0 | 5,8 | 7,6 | 2,5 | 7,0 | 3,2 | 9,7 | 3,7 |
13 лет | 2288 | 19,5 | 7,6 | 14,2 | 5,8 | 7,7 | 2,5 | 7,7 | 3,5 | 10,3 | 3,8 |
14 лет | 1376 | 19,7 | 7,8 | 14,3 | 6,2 | 7,7 | 2,5 | 7,2 | 3,4 | 10,0 | 3,6 |
15 лет | 921 | 18,4 | 6,7 | 13,3 | 5,2 | 7,4 | 2,3 | 7,6 | 3,4 | 9,8 | 3,6 |
16 лет | 805 | 18,2 | 7,1 | 13,3 | 5,3 | 7,4 | 2,4 | 7,7 | 3,7 | 9,7 | 3,6 |
17 лет | 787 | 18,4 | 6,6 | 14,7 | 5,8 | 7,5 | 2,4 | 8,7 | 3,8 | 10,2 | 3,5 |
Для получения обобщенного показателя «Образная креативность» (ТОК) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (ТБ), Оригинальности (ТО), Разработанности (ТР), Абстрактности названий (ТН), Замыканию (ТЗ) и поделить эту сумму на пять:
Пример полной обработки образной батареи с расчетом Т-баллов по всем показателям Образной креативности приведен в Цветном приложении (начало обработки результатов) и Приложении №3. При оценке Оригинальности использовались списки ответов для обобщенной выборки 6-15 лет. При переводе сырых значений показателей Образной креативности в Т-баллы использовались российские нормативные данные (Таблица №7).
|
|
Вернуться к оглавлению