Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет в большей степени направлено на формирование социальных отношений. В этом возрасте дети учатся понимать эмоции и чувства других людей: сочувствовать, жалеть, поддерживать. Большую роль в становлении этих качеств играет отношение взрослых к ребенку и между собой. На первых этапах ребенок распознает эмоции по своим ощущениям, интонации, мимике, ему сложно понять, почему человек обиделся, расстроился. Линию поведения в нестандартной ситуации малыш выстраивает по шаблонам, основанным на наблюдении за близкими людьми. Если в семье принято просить прощение, жалеть и уважать друг друга, то кроха быстро копирует такое поведение, применяет его, следуя своей интуиции. Чтобы помочь ребенку быстрее разобраться в чужих эмоциях, подбирать правильную модель поведения, следует в 4-5 лет обучить его простым методам анализа ситуации:

- ставить себя на место другого человека, понять, какие бы эмоции вызвали слова, действия, направленные на самого ребенка;

- сравнивать разные ситуации, видеть различия и сходства;

- предугадывать возможную реакцию человека на слова или действия.

Проще всего научить ребенка правильному выбору шаблона поведения, читая сказки и рассказы о дружбе, добре и зле. Обсуждайте ситуации, происходящие с героями историй, предлагайте подумать над ситуацией с разных сторон, прочувствовать эмоции каждого персонажа.

Контроль эмоций

В 4-5 лет дети уже могут учиться сдерживать свои эмоции: переключаясь на другой вид деятельности, считая про себя, отжимаясь или бегая. Кроме этих простых способов сдерживания негативного порыва, рекомендуется показать малышу, как правильно давать выход скопившемуся негативу. Удержавшись от истерики раз, два, ребенок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. В итоге, относительно спокойный малыш может сорваться и в относительно простой ситуации устроить истерику. Психологи считают, что лучшим способом избавиться от негатива является арт-терапия.

Умение выразить свои внутренние переживания при помощи художественных методов позволяет ребенку сбросить напряжение, а взрослым заметить изменения, происходящие с малышом. Заметив, что ваш карапуз изменил предпочтения в цветовом решении, изменил привычные образы, обязательно спросите, что он нарисовал, почему выбрал именно такой цвет. Через обсуждение рисунка вы сможете оценить эмоциональное состояние ребенка, обсудить с ним волнующие его события. Нервная система детей 4-5 лет еще не окрепла, часто причинами негативных реакций становится усталость или нехватка внимания со стороны взрослых. Ребенок в 4-5 лет нуждается в режиме дня, эмоционально полном общении с родителями. С малышом не обязательно проводить целый день, общаясь и играя, нужно находить хотя бы час ежедневно для обсуждения важных для ребенка вопросов, общения вне бытовых дел.

 

Сенсорное развитие

Умение правильно воспринимать поступающую из разных каналов (слух, зрение, пальчики) информацию играет большую роль в формировании прочной базы знаний, развитии умственных способностей ребенка. В 4-5 лет рекомендуется стимулировать познание окружающего мира через игру. Органы чувств ребенка уже полностью сформировались, активно идет процесс создания информационных связей в головном мозге. Так, увидев знакомый предмет, малыш вспомнит, как он звучит, каков на ощупь, по весу и т. д. Получив для изучения новый предмет, малыш может оценить его на сходство с уже знакомыми игрушками и вещами. В 4-5 лет происходит формирование прочных связей между словами и предметами. Малыш не только знает, что как называется, но и может соотнести название цвета, формы, веса, положения в пространстве с определенными предметами. Активно происходит соотношение окружающих вещей и обобщающих слов, характеристик. Для стимуляции сенсорики рекомендуется:

· продолжать изучение математических и логических понятий: форма, масса, расположение в пространстве, ширина, высота и т. д.;

· расширять базу знаний о свойствах предметов: цвет, гладкость, температура и т. д.;

· предлагать применять обобщающие слова (посуда, животные, мебель) к окружающим предметам;

· расширять познания звуков и музыки; знакомить с разными вкусами продуктов.

 

 

Музыкальное развитие

В 4-5 лет следует продолжать развивать умение ребенка различать звуки, чувствовать музыку, выражать эмоции в танце. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, расширяют базу знаний. Хорошо предлагать малышу:

· Слушать классические произведения;

· Пытаться понять, что чувствовал автор, создавая композицию;

· Учиться различать темп и ритм музыки;

· Слушать детские песенки, подпевать им;

· Разучивать простые танцевальные движения;

· Изучать музыкальные инструменты, запоминать их названия и звучание;

· Играть на музыкальных инструментах (игрушечных и настоящих);

· Слушая музыку, танцевать, выражая свое отношение не только словами, но и движениями.

 

Речевое развитие

В норме в 4-5 лет речь ребенка должна быть чистой, понятной не только родителям, но и всем окружающим людям. Свойственная предыдущему периоду замена слогов, проглатывание окончания и неправильное согласование слов должны исчезнуть. Речь ребенка должна быть структурированной, состоять из связанных между собой простых и сложных предложений, наполненных всеми частями речи (кроме деепричастий и причастий).

Речь нормально развита, если ребенок:

- строит фразы, состоящие из 6-9 слов;

- полностью понимает обращенную к нему речь;

- при необходимости меняет слова во времени;

- применяет правильно множественное и единственное число (к 5 годам);

- воспринимает и применяет предложенную корректировку со стороны взрослого;

- произносит звук “Р”. Если к 4,5 годам малыш не произносит этот звук — необходимо обратиться к логопеду за корректировкой;

- знает наизусть одно или несколько стихотворений;

- может рассказать, чем отличается человек от животного;

- находит по устному описанию предмет;

- понимает значение и правильно применяет предлоги;

- может поддержать беседу, ответить на вопрос, правильно сформулировать свой;

- по просьбе может пересказать услышанную историю по памяти, или опираясь на картинки;

- знает свое имя, фамилию, город проживания, имена родителей.

 

Если к 4,5 годам у ребенка отсутствует одно или несколько из перечисленных речевых навыков, следует предложить ребенку проработать слабое место, при необходимости обратиться к логопеду за консультацией.

Особенного внимания к срокам приобретения речевых навыков нужно уделить детям, не посещающим дошкольные учреждения. В большинстве детских садов ежегодно дети проходят оценку речевых умений и в зависимости от уровня развития речи посещают занятия в логопедическом пункте или переводятся в специальные логопедические группы при выявлении серьезных нарушений. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то контроль за появлением речи ложится на плечи родителей. Рекомендуется посетить логопеда в 4 года и в 6 лет. В 4 года специалист оценит уровень речи, готовность мышц и активный словарь. Но сложности с произношением звука “Р” проявляются только к 5 годам и могут исправиться самостоятельно. Если к 5,5 годам малыш не выговаривает “Р” или делает это не четко, следует посетить логопеда для назначения специальных занятий.

Для совершенствования и обогащения речи малыша следует ежедневно предлагать ему:

· Беседовать о повседневных делах, событиях. Привлекайте ребенка к активному диалогу, предлагайте задавать вопросы и давать ответы на ваши в развернутом виде. Активная практика — лучший тренажер речи;

· Читайте и обсуждайте книги. Чем больше различных сказок и рассказов вы прочитаете ребенку, тем богаче будет его активный словарь;

· Предлагайте выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для четкого выговаривания звуков, тренировки мышц лица полезны не только для деток со сложностями в произношении. Малыши, хорошо произносящие основные звуки, при помощи гимнастики для лица тренируют выразительность, дикцию, дыхание;

· Учите вместе с ребенком скороговорки, стихи, небольшие отрывки сказок. Предлагайте рассказывать выученные тексты в разном темпе, с интонацией. Пусть малыш попробует рассказать стихотворение в разном эмоциональном тоне (весело, грустно);

· Расширяйте знания об окружающем мире.

Речь — сложное умение, появляющееся постепенно. От того, сколько усилий вы приложите, как часто будете разговаривать с ребенком зависит чистота и качество активной речи.

 

Мелкая моторика

Чем чаще малыш играет с небольшими предметами, выполняет задания, в которых задействованы пальчики рук, тем легче ему будет освоить навык письма. Учить писать прописные буквы в возрасте 4-5 лет не рекомендуется. На этом этапе лучше ограничиться рисунками и раскрасками. Дело в том, что почерк человека формируется где-то в 4 года и ранее научение письму может закрепить неправильный навык написания букв. В 4-5 лет предложите ребенку попробовать рисовать печатные буквы для закрепления знаний алфавита.

Мелкую моторику рук в 4-5 лет хорошо развивать при помощи игр и бытовых занятий:

- Застегивать и расстегивать пуговицы, замочки на собственной одежде и бизиборде;

- Завязывать и распутывать узелки;

- Рисовать карандашом, кисточкой, губкой, мелками, песком;

- Вырезать детскими ножницами фигурки, снежинки;

- Лепить простых зверей и бытовые предметы из пластилина;

- Нанизывать бусины на шнурки, ленты, нитки;

- Складывать пазлы, разрезные картинки;

- Конструировать по образцу и для игровых целей;

- Играть с наклейками;

- Сортировать крупы и другие мелкие предметы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: