Абстрактность названий

Показатель «Абстрактность названий» отражает «способность вы­делять главное, способность понимать суть проблемы» (Е. Торренс).

Эти способности связаны с мыслительными процессами синтеза и обобщения. В тесте они проявляются через уровень абстрактности названий, придуманных обследуемым к своим рисункам. Хорошее название помогает воспринимать рисунок глубже и богаче.

Показатель «Абстрактность названий» оценивается только в тех ответах, которые при подсчете параметра «Беглость» были признаны адекватными.

Абстрактность названий подсчитывается в Субтесте №1 «Созда­ние рисунка» и Субтесте №2 «Незавершенные фигуры».

Названия к рисункам оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов в со­ответствии со следующими критериями:

Баллов

Очевидные названия, простые заголовки (наименования), конста­тирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова.

Например: «Человек», «Сад», «Слон», «Горы», «Булочка» и т. п.

Балл

Простые описательные названия. Эти названия описывают конк­ретные свойства нарисованных объектов. Как правило, они выража­ют на вербальном уровне то, что мы видим на рисунке.

Например: «Девочка с большим бантом», «Злая собака», «Груст­ный мальчик», «Влюбленная пара», «Карандаш на бумаге», «Шторы с карнизом», «Человек с большим носом» и т. п. Названия, которые описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке.

Например: «Работающий человек», «Мальчик болеет», «Летя- - щи и змей», «Отдыхающий кот» и т. п.

Названия, из которых легко выводится наименование класса, к которому названный объект принадлежит.

Например: «Колли (собака)», «Альпы (горы)», «Венера (плане­та)» и т. п.

Балла

Образные описательные названия. Такие названия носят неско­лько необычный, поэтический, образный характер. Они также отра­жают то, что изображено на рисунке.

Например: «Длиннорукий дядюшка на севере», «Последняя мода с Марса», «Собака по имени Кинг», «Во поле береза стояла», «То­поль на Плющихе» и т. п.

Названия, описывающие чувства или мысли изображенных людей или предметов.

Например: «Давай поиграем», «Ты неправ», «Кто сказал, что я вы­гляжу нелепо?», «Ну разве я не прелесть?», «Возьмемся за руки друзьячтоб не пропасть поодиночке» и т. п.

Балла

Абстрактные, часто философские (но адекватные) названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный внутренний смысл, выходящий за пределы изображения.

Например: «Время твоей жизни», «Нечаянная встреча», «Лиш­ний», «Все течет, все изменяется» и т. п.

Сопротивление замыканию.

Показатель «Сопротивление замыканию» отражает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного ре­шения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи» (Е. Торренс).

Менее творческие люди имеют тенденцию преждевременно пере­ходить к заключениям без учета всей доступной информации. Вы­полняя задания Субтеста №2 «Незаконченные фигуры», такие люди завершают фигуры немедленно — прямыми или ломаными линиями, исключая возможность для создания более сильных, оригинальных рисунков.

Показатель «Сопротивление замыканию» подсчитывается только в Субтесте №2 «Незаконченные фигуры».

Рисунки обследуемого оцениваются по шкале от 0 до 2 баллов в соответствии со следующими критериями:

Баллов

Фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помо­щью прямой или простой кривой линии, сплошной штриховки или рас­крашивания (Рис. 14а, б, в). Буквы алфавита или цифры оцениваются также в 0 баллов.

 

Балл

Решение превосходит простое замыкание фигуры. Обследуемый быстро и просто замыкает фигуру, но потом дополняет ее деталями снаружи (Рис. 15а, б). Если детали добавляются только внутри зам­кнутой фигуры, то ответ оценивается в 0 баллов.

Балла

Стимульная фигура не замыкается вообще (Рис. 16а-е).

Стимульная фигура замыкается с помощью линий сложной конфи­гурации (Рис. 17).

Стимульная фигура становится открытой частью закрытой фигуры (Рис. 18). Буквы и цифры оцениваются в 0 баллов.

Следует отметить, что более достоверная оценка показателя «Со­противление замыканию» получается в том случае, если обследуе­мый успевает завершить все фигуры. Этот факт необходимо учиты­вать при интерпретации результатов тестирования.

Вернуться к оглавлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: