Современный учитель должен учитывать семейный фактор, оказывающий влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка.
Ц ель взаимодействия педагогического коллектива с родителями — глубокая интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых:
■ активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;
■ формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;
■ объективация поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;
■ партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
К условиям, способствующим эффективному взаимодействию школы и семьи, относятся:
■ ситуация совместной деятельности;
установление постоянного двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия;
■ систематическое и целенаправленное включение в совместную деятельность всех субъектов воспитательного процесса;
■ формирование положительного отношения к взаимодействию участников на фоне благоприятного эмоционального самочувствия.
Кроме того, педагогическое взаимодействие школы и семьи выполняет следующие функции:
просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новейшей научной информацией о семье как педагогической системе;
обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;
воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;
развивающую, оказывающую влияние на личностный рост родителей и детей;
исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;
информационную, обеспечивающую постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;
корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);
прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;
организационную, проявляющуюся в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время;
координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Новые информационные технологии в педагогике позволяют существенно совершенствовать традиционные формы работы с родителями: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста. Направлениями усовершенствования могут стать способы передачи содержания, приемы
изложения материала, использование мультимедийных технологий. Успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного,
системного подхода к организации работы с родителями.
Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает и новые формы организации работы с родителями учащихся. Основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, педагог делает свой выбор между коллективными, групповыми и индивидуальными формами взаимодействия. Главное, чтобы все формы использовались в работе с родителями одинаково эффективно и приносили наилучший результат.
Семинар для родителей способствует повышению педагогической культуры родителей. Может носить и коллективный, и групповой характер. В первом случае семинар предполагает обсуждение ряда общих для всех родителей вопросов воспитания и развития личности ребенка. Как групповая работа семинар предполагает обсуждение ряда проблем, существующих в нескольких семьях одновременно со схожими негативными проявлениями. Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие методы:
■ общение с приглашенными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками, дефектологами и т. п.) по отдельным вопросам. Разговор должен проходить на языке, понятном родителям, с живыми, образными примерами ситуаций;
■ дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Цели дискуссии — нахождение причины возникшей проблемы, а также совместная выработка оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
■ анализ педагогического опыта, суть которого заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
Еще одной, не менее эффективной формой работы с родителями является групповое и индивидуальное консультирование. Консультация предполагает соблюдение ряда этапов, в числе которых:
■ позитивный контакт с родителями: диагностирование существующей проблемы;
■ разработка программы действий для педагога, родителей и самого ребенка;
■ реализация программы;
■ анализ эффективности проделанной работы.
Эту форму взаимодействия используют для совершенствования родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, осознания ценности воспитания в семье, оптимизации форм родительского воздействия на детей и т. п. Групповое консультирование рекомендуется родителям, дети которых имеют особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д.
Посещение семей является очень эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся, если основывается на тщательном и всестороннем изучении каждого члена семьи, каждого ребенка, если в ней в единстве реализуются следующие задачи:
■ знакомство с материально-бытовыми условиями жизни семьи,
■ определение психологического климата в семье,
■ выявление зависимости поведения ребенка в семье от характера межличностных отношений других членов семьи;
■ выявление трудностей в воспитании, испытываемых родителями;
■ изучение традиций семейного воспитания;
■ отбор необходимых форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной работы с членами конкретной семьи на основе анализа полученных данных.
При каждом посещении семьи педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями. В таком случае беседа с родителями и наблюдения за образом жизни ни семьи проходят более результативно, существует возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи. Можно предложить родителям поделиться на родительских собраниях своим воспитательным опытом, традициями семейного воспитания.
Деловые игры в работе с родителями максимально приближают участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку.
Целями деловых игр являются выработка и закрепление определенных навыков, умений семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т. п. В играх могут принимать участие учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и др.
Дискуссионный родительский клуб представляет собой педагогическое мероприятие определенной тематики, где поиск ответов на вопросы зачастую носит дискуссионный характер и нередко переходит в заинтересованное обсуждение. Педагогическую ценность эти клубы имеют только в том случае, если в них создается ситуация непринужденного, равноправного общения родителей и педагогов.
Встречи за «круглым столом» позволяют сделать общение родителей и педагогов более камерным, неформальным. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.
Общешкольные родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Родительские конференции проводятся нечасто, как правило, один раз в год. Желательно, чтобы в них участвовало большинство родителей школьников с I по XI класс. Их ценность заключается в том, что более опытные, зрелые в педагогическом плане родители могут поделиться своими знаниями и навыками воспитания с молодыми семьями, предостеречь их от нежелательных действий в отношении детей.
День открытых дверей — это комплекс ежегодно проводимых мероприятий, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно-воспитательный процесс в школе, и дать им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения. В организации мероприятий в рамках Дня открытых дверей принимают участие все школьные структуры: от администрации до органов детского самоуправления. В этот день родители получают уникальную возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется, а также оценить материально- техническую базу школы, психологический климат и культурную среду образовательного учреждения.
Особой формой взаимодействия семьи и школы являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков. Отсутствие связи между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умениями применять их на практике является наиболее характерным недостатком родительской культуры. Для искоренения практических ошибок в воспитании используются различные тренинги.
Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Задание 2.
1. Изучите материалы лекции «Учитель и родители как партнёры».
2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции (можно пользоваться другими источниками или дополнять материалы лекции):
1) Что понимается под партнерством в образовании?
2) Перечислите формы участия родителей в управлении школой.
3) Назовите новые роли классного руководителя в работе с семьей.
4) Найдите и запишите значение слова «фасилитатор».