Исторические модели образования (прочитать)

Образование возникает вместе с появлением человеческого общества. Люди тем и отличаются от животных, что способны не только чему-то учиться, получать необходимую им информацию об окружающем мире, но и сохранять её, передавать из поколения в поколение. Эта способность обеспечивает общественный прогресс. Новым поколениям не надо каждый раз открывать уже открытое. Усвоив наследие предков, можно сосредоточить усилия на поиске новых знаний, выработке новых умений.

Но в разные исторические эпохи способы передачи культурного наследия из поколения в поколения отличались друг от друга.

 

В первобытную эпоху образование проходило непосредственно в общении, устной речи, подражании. Главным способом обучения был принцип «Делай, как я!» Достигнув совершеннолетия (по тогдашним меркам), мальчики и девочки должны были доказать, что они научились всему, что необходимо в жизни, во время специальных обрядов посвящения во взрослую жизнь – инициаций. В результате человек овладевал всеми ценностями культуры, но только в рамках общины, племени, то есть ограниченного сообщества первобытных людей.

 Следующий шаг в развитии образования связан с возникновением первых цивилизаций и с изобретением около трёх с половиной тысяч лет назад письменности. Теперь, чтобы овладеть культурным наследием, нужно было вначале изучить систему знаков для её передачи. Этому можно было научиться только в специальном учреждении – школе. Первые известные в истории школы – это школы писцов. Вначале учителями были храмовые жрецы, а учениками – выходцы из привилегированных слоёв общества. Ведь обучение длилось достаточно долго. Например, в Древнем Египте, чтобы научиться читать и писать иероглифы, требовалось 10 – 12 лет. Люди, прошедшие обучение, образовывали особую социальную группу – писцов – и занимали высокое место в системе тогдашнего египетского общества.

 

Более быстрым, лёгким и эффективным процесс обучения стал после изобретения алфавита, буквенного письма. Первую азбуку придумали финикийцы около 2000 года до н.э. Теперь грамотность стала распространяться не только среди жреческого сословия. Письму обучались также дети купцов и ремесленников.

Новые цели появились у системы образования в античном обществе. Главной задачей древнегреческой школы было формирование всесторонне развитого гражданина полиса. Поэтому в них учили не только читать и писать. Школь­ники занимались музыкой, стихосложением, различ­ными видами спорта, учились излагать свои мысли, вести дискус­сию. В Древнем Риме впервые появились школы для девочек.

В средневековой Европе первоначально практически единственными очагами образования были монастыри. Спрос на образованных людей, в сравнении с античностью сильно упал. Многие представители знатных дворянских родов были неграмотными. Вы, наверное, помните из уроков истории, что первый император франков Карл Великий, очень уважавший образованных людей, так и не научился писать. Неграмотным был и Вильгельм Завоеватель. Что, впрочем, не помешало ему подчинить себе Британию. Для этого важнее были другие знания и умения. Священникам же необходимо было уметь читать, чтобы вести церковные службы. В школах, кроме письма и чтения, осваивали основы религиозного вероучения. Такая ситуация была характерна не только для христианской Европы, но и для других обществ, основой мировоззрения которых была религия.

Но, начиная с 12 века, во многих городах Европы (Италии, а затем Англии и Франции) появились университеты. Именно они стали новыми центрами образования и интеллектуальной жизни. Кроме богословия, в университетах изучали право, медицину и так называемые «свободные искусства», среди которых были геометрия, астрономия, философия. В университетах средневековой Европы впервые начал осуществляться принцип открытости системы образования. Языком науки и школы стала латынь. Поэтому студенты могли поступать и учиться в университетах разных стран.

 

Следующий этап в развитии образования начался в 16 – 18 веках, в Новое время и эпоху Просвещения. Возникли совершенно новые типы учебных заведений: высшие инженерные, торговые, военные, технические, сельскохозяйственные школы. Образование всё больше отделяется от церкви, приобретает светский, то есть нерелигиозный, характер.

С переходом к индустриальному обществу нужда в образованных людях возросла. И не только в специалистах: инженерах, агрономах, врачах, юристах. Рабочие на предприятиях с новой машинной техникой, должны были быть хотя бы элементарно грамотными. Государства стали осуществлять собственную образовательную политику: вводилось всеобщее обязательное образование детей.

Все перечисленные системы образования объединяло одно: они ориентировали учащихся на усвоение готового знания, сложившихся способов деятельности. Предполагалось, что полученного образования человеку хватит на всю жизнь. Пока экономические и технические изменения в обществе происходили достаточно медленно, такой подход был вполне приемлем.

Образование сегодня

Но теперь ситуация совсем иная. Объём информации растёт лавинообразно. Появляются новые научные дисциплины. Сейчас их насчитывается уже около 15 тысяч. Человек должен научиться ориентироваться в этом огромном информационном потоке. Кроме того, мир становится все более «открытым». Государства сотрудничают между собой в экономической сфере, осуществляют совместные научные проекты. Жители разных стран и континентов гораздо чаще контактируют друг с другом: турпоездки, учёба или работа за рубежом, брак, иммиграция – все это становится привычным. Поэтому человеку нужно научиться понимать других людей, быстро и безболезненно вживаться в чужое для него жизненное пространство. Академических и информационных навыков для этого недостаточно. Необходимо формировать правовую, политическую, гуманитарную культуру личности. Большое значение приобретают экологические знания – умение жить в гармонии с окружающей средой. Таким образом, образовательный идеал 21 в. – развитие личности обучающегося, формирование у него потребности в постоянном самообразовании и умений его осуществлять.

Повторим основные идеи сегодняшнего занятия:

· образованиецеленаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения че­ловека

· в современном мире от уровня развития образования зависит уровень развития страны в целом, уровень образованности определяет место человека в обществе

· системы образования, существующие в том или ином обществе, отражают уровень его развития

· современное образование должно быть личностно-развивающим, опережающим.

 Домашнее задание: Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Вопросы

1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

3.Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

4.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

                                                                                                                                             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: