Влияние ересей в России 14-17 веков на последующее развитие раскола

Проникновение тайных разрушительных учений в Россию началось во второй половине XIV века. В то время внедрение манихейства, провозглашающего тщетность всех религий, было, конечно, невозможно, так как религиозное сознание народа было еще высоко. Именно поэтому тайная разрушительная работа «тайны беззакония» в России начинается с появления отдельных ересей.

Так, в летописях 1376 года читаем:

«Того же лета побиша в Новгороде стригольниковъ еретиковъ, диакона Никиту, и Карпа простца, и третиего человека съ ними, свергоша их с мосту, развратниковъ святыя веры Христовы»[63].

Не случайно первые, приобретающие политическое значение ереси, появляются при Иване III, который впервые стал «собирать» русские земли в одно централизованное государство.

Вначале появились стригольники. Стригольниками они назывались потому, что ново-поставленным дьяконам выстригали волосы на темени.

Иосиф Волоколамский называет Карпа-стригольника псковичом[64]. Так что не вдруг инок Ефросин именно во Пскове решил «вдруг» сугубить аллилуйю.

Ересь стригольников просуществовала более пятидесяти лет (с 1376 г. по 1427г.) и, несомненно, подготовила почву для внедрения и распространения в конце века другой ереси — ереси жидовствующих. Распространению последней во многом способствовал дух свободомыслия, царивший в Новгороде и Пскове. Известно, что к тому времени там установилось правление, близкое к республике, о чем пишет известный историк и масон Карамзин:

«Так Новгород покорился Иоанну, более шести веков слыв в России и в Европе державою народною или Республикою»[65].

Мнение о том, что большинство наших историков были масонами (отсюда и искажения истории) широко распространено. Например, критик Н.М. Карамзина историк Г. Полевой пишет с иронией по поводу грандиозного труда Н.М. Карамзина:

«Карамзин, проникнутый современным просвещением Европы, смелым и деятельным умом своим двинул современников вперед, но оставил их только каменщиками, сам же был Зодчим и великим Зодчим»[66].

В Новгороде демократическая форма правления и удаленность от власти великого князя создавали благоприятную среду для вольнодумства и смуты. В 1469 году, когда новгородцы в последний раз «призвали к себе князя», прибыл с Михаилом Олельковичем в Новгород жид Схария — эмиссар «тайны беззакония», основавший первое тайное общество. По причине скрытности ее характера, борьба с ересью началась лишь через двадцать лет после ее появления в Новгороде. Можно предположить, как глубоко укоренилась ересь в эти годы.

Между ересью жидовствующих и стригольниками в чем-то была разница, но нельзя не заметить и сходства. «Обе были плодом умствования, хотя умствование и вело по различным направлениям. Но умствовали немногие: массы последовали за ними, имея в виду только протест. Отступление от буквы догмата нужно было им лишь, как знамя для политического протеста. Новгородский север долго удерживал свою самостоятельность, долго влиял на значительную часть России»[67].

Ересь жидовствующих возникла в Киеве, так как три века до того, уже евреями была заселена даже целая улица. Жидовствовавшие не верили в божественность Иисуса Христа, признавали иконы за идолов и т.д.

Мнения жидовствующих можно изложить в следующих положениях:

1. Они отрицают бывшее уже воплощение Сына Божия.

Иисус нового завета, по их мнению, был только «пророк», как пророк Моисей; они поэтому не веруют также и в Его воскресение из мертвых.

2. Они придерживаются больше Ветхого завета, чем Нового, и закон Моисея объявляют Божественным установлением, обязательным еще и теперь. Вследствие этого они отвергают почитание святых икон, как и почитание «богоугодных» святых.

3. В святом причащении они не признают Тела и Крови Иисуса Христа, но считают его простым обрядом.

4. Пасху празднуют они по еврейскому календарю.

5. В среду и пятницу они не постятся.

6. Наконец, они виновны и в других неприличных, еретических поступках[68].

Во Пскове же родился представитель рационалистского направления в духовной сфере, Белозерский игумен Артемий.

Артемий ездил в Германию и ознакомился там с церковными порядками. Он встречался с духовными лицами. Зарождавшееся протестантство оставило на нем свои следы. Он вернулся рационалистом и как игумен Белозерского монастыря имел возможность найти себе многих последователей. Между светскими последователями религиозного рационализма является наиболее влиятельным Матвей Башкин. Башкин признавался, что его мысли о реформе были навеяны двумя иностранцами.[69].

Влияние протестантства на русский раскол рассматривается крайне редко. Например, оно было усмотрено преосвященным Игнатием Воронежским. Известно, что выгорецкая беспоповская община отворяла радушно двери своей обители людям лютеранского закона. Едва ли многие, однако, видели эту связь между западно-европейским протестантством и русским расколом»[70].

Феофан Прокопович, известный сторонник лютеранства между духовными лицами своего времени, писал «увещание к невеждам», разумея под невеждами раскольников. Нельзя предположить, чтобы Феофан Прокопович оказывал расположение к протестантству лишь как к религии любимой им Германии, Прокопович видит в раскольниках лишь невежд и, будучи по воцарении Анны Иоанновны первым лицом в русском духовенстве - содействует строгому преследованию раскольников, то очевидно он не видел ничего общего между протестантством и расколом. Да видели ли многие это сходство и из последователей раскола?»[71]

Во времена Ивана III много новгородских семейств, знатных и влиятельных были переселены в Москву. Понятно, что новгородские вольности их были ограничены. Им нужен был бунт.

«Нужно было найтись только удобной почве: эта почва была религиозная, та, к которой привлекаются толпы борцов, когда политическая борьба уже кончена»[72].

Между приверженцами ереси жидовствующих в Новгороде мы видим священников Дениса и Алексея, и именно эти священники, один из которых Алексей переименовал себя, в ветхозаветном духе, Авраамом и жену свою переименовал в Сару. Так вот именно они были переведены Великим князем Иваном III в Московский Успенский собор, следовательно- отмечены. Великая княгиня Елена, сноха Ивана III, придерживалась ереси жидовствующих.

Да и сам Иван III признавался Иосифу Волоколамскому, что сектанты хотели обратить его в свое учение и им почти это удалось. [73].

В распространении ересей большая роль принадлежит свите Софии Палеолог. Нельзя не сказать о браке Ивана III с Софией Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Отец Софии (тогда Зои) Фома, взяв с собой великую православную святыню- честную главу Святого Андрея Первозванного, отправился из разгромленного турками Константинополя в Ватикан. Там дали приют и кров ему и его детям. Дети (включая будущую российскую царицу Софию), воспитывались в католическом духе. Когда возникла мысль выдать Софию (тогда Зою) замуж за русского царя, то эта мысль пришлась по вкусу папе Римскому, так как у России он хотел искать защиту от турок. Папа снарядил в Россию целую экспедицию во главе с папским легатом. И Папа, и все члены делегации были убеждены (усердием авантюриста Вольпе, который беззастенчиво обманывал и русских, и итальянцев), что русский царь мечтает принять католичество[74].

Сам по себе этот брак укреплял позиции России как наследницы Византии. Но вот незадача- византийская принцесса оказалась католичкой.

Однако, прямо на русской границе, в одночасье, София отбросила свое католичество и стала то ли играть роль, то ли и правда, стала истинной православной[75]. Поверить в это сложно, но возможно. Но совершенно невозможно поверить, что вся многочисленная свита византийской принцессы в одночасье перешла в православие. А это были люди образованные, которых немного было на Руси. Они умели убеждать.

Был момент, когда царь удалил ее с сыном от себя, но затем снова вернул. Дочь Ивана III вышла замуж за литовского князя- католика, сноха придерживалась ереси жидовствующих. Плюс ко всему огромная свита невесты, состоящая из католиков- все это наверняка сыграло роль в укреплении ересей.

Стремление к реформам пробуждалось тогда всюду в Европе; оно отозвалось и в России, и очень естественно отозвалось прежде всего там, куда доходили отголоски из Европы: во дворце и в высшей духовной и гражданской сферах»[76]..

До введения опричнины царем Иоанном Грозным ересь жидовствующих просуществовала почти сто лет, превратившись в крупномасштабный, хорошо замаскированный, государственный заговор, нити которого тянулись за пределы Государства Российского. Целью опричнины было раскрытие и подавление этого заговора.[77]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: