Лекция 1. Цели, содержание, формы и методы работы с родителями

Современный учитель должен учитывать семейный фактор, оказывающий влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка.

 

Ц ель взаимодействия педагогического коллек­тива с родителями — глубокая интеграция родителей в педа­гогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для при­влечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых:

■ активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при при­нятии решений на различных этапах организации взаи­модействия;

■ формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;

■ объективация поведения, что предполагает получение по­стоянной обратной связи;

■ партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.

К условиям, способствующим эффективному взаимодействию школы и семьи, относятся:

■ ситуация совместной деятельности;

установление постоянного двустороннего информацион­ного контакта между участниками взаимодействия;

■ систематическое и целенаправленное включение в со­вместную деятельность всех субъектов воспитательного процесса;

■ формирование положительного отношения к взаимодей­ствию участников на фоне благоприятного эмоциональ­ного самочувствия.

Кроме того, педагогическое взаимодействие школы и семьи вы­полняет следующие функции:

просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новей­шей научной информацией о семье как педагогической системе;

обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний об­разовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;

воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;

развивающую, оказывающую влияние на личностный рост ро­дителей и детей;

исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;

информационную, обеспечивающую постоянный обмен информа­цией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;

корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осу­ществить программу коррекции семейных отношений в сотрудни­честве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);

прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать со­вместно с родителями перспективу этого развития;

организационную, проявляющуюся в умении организовать раз­нообразные формы сотрудничества родителей и детей с образова­тельным учреждением в учебное и внеучебное время;

координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

 

Новые информационные технологии в педагогике позволяют существенно совершенствовать традиционные формы работы с родителями: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивиду­альные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов вос­питания и развития детей разного возраста. Направлениями усовершенствования могут стать способы передачи содержания, приемы
изложения материала, использование мультимедийных технологий. Успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного,
системного подхода к организации работы с родителями.

Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает и новые формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия. Главное, чтобы все формы использовались в работе с родителями одинаково эффективно и приносили наилучший результат.

Семинар для родителей способствует повышению педагогической культуры родителей. Может носить и коллективный, и групповой характер. В первом случае семинар предполагает обсуждение ряда общих для всех родителей вопросов воспитания и развития личности ребенка. Как групповая работа семинар предполагает обсуждение ряда проблем, существующих в нескольких семьях одновременно со схожими негативными проявлениями. Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие методы:

 

■ общение с приглашенными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками, дефектологами и т. п.) по отдельным вопросам. Разговор должен проходить на языке, понятном родителям, с живыми, образными при­мерами ситуаций;

 

■ дискуссии, в основе которых — конкретные педагоги­ческие ситуации, пережитые родителями. Цели дис­куссии — нахождение причины возникшей проблемы, а также совместная выработка оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основыва­ясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

 

■ анализ педагогического опыта, суть которого заключает­ся в обсуждении содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

Еще одной, не менее эффективной формой работы с родителями является групповое и индивидуальное консультирование. Консуль­тация предполагает соблюдение ряда этапов, в числе которых:

■ позитивный контакт с родителями: диагностирование существующей проблемы;

■ разработка программы действий для педагога, родителей и самого ребенка;

■ реализация программы;

■ анализ эффективности проделанной работы.

Эту форму взаимодействия используют для совершенствования родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимо­действия, осознания ценности воспитания в семье, оптимизации форм родительского воздействия на детей и т. п. Групповое консуль­тирование рекомендуется родителям, дети которых имеют особен­ности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д.

 

Посещение семей является очень эффективной формой взаимо­действия с родителями учащихся, если основывается на тщательном и всестороннем изучении каждого члена семьи, каждого ребенка, если в ней в единстве реализуются следующие задачи:

■ знакомство с материально-бытовыми условиями жизни семьи,

■ определение психологического климата в семье,

■ выявление зависимости поведения ребенка в семье от характера межличностных отношений других членов се­мьи;

■ выявление трудностей в воспитании, испытываемых ро­дителями;

■ изучение традиций семейного воспитания;

■ отбор необходимых форм и методов коллективной, груп­повой и индивидуальной работы с членами конкретной семьи на основе анализа полученных данных.

 

 

При каждом посещении семьи педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Четко поставленная цель по­сещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями. В таком случае беседа с родителями и наблюдения за образом жизни ни семьи проходят более результативно, существует возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи. Можно предложить родителям поделиться на родительских собраниях своим воспитательным опытом, традициями семейного воспитания.

Деловые игры в работе с родителями максимально приближают участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку.

Целями деловых игр являются выработка и закрепление опреде­ленных навыков, умений семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т. п. В играх могут принимать участие учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и др.

Дискуссионный родительский клуб представляет собой педаго­гическое мероприятие определенной тематики, где поиск ответов на вопросы зачастую носит дискуссионный характер и нередко перехо­дит в заинтересованное обсуждение. Педагогическую ценность эти клубы имеют только в том случае, если в них создается ситуация не­принужденного, равноправного общения родителей и педагогов.

Встречи за «круглым столом» позволяют сделать общение родителей и педагогов более камерным, неформальным. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.

Общешкольные родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Родительские конференции прово­дятся нечасто, как правило, один раз в год. Желательно, чтобы в них участвовало большинство родителей школьников с I по XI класс. Их ценность заключается в том, что более опытные, зрелые в педагогиче­ском плане родители могут поделиться своими знаниями и навыками воспитания с молодыми семьями, предостеречь их от нежелательных действий в отношении детей.

День открытых дверей — это комплекс ежегодно проводи­мых мероприятий, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно-воспитательный процесс в школе, и дать им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения. В организации мероприятий в рамках Дня открытых дверей принимают участие все школьные структуры: от админи­страции до органов детского самоуправления. В этот день родители получают уникальную возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется, а также оценить материально- техническую базу школы, психологический климат и культурную среду образовательного учреждения.

Особой формой взаимодействия семьи и школы являются прак­тические занятия, направленные на выработку и закрепление педа­гогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретически­ми представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются различные тренинги.

Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.

 

 

Задание 2.

1. Изучите материалы лекции «Учитель и родители как партнёры».

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции (можно пользоваться другими источниками или дополнять материалы лекции):

1) Что понимается под партнерством в образовании?

2) Перечислите формы участия родителей в управлении школой.

3) Назовите новые роли классного руководителя в работе с семьей.

4) Найдите и запишите  значение слова «фасилитатор».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: