Безруких М.М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 200 с.
Что учесть перед родительским собранием родителю и учителю. Со словами «родительское собрание» у многих родителей, даже тех, чьи дети давно закончили школу, ассоциируется чувство вины, неловкости, неясной тревоги, неприятностей... Но и для педагогов это не самые приятные моменты. Почему?
Отвечая на этот вопрос, и родители и педагоги единодушны — по-видимому, потому, что родительское собрание — это возможность обсудить все накопившиеся проблемы, а решение проблем редко доставляет удовольствие. Возможно, и потому, что у каждой стороны (учителя, родителей) свои ожидания, и, даже если четко сформулирована цель собрания, эти ожидания не всегда оправдываются. В-третьих, (и это отмечают многие родители), хотелось бы больше обсудить ситуацию с собственным ребенком (его успехи или неудачи), чем слушать о других детях. Самым неприятным моментом является «публичная казнь» родителей нерадивых учеников. Важно отметить, что при этом неловкость и напряжение испытывают все родители, даже те, о чьих детях не говорят.
|
|
Иногда первое родительское собрание навсегда оставляет след непонимания и неприятия, который трудно исправить. В то же время первая встреча родителей и учителя может дать позитивный заряд и желание дальнейшего общения. Готовясь к ней, и учителю и родителям необходимо учесть принципы эффективного общения.
Что делать, если…
……………………………………………………………………………………………………...
Что делать, если родитель недоволен (возмущен) какой-то позицией (организацией учебных занятий, питания, режима, сбора денег на нужды школы и т. п.)?
Не стоит обсуждать эти вопросы на общем собрании, лучше разобрать все проблемы при личной встрече. Если родитель возбужден, если требует немедленного разбора ситуации, необходимо спокойно и тактично попросить его перенести обсуждение на определенное время: «Мы можем обсудить эти вопросы при личной встрече. Если вам удобно, можно встретиться...», «Я думаю, лучше обсудить эти вопросы при личной встрече. Давайте встретимся...».
При этом не следует подчеркивать эмоциональное состояние (как часто бывает): «Не волнуйтесь...», «Ну, что вы волнуетесь...», «Нечего возмущаться, это наши правила...», «У нас такая программа, вы об этом знали» — и тем самым закрывать возможность обсуждения волнующих родителей проблем.
Важно: позитивная установка. Это общая позиция и для учителя, и для родителей.
(Учителю.) Наверняка в вашем собственном опыте или в опыте ваших коллег есть очень трудные случаи или даже «провалы» на первых собраниях, когда родители, словно сговорившись, задают неудобные вопросы, когда любое требование и даже просьбы воспринимаются в штыки, когда перебивают, не дав договорить фразу, когда готовы спорить даже о том, о чем никогда не спорят (может быть бесчисленное количество вариантов и вариаций негативного опыта). Несмотря на это, необходимо проанализировать причины неудачи, определить ошибки, для того чтобы не повторять их, и... забыть неудачу, не думать о неприятных моментах, исключить тревожное ожидание неудачи.
|
|
Именно настрой во многом определяет и вашу позу, и выражение лица, и интонацию, с которой будет сказана первая фраза, а от этого зависит и ответная реакция родителей. Атмосферу родительского собрания определяет учитель, а значит, именно вы должны задать тон.
(Родителям.) Возможно, и у вас есть тяжкий груз неловкости и тревоги, связанный с родительскими собраниями старших детей или другой школы, или рассказов коллег, родственников, друзей. Однако важно иметь в виду (даже если вы идете на собрание к тому же учителю, с которым был конфликт): не стоит настраиваться на новые проблемы. Ваше напряжение, настороженность во взгляде, «закрытая» поза (а все это невозможно проконтролировать) не останутся незамеченными.
Учителю, входящему в класс, где пусть даже не все родители, а 10—15 человек «готовы к бою», очень сложно настроиться на спокойное и доброжелательное общение. Поэтому и учителю, и родителям хорошо бы настроиться на позитивное взаимодействие.
Особенности первой встречи с родителями. Первое собрание — это ситуация знакомства, к которой важно хорошо подготовиться: открытая поза, приветливый взгляд, доброжелательность в голосе, несколько слов о себе: «Здравствуйте, уважаемые родители, я рада нашей встрече, меня зовут... Я работаю в школе пятый год, и ваши дети — мой второй набор в начальной школе» («Я преподаю математику и буду классным руководителем...»; «Я учитель физики и с этого года буду классным руководителем...»).
В начале собрания стоит сказать, на какое время оно рассчитано. Опыт показывает, что продолжительность собрания от 40 минут до часа вполне достаточна — это как раз то время, в течение которого человек может сосредоточиться и не отвлекаться.
Хорошо бы подготовить визитку, в которой будут указаны: ваши фамилия, имя, отчество; телефон, по которому родители могут позвонить (в том числе дата и время, когда вы готовы принять звонок родителей, и об этом стоит их предупредить), адрес электронной почты (если вы считаете возможным и такой вариант общения, можно также предупредить, что вы ответите на электронные письма, например, по понедельникам). Кроме того, в визитке может быть указан день и время для индивидуального общения. Желательно на этой же визитке напечатать телефоны директора, завуча, школьного психолога.
Информация на визитке в сочетании с краткой информации о том, как часто будут проводиться общие родительские собрания и другими общими вопросами, снимет многочисленные и вполне естественные вопросы родителей, поможет им запомнить ваше имя и отчество, а значит, снять барьер общения.
Нередко возникает вопрос, а стоит ли просить представиться родителей? На наш взгляд, это необходимый компонент первой встречи, показывающий, что родители для учителя не «общая безликая масса», а конкретные люди, мамы и папы определенных детей. Представление родителей необходимо еще и потому, что позволяет индивидуализировать общение, назвать затем в ходе обсуждения кого-то по имени- отчеству или обратиться к кому-то с просьбой.
Все это позволяет снять барьеры общения, сделать спокойным решение самых сложных вопросов.
|
|
Вступительное слово учителя. Разумеется, вступительное слово учителя не должно быть очень длительным и «сразу обо всем». Последовательно переходя к решению разных вопросов, необходимо предусмотреть возможность их обсуждения. Родители должны иметь возможность задать вопросы и высказать свое мнение.
Речь учителя не может складываться из «должны», «обязаны», «наши правила». И требования, и правила, и условия, конечно, должны быть доведены до сведения родителей, но они будут приняты с большим вниманием и без сопротивления, если их сформулировать не как приказ («нужно, чтобы...», «вы должны...», «это обязательно...»), а как пожелание: «надеюсь, станет правилом...», «хотелось бы, чтобы вы уделили больше внимания...», «это поможет детям...» и т. п.
Во время своего монолога, даже не очень длительного, важно помнить не только о жестах, мимике, интонации, но и следить за тем, как реагируют на ваши слова родители, слушают ли вас, согласны ли с вами. Внимательно наблюдая за тем, как меняется поза, жесты, выражение лиц, характер вопросов, мнений, выражений, несложно понять, правильно ли выбрана тактика общения или ее срочно необходимо изменить.
Что делать, если…
……………………………………………………………………………………………………...
Что делать, если родитель высказывает претензии к самому учителю в связи с его отношением к конкретному ученику (мало внимания, повышенные требования, несправедливость и т. п.)?
Эти проблемы также лучше разобрать и обсудить при личной встрече. Спокойно отреагировать на несправедливые (на взгляд учителя) претензии сложнее, чем на общие замечания, но и в этом случае важно сохранить хладнокровие и доброжелательность: «Понимаю вашу тревогу и готова обсудить с вами все проблемы. Давайте встретимся...», «Мне очень важно все это обсудить с вами, но это потребует времени...». Не стоит сразу и при всех выяснять, какие у родителей основания для подобного обвинения, почему они так думают. С одной стороны, основания могут быть реальными, и это поставит учителя в неловкую ситуацию, заставит оправдываться или объясняться, с другой — реальных причин может не быть, но в этом случае необходим тщательный и спокойный анализ ситуации, что невозможно сделать на собрании. В лучшем случае это будет обмен взаимными претензиями, в худшем – начало конфликта.
|
|
Предоставьте возможность обсуждать. Разумеется, учителю важно, чтобы его позицию приняли, но для этого она должна не только быть четко сформулирована, но и оказаться принятой родителями. А значит, родителям необходимо предоставить возможность обсуждения.
Это совсем не означает — предоставить возможность говорить «вообще о чем-то» или о том, «что имеет место где-то, когда-то». Такой монолог учитель вправе мягко, корректно, но решительно прервать, попросив перейти к обсуждению определенного вопроса. Сделать это можно с помощью формулы: «Прошу вас (или пожалуйста), выскажите свои предложения (мнения) по данному вопросу». И лучше — в первый же раз, когда подобная ситуация возникнет.
Возможно, такая тактика и вызовет недовольство разговорчивого родителя, но, во-первых, это недовольство можно сгладить мягкостью тона, взглядом, легкой улыбкой, «волшебным» словом, а во-вторых, в дальнейшем это позволит вам не уходить от темы разговора, сэкономить время и дать возможность другим родителям также высказать свое мнение.
Информационный листок для родителей. Любой учитель, не первый год работающий в школе, наизусть знает те вопросы, которые родители задают на первом собрании и, кроме того, знает о том, что он сам хотел бы обязательно сказать родителям. Например, родители первоклассников интересуются, по какой программе будут учиться их дети, чем эта программа отличается от других, в чем ее преимущества или трудности.
Это может быть довольно пространный рассказ, но лучше сказать основное, изложив более подробные сведения в специальном информационном листке. Такой информационный листок, помимо указанных сведений, может включать расписание занятий, сообщение о режиме дня в школе (при продленном или полном дне), об общем режиме дня ребенка, необходимых учебниках и т. п.
Родителям пятиклассников важнее понять, чем отличается организация занятий от той, что была в начальной школе, узнать расписание, фамилии и имена-отчества преподавателей, которые будут вести разные предметы, перечень учебников и учебных пособий и т. п.
Информационный листок несложно подготовить к любому собранию, но особенно важно сделать это к первой встрече. Можно разместить эту информацию на сайте школы (класса), личном сайте учителя. Этот важный организационный момент снимет суматоху и неловкость при записи подобной (и очень важной) информации, сэкономит ваши силы и время, подчеркнет ваши организаторские способности и уважение к родителям. Четкая организация собственной работы дает основание для таких же требований к родителям.
Если родители не согласны с учителем. Несогласие или сомнение (например, в целесообразности или эффективности варианта организации полного дня) — не повод для немедленной конфронтации. Так же и позиция «у нас так...», «если не нравится, идите в другую школу», подкрепленная резким тоном и жестким взглядом, — не самый лучший старт для взаимодействия и сотрудничества.
Это важно знать!
...........................................................................................................................................................
Родители имеют право и на сомнение, и на несогласие, и не исключено, что смогут аргументировать и отстоять свою позицию. Поэтому конфронтация — проигрышная ситуация, лучше выслушать аргументы и обсудить их. Но выбрать для этого другое время.
Возможно, у вашего оппонента нет четких аргументов, и это позволит укрепить вашу позицию, но нужно правильно задать вопросы, подтвердить его готовность согласиться, если ваши аргументы действительно будут достаточно весомыми. Мнение одного не согласного с чем-либо родителя — вариант для обсуждения проблемы «один на один». Если это мнение поддерживается еще кем-то, стоит обсудить его со всей группой, но не сейчас, а назначить для этого специальное время.
Даже если ситуация вам очень не нравится, более того, если вы совершенно уверены в собственной правоте, не стоит принимать вид старшего, «снисходительного к капризам», дескать «я уверена, но ничего не поделаешь, придется с вами это обсудить». Еще более разрушительна тактика «холодного отстранения»: у вас своя позиция — у меня своя. Резкий тон, обидные замечания («я лучше знаю», «это мое дело», «в конце года посмотрим, кто был прав», «вы в этом не разбираетесь»), холодный взгляд, способны разрушить только начинающееся взаимодействие и создать стену недоверия и непонимания.
Это важно знать!
……………………………………………………………………………………………………...
Собрание обязательно должно закончиться на позитивной ноте. Необходимо выразить надежду, что совместными усилиями удастся решить все проблемы (если они возникли). Важно поддержать родителей, снять ощущение тревоги за детей.
Что делать если…
……………………………………………………………………………………………………...
Что делать, если родители выражают недовольство отношением кого-либо из сверстников к их детям и призывают принять меры к родителям этого ученика? Даже если какой-то ученик действительно «изводит» детей, а родители этого ученика присутствуют на собрании, не стоит устраивать прилюдную порку этих родителей. Целесообразно собраться малой группой и выслушать претензии и оправдания (или взаимные претензии, что бывает чаще) и, не принимая ни одну сторону, спокойно и корректно обсудить ситуацию и найти пути ее решения.
Такого рода дискуссия требует особого терпения, такта и спокойствия учителя: нужно каждому дать слово, и в то же время обсуждать только проблему, а не эмоции родителей, нужно стимулировать решение проблемы. Учитель должен быть настойчив и требователен, последовательно выдерживая эту линию, но оставаясь при этом спокойным и выражая нейтральную позицию. Если эмоции перехлестывают через край и в конструктивное русло перевести дискуссию не удается, стоит прервать разговор и назначить встречу через некоторое время.
Что учесть перед первой встречей родителю. Цели, задачи, тактику и особенности общения учителя на собрании мы разобрали, но и родители должны к собранию подготовиться. Не стоит вспоминать о прошлых неудачах, проблемах общения и неприятных ситуациях (к сожалению, для многих родителей — это негативный опыт собственного детства).
Возможно, уже в первые дни у вашего ребенка возникли какие-то проблемы (это естественно, так как процесс адаптации ребенка к школе совсем не прост и достаточно длителен), возможно, уже с первых дней вы видите, что нагрузка не по силам, может быть, ребенок трудно привыкает к коллективу, школьным требованиям, режиму... Но и это не повод готовится «к бою».
К сожалению, не всегда учитель дает возможность всем родителям представиться. К этому стоит подготовиться, а может быть, и потренироваться (если вы редко представляетесь), как это сделать. Информация о себе может быть предельно краткой: «Спасибо (вы благодарите за представленную возможность высказаться), я (или меня зовут) Иван Петрович Васильев, я папа Сережи Васильева». Если считаете нужным, можно что-то добавить, например, «Я увлекаюсь туризмом и готов помочь вам в организации походов с детьми», «Я художник, если будет необходима моя помощь, готов помочь», или просто «я врач (банковский служащий, строитель)». Такое представление помогает в общении в дальнейшем.
Подумайте о том, что вас действительно волнует. Гораздо важнее понять, что вам важно узнать у учителя, что необходимо понять, в чем разобраться. Как бы вы ни были уверены в своих силах и способности быстро сориентироваться и задать необходимый вопрос, лучше сделать это заранее. Совсем не редко родители не могут четко сформулировать и проблемы ребенка (а расплывчатая характеристика «все плохо» ничего не проясняет), и собственные позиции.
Например, родители часто сетуют, что «ребенок сильно устает», но четкого представления о реальном режиме дня у них нет. Или, например, еще одна частая претензия — «много уроков» или «долго сидит за уроками». Но потом выясняется, что за уроки ребенок садится вечером, когда нет сил и накопилась усталость, когда трудно сконцентрировать внимание, да еще мама сидит за спиной и все время делает замечания. Научить рационально использовать время и качественно выполнять домашние задания — задачка со многими неизвестными. Эту задачу нужно научить решать ребенка, для этого необходимо и понимание того, как это сделать, и терпение, и время. Здесь дело далеко не только в требованиях учителя.
Это важно знать!
……………………………………………………………………………………………………...
Как бы ни были остры и важны ваши личные проблемы или проблемы вашего ребенка, настройтесь на то, что на общем собрании у учителя просто не будет возможности в них разбираться. Он не сможет это сделать не потому, что не захочет проявить внимание, не потому, что не сможет ответить на ваши вопросы, а потому, что общее родительское собрание имеет другую цель.
Однако вы вправе узнать, как и когда (в самое ближайшее время) можно встретиться с учителем для личной беседы (если учитель сам не информирует родителей о такой возможности, можно об этом спросить).
Особенности первой встречи с учителем. Разумеется, и на общем собрании родители могут и должны задавать любые вопросы, высказывать свое мнение, предлагать свое решение или выражать свое сомнение и даже недовольство. Но очень важно, чтобы тон, формулировка позиции были спокойными, доброжелательными, в вопросе не было готовой (негативной) оценки, а сомнение не звучало как приговор школе и «нерадивому» учителю.
Не стоит и родителям забывать о невербальных кодах общения. Испепеляющий взгляд, красное от возбуждения лицо, резкие жесты руками, нетерпеливый тон («Вы наконец- то выслушаете меня?..») — не лучшее начало решения любой проблемы. Если вам предоставляется возможность высказать свое мнение, задать вопрос, а индивидуального представления не было, сначала необходимо представиться, чтобы учитель не гадал, кто вы: «Спасибо, я Вера Ивановна Петрова, мама Ани Алексеевой, у меня два вопроса (я хотела бы узнать... мне интересно...)». Лучше выступать, задавать свои вопросы и отвечать на них стоя, особенно если учитель перед вами стоит.
Что делать, если…
……………………………………………………………………………………………………...
Что делать, если родители считают, что родительское собрание—пустая трата времени (никакой информации и никакой пользы). Остается много нерешенных вопросов. Все зависит оттого, какие вопросы остаются нерешенными: касающиеся всех (группы) детей или проблемы одного (вашего) ребенка.
В первом случае необходимо объединить усилия группы родителей (родительского комитета), обсудить проблемы сначала без учителя, четко сформулировать свои вопросы, предложения и вариант (или возможные варианты) решения проблемы, определить, кто будет вести беседу при встрече и потом уже назначить встречу.
Во втором случае, если речь идет только о проблемах одного (вашего) ребенка, назначая личную встречу, также важно решить, с какими вопросами, просьбами, предложениями вы хотите обратиться к учителю, какой результат встречи вы хотите получить. Если все это нечетко, и вы хотите пожаловаться, выговориться, то встреча бессмысленна, проблемы так и останутся нерешенными, но это не вина учителя.
Если вы чем-то недовольны и хотите задать вопрос. Не торопитесь: сначала нужно дать возможность высказаться учителю, внимательно выслушать его, возможно, это снимет часть ваших вопросов. Свои вопросы необходимо четко формулировать, причем это должны быть именно вопросы, а не монолог о проблеме минут на тридцать с длительным «подходом» к самому вопросу. В этом случае учитель не только может, но и должен будет прервать этот монолог. Тогда как на четко сформулированные вопросы есть реальный шанс получить четкий ответ.
Гораздо сложнее корректно и спокойно выразить свое недовольство (а для него тоже могут найтись поводы) или несогласие с какой-то ситуацией. Допустим, вы считаете, что физкультура, которая в расписании у вашего ребенка стоит первым уроком, осложняет ситуацию в школе, так как после этого урока ребенок возбужден, ему трудно сосредоточиться на следующем уроке, спокойно войти в режим учебной жизни, к которому он еще не привык. Краткая и ясная аргументация подтверждает ваше мнение.
Но чаще бывает так: «Физкультура на первом уроке плохо, нужно изменить расписание». В этом случае нет аргументов и сделан вывод. Что тогда должен обсуждать учитель? Ведь решение вопроса о необходимости (или нецелесообразности) изменения расписания должно стать результатом совместного обсуждения, а в этом случае вы показываете, что мнение учителя и анализ ситуации вам не важны и не нужны. В то же время следует понимать, что у родителей нет ресурса «приказать» (если это только не частная школа, которую родители содержат, да и в этом случае действие приказами ни к чему хорошему не приводит).
Самое главное, что вывод родителя может быть неверен. Не исключено, что следует не изменить расписание, а просто разобраться, правильно ли организован этот урок. Важно знать, сказывается ли так же негативно урок на всех детях или только на вашем ребенке. В общем, получается, что вопрос не так прост, как кажется»-Поспешно сделанные выводы только помешают объективной оценке ситуации.
Итак, если вас что-то интересует или волнует, лучше все же задать вопрос и четко его сформулировать.
Вопрос можно задать разным тоном, «с подтекстом» и без, подчеркивая взглядом, мимикой, что вы-то заранее знаете ответ, или искренне надеясь на помощь. Спросите сами себя: вам действительно нужен ответ, вы хотите знать позицию учителя по этому вопросу или хотите «поставить его на место»? В последнем случае задавать вопрос не стоит.
Бывает и так: вам что-то не нравится из того, о чем говорит учитель, или что-то вызывает сомнение, но четко сформулировать свои ощущения вы не можете. Тогда не спешите брать слово, лучше попытаться сформулировать свою позицию или вопрос (еще лучше записать) и лишь после того говорить.
В каких случаях родителю требуется личная встреча с учителем. Стоит учесть, что первое родительское собрание предполагает решение общих (как правило, организационных) вопросов, а они чрезвычайно важны и для ребенка, и для вас. Что-то может сразу показаться неприемлемым, что-то может не вписаться в привычный уклад вашей жизни, что потребует изменения расписания дополнительных занятий, но все это не проблемы учителя, это те проблемы, которые необходимо будет решить самим родителям, поэтому не стоит выносить их на общее обсуждение. А если понадобится помощь учителя, то это стоит обсудить при личной встрече. Личная встреча в начале учебного года нужна далеко не всем родителям, но иногда она просто необходима, и ее не стоит откладывать.
Это важно знать!
……………………………………………………………………………………………………...
Обязательно получите информацию о возможности личной встречи, если уже в первые недели обучения вы заметили:
- резкое изменение состояния ребенка (усталость, раздражительность, сонливость и т. п.);
- резкое изменение поведения ребенка (агрессивность, конфликтность или, наоборот, вялость, заторможенность);
- потерю аппетита;
- бесконечный сон;
- резкую смену настроения.
Особенно важно внимательно отнестись ко всем жалобам ребенка, касающимся и его состояния («устал», «болит голова», «болит живот», «боюсь»), и отношений с учителем («не любит», «кричит», «не замечает»). Прежде чем обсуждать какие-то проблемы с учителем, стоит в них разобраться самим. Причем делать это следует очень спокойно и терпеливо, так как дети порой не готовы сразу рассказать о своих тревогах не потому, что хотят что-то скрыть, а потому, что не понимают причин тревоги, не могут в них разобраться.
Если после собрания остались нерешенные вопросы. Если после первого родительского собрания возникло чувство неудовлетворенности, необъяснимой неловкости, если остались сомнения, нерешенные вопросы или такие, на которые вы просто не получили ответа, если оказалось непросто найти контакт с учителем, и он вовсе не пытался расположить вас к себе (перечисление минусов такого собрания можно продолжить), все равно не спешите делать вывод «в школу лучше ходить как можно реже, а с учительницей договориться невозможно». Необходима как минимум еще одна попытка — личная встреча.
И еще. Дети всегда интересуются впечатлением родителей после собрания: «Ну, как тебе наша учительница?», «Понравилась наша учительница?» и т. п. Если все хорошо, и вы готовы дать самую положительную оценку, сделайте это, если нет, не выплескивайте свои негативные эмоции, скажите, что не было возможности близко познакомиться (и это на самом деле будет правдой).
Итак, первое родительское собрание — это первый шаг к эффективному взаимодействию с учителем (классным руководителем), от него во многом зависит и эффективность дальнейшего (не стоит забывать — обязательного и многолетнего) общения.