Методические материалы 4. Родительское собрание: как к нему готовиться и что обсуждать

Безруких М.М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 200 с.

Что учесть перед родительским собранием родителю и учителю. Со словами «родительское собрание» у многих родителей, даже тех, чьи дети давно закончили школу, ас­социируется чувство вины, неловкости, неясной тревоги, неприятностей... Но и для педагогов это не самые приятные моменты. Почему?

Отвечая на этот вопрос, и родители и педагоги едино­душны — по-видимому, потому, что родительское собра­ние — это возможность обсудить все накопившиеся пробле­мы, а решение проблем редко доставляет удовольствие. Воз­можно, и потому, что у каждой стороны (учителя, родителей) свои ожидания, и, даже если четко сформулирована цель со­брания, эти ожидания не всегда оправдываются. В-третьих, (и это отмечают многие родители), хотелось бы больше об­судить ситуацию с собственным ребенком (его успехи или неудачи), чем слушать о других детях. Самым неприятным моментом является «публичная казнь» родителей неради­вых учеников. Важно отметить, что при этом неловкость и напряжение испытывают все родители, даже те, о чьих де­тях не говорят.

Иногда первое родительское собрание навсегда оставляет след непонимания и неприятия, который трудно исправить. В то же время первая встреча родителей и учителя может дать позитивный заряд и желание дальнейшего общения. Готовясь к ней, и учителю и родителям необходимо учесть принципы эффективного общения.

Что делать, если…

……………………………………………………………………………………………………...

Что делать, если родитель недоволен (возмущен) какой-то позицией (организацией учебных занятий, питания, режима, сбора денег на нужды школы и т. п.)?

Не стоит обсуждать эти вопросы на общем собрании, лучше разобрать все проблемы при личной встрече. Если родитель возбужден, если требует немедленного разбора ситуации, не­обходимо спокойно и тактично попросить его перенести об­суждение на определенное время: «Мы можем обсудить эти вопросы при личной встрече. Если вам удобно, можно встре­титься...», «Я думаю, лучше обсудить эти вопросы при личной встрече. Давайте встретимся...».

При этом не следует подчеркивать эмоциональное состоя­ние (как часто бывает): «Не волнуйтесь...», «Ну, что вы волну­етесь...», «Нечего возмущаться, это наши правила...», «У нас такая программа, вы об этом знали» — и тем самым закры­вать возможность обсуждения волнующих родителей проблем.

 

Важно: позитивная установка. Это общая позиция и для учителя, и для родителей.

(Учителю.) Наверняка в вашем собственном опыте или в опыте ваших коллег есть очень трудные случаи или даже «провалы» на первых собраниях, когда родители, словно сговорившись, задают неудобные вопросы, когда любое тре­бование и даже просьбы воспринимаются в штыки, когда перебивают, не дав договорить фразу, когда готовы спорить даже о том, о чем никогда не спорят (может быть бесчислен­ное количество вариантов и вариаций негативного опыта). Несмотря на это, необходимо проанализировать причины неудачи, определить ошибки, для того чтобы не повторять их, и... забыть неудачу, не думать о неприятных моментах, исключить тревожное ожидание неудачи.

Именно настрой во многом определяет и вашу позу, и вы­ражение лица, и интонацию, с которой будет сказана первая фраза, а от этого зависит и ответная реакция родителей. Ат­мосферу родительского собрания определяет учитель, а зна­чит, именно вы должны задать тон.

(Родителям.) Возможно, и у вас есть тяжкий груз нелов­кости и тревоги, связанный с родительскими собраниями старших детей или другой школы, или рассказов коллег, родственников, друзей. Однако важно иметь в виду (даже если вы идете на собрание к тому же учителю, с которым был конфликт): не стоит настраиваться на новые проблемы. Ва­ше напряжение, настороженность во взгляде, «закрытая» поза (а все это невозможно проконтролировать) не останутся незамеченными.

Учителю, входящему в класс, где пусть даже не все роди­тели, а 10—15 человек «готовы к бою», очень сложно настро­иться на спокойное и доброжелательное общение. Поэтому и учителю, и родителям хорошо бы настроиться на позитивное взаимодействие.

Особенности первой встречи с родителями. Первое со­брание — это ситуация знакомства, к которой важно хорошо подготовиться: открытая поза, приветливый взгляд, добро­желательность в голосе, несколько слов о себе: «Здравствуй­те, уважаемые родители, я рада нашей встрече, меня зовут... Я работаю в школе пятый год, и ваши дети — мой второй набор в начальной школе» («Я преподаю математику и буду классным руководителем...»; «Я учитель физики и с этого года буду классным руководителем...»).

В начале собрания стоит сказать, на какое время оно рас­считано. Опыт показывает, что продолжительность собрания от 40 минут до часа вполне достаточна — это как раз то вре­мя, в течение которого человек может сосредоточиться и не отвлекаться.

Хорошо бы подготовить визитку, в которой будут ука­заны: ваши фамилия, имя, отчество; телефон, по которому родители могут позвонить (в том числе дата и время, когда вы готовы принять звонок родителей, и об этом стоит их пре­дупредить), адрес электронной почты (если вы считаете воз­можным и такой вариант общения, можно также предупре­дить, что вы ответите на электронные письма, например, по понедельникам). Кроме того, в визитке может быть указан день и время для индивидуального общения. Желательно на этой же визитке напечатать телефоны директора, завуча, школьного психолога.

Информация на визитке в сочетании с краткой информа­ции о том, как часто будут проводиться общие родительские собрания и другими общими вопросами, снимет многочис­ленные и вполне естественные вопросы родителей, поможет им запомнить ваше имя и отчество, а значит, снять барьер общения.

Нередко возникает вопрос, а стоит ли просить предста­виться родителей? На наш взгляд, это необходимый компо­нент первой встречи, показывающий, что родители для учи­теля не «общая безликая масса», а конкретные люди, мамы и папы определенных детей. Представление родителей необ­ходимо еще и потому, что позволяет индивидуализировать общение, назвать затем в ходе обсуждения кого-то по имени- отчеству или обратиться к кому-то с просьбой.

Все это позволяет снять барьеры общения, сделать спо­койным решение самых сложных вопросов.

Вступительное слово учителя. Разумеется, вступитель­ное слово учителя не должно быть очень длительным и «сра­зу обо всем». Последовательно переходя к решению разных вопросов, необходимо предусмотреть возможность их обсуж­дения. Родители должны иметь возможность задать вопросы и высказать свое мнение.

Речь учителя не может складываться из «должны», «обя­заны», «наши правила». И требования, и правила, и усло­вия, конечно, должны быть доведены до сведения родителей, но они будут приняты с большим вниманием и без сопро­тивления, если их сформулировать не как приказ («нужно, чтобы...», «вы должны...», «это обязательно...»), а как поже­лание: «надеюсь, станет правилом...», «хотелось бы, чтобы вы уделили больше внимания...», «это поможет детям...» и т. п.

Во время своего монолога, даже не очень длительного, важно помнить не только о жестах, мимике, интонации, но и следить за тем, как реагируют на ваши слова родители, слушают ли вас, согласны ли с вами. Внимательно наблюдая за тем, как меняется поза, жесты, выражение лиц, характер вопросов, мнений, выражений, несложно понять, правильно ли выбрана тактика общения или ее срочно необходимо из­менить.

 

Что делать, если…

……………………………………………………………………………………………………...

Что делать, если родитель высказывает претензии к само­му учителю в связи с его отношением к конкретному ученику (мало внимания, повышенные требования, несправедливость и т. п.)?

Эти проблемы также лучше разобрать и обсудить при лич­ной встрече. Спокойно отреагировать на несправедливые (на взгляд учителя) претензии сложнее, чем на общие замечания, но и в этом случае важно сохранить хладнокровие и доброже­лательность: «Понимаю вашу тревогу и готова обсудить с вами все проблемы. Давайте встретимся...», «Мне очень важно все это обсудить с вами, но это потребует времени...». Не стоит сразу и при всех выяснять, какие у родителей осно­вания для подобного обвинения, почему они так думают. С одной стороны, основания могут быть реальными, и это по­ставит учителя в неловкую ситуацию, заставит оправдываться или объясняться, с другой — реальных причин может не быть, но в этом случае необходим тщательный и спокойный анализ ситуации, что невозможно сделать на собрании. В лучшем слу­чае это будет обмен взаимными претензиями, в худшем – начало конфликта.

 

Предоставьте возможность обсуждать. Разумеется, учи­телю важно, чтобы его позицию приняли, но для этого она должна не только быть четко сформулирована, но и оказать­ся принятой родителями. А значит, родителям необходимо предоставить возможность обсуждения.

Это совсем не означает — предоставить возможность го­ворить «вообще о чем-то» или о том, «что имеет место где-то, когда-то». Такой монолог учитель вправе мягко, корректно, но решительно прервать, попросив перейти к обсуждению определенного вопроса. Сделать это можно с помощью фор­мулы: «Прошу вас (или пожалуйста), выскажите свои пред­ложения (мнения) по данному вопросу». И лучше — в пер­вый же раз, когда подобная ситуация возникнет.

Возможно, такая тактика и вызовет недовольство разго­ворчивого родителя, но, во-первых, это недовольство мож­но сгладить мягкостью тона, взглядом, легкой улыбкой, «волшебным» словом, а во-вторых, в дальнейшем это позво­лит вам не уходить от темы разговора, сэкономить время и дать возможность другим родителям также высказать свое мнение.

Информационный листок для родителей. Любой учи­тель, не первый год работающий в школе, наизусть знает те вопросы, которые родители задают на первом собрании и, кроме того, знает о том, что он сам хотел бы обязательно сказать родителям. Например, родители первоклассников интересуются, по какой программе будут учиться их дети, чем эта программа отличается от других, в чем ее преимуще­ства или трудности.

Это может быть довольно пространный рассказ, но лучше сказать основное, изложив более подробные сведения в спе­циальном информационном листке. Такой информационный листок, помимо указанных сведений, может включать рас­писание занятий, сообщение о режиме дня в школе (при про­дленном или полном дне), об общем режиме дня ребенка, не­обходимых учебниках и т. п.

Родителям пятиклассников важнее понять, чем отлича­ется организация занятий от той, что была в начальной шко­ле, узнать расписание, фамилии и имена-отчества препода­вателей, которые будут вести разные предметы, перечень учебников и учебных пособий и т. п.

Информационный листок несложно подготовить к любо­му собранию, но особенно важно сделать это к первой встре­че. Можно разместить эту информацию на сайте школы (класса), личном сайте учителя. Этот важный организаци­онный момент снимет суматоху и неловкость при записи по­добной (и очень важной) информации, сэкономит ваши силы и время, подчеркнет ваши организаторские способности и уважение к родителям. Четкая организация собственной работы дает основание для таких же требований к родителям.

Если родители не согласны с учителем. Несогласие или сомнение (например, в целесообразности или эффективности варианта организации полного дня) — не повод для немед­ленной конфронтации. Так же и позиция «у нас так...», «если не нравится, идите в другую школу», подкрепленная резким тоном и жестким взглядом, — не самый лучший старт для взаимодействия и сотрудничества.

 

Это важно знать!

...........................................................................................................................................................

Родители имеют право и на сомнение, и на несогласие, и не исключено, что смогут аргументировать и отстоять свою пози­цию. Поэтому конфронтация — проигрышная ситуация, лучше выслушать аргументы и обсудить их. Но выбрать для этого дру­гое время.

Возможно, у вашего оппонента нет четких аргументов, и это позволит укрепить вашу позицию, но нужно правильно задать вопросы, подтвердить его готовность согласиться, если ваши аргументы действительно будут достаточно весомыми. Мнение одного не согласного с чем-либо родителя — вариант для обсуждения проблемы «один на один». Если это мне­ние поддерживается еще кем-то, стоит обсудить его со всей группой, но не сейчас, а назначить для этого специальное время.

Даже если ситуация вам очень не нравится, более того, если вы совершенно уверены в собственной правоте, не стоит принимать вид старшего, «снисходительного к капризам», дескать «я уверена, но ничего не поделаешь, придется с вами это обсудить». Еще более разрушительна тактика «холодно­го отстранения»: у вас своя позиция — у меня своя. Резкий тон, обидные замечания («я лучше знаю», «это мое дело», «в конце года посмотрим, кто был прав», «вы в этом не раз­бираетесь»), холодный взгляд, способны разрушить только начинающееся взаимодействие и создать стену недоверия и непонимания.

Это важно знать!

……………………………………………………………………………………………………...

Собрание обязательно должно закончиться на позитивной ноте. Необходимо выразить надежду, что совместными уси­лиями удастся решить все проблемы (если они возникли). Важно поддержать родителей, снять ощущение тревоги за детей.

 

 

Что делать если…

……………………………………………………………………………………………………...

 

Что делать, если родители выражают недовольство отно­шением кого-либо из сверстников к их детям и призывают при­нять меры к родителям этого ученика? Даже если какой-то ученик действительно «изводит» детей, а родители этого ученика присутствуют на собрании, не стоит устраивать прилюдную порку этих родителей. Целесообразно собраться малой группой и выслушать претензии и оправдания (или взаимные претензии, что бывает чаще) и, не принимая ни одну сторону, спокойно и корректно обсудить ситуацию и найти пути ее решения.

Такого рода дискуссия требует особого терпения, такта и спо­койствия учителя: нужно каждому дать слово, и в то же время обсуждать только проблему, а не эмоции родителей, нужно стимулировать решение проблемы. Учитель должен быть на­стойчив и требователен, последовательно выдерживая эту линию, но оставаясь при этом спокойным и выражая ней­тральную позицию. Если эмоции перехлестывают через край и в конструктивное русло перевести дискуссию не удается, стоит прервать разговор и назначить встречу через некоторое время.

       Что учесть перед первой встречей родителю. Цели, за­дачи, тактику и особенности общения учителя на собрании мы разобрали, но и родители должны к собранию подгото­виться. Не стоит вспоминать о прошлых неудачах, пробле­мах общения и неприятных ситуациях (к сожалению, для многих родителей — это негативный опыт собственного дет­ства).

Возможно, уже в первые дни у вашего ребенка возникли какие-то проблемы (это естественно, так как процесс адапта­ции ребенка к школе совсем не прост и достаточно длителен), возможно, уже с первых дней вы видите, что нагрузка не по силам, может быть, ребенок трудно привыкает к коллекти­ву, школьным требованиям, режиму... Но и это не повод го­товится «к бою».

К сожалению, не всегда учитель дает возможность всем родителям представиться. К этому стоит подготовиться, а может быть, и потренироваться (если вы редко представ­ляетесь), как это сделать. Информация о себе может быть предельно краткой: «Спасибо (вы благодарите за представ­ленную возможность высказаться), я (или меня зовут) Иван Петрович Васильев, я папа Сережи Васильева». Если счи­таете нужным, можно что-то добавить, например, «Я увле­каюсь туризмом и готов помочь вам в организации походов с детьми», «Я художник, если будет необходима моя по­мощь, готов помочь», или просто «я врач (банковский слу­жащий, строитель)». Такое представление помогает в общении в дальнейшем.

 

Подумайте о том, что вас действительно волнует. Гораз­до важнее понять, что вам важно узнать у учителя, что необ­ходимо понять, в чем разобраться. Как бы вы ни были уве­рены в своих силах и способности быстро сориентироваться и задать необходимый вопрос, лучше сделать это заранее. Совсем не редко родители не могут четко сформулировать и проблемы ребенка (а расплывчатая характеристика «все плохо» ничего не проясняет), и собственные позиции.

Например, родители часто сетуют, что «ребенок сильно устает», но четкого представления о реальном режиме дня у них нет. Или, например, еще одна частая претензия — «много уроков» или «долго сидит за уроками». Но потом вы­ясняется, что за уроки ребенок садится вечером, когда нет сил и накопилась усталость, когда трудно сконцентрировать внимание, да еще мама сидит за спиной и все время делает за­мечания. Научить рационально использовать время и каче­ственно выполнять домашние задания — задачка со многими неизвестными. Эту задачу нужно научить решать ребенка, для этого необходимо и понимание того, как это сделать, и терпение, и время. Здесь дело далеко не только в требованиях учителя.

 

Это важно знать!

……………………………………………………………………………………………………...

Как бы ни были остры и важны ваши личные проблемы или про­блемы вашего ребенка, настройтесь на то, что на общем собра­нии у учителя просто не будет возможности в них разбираться. Он не сможет это сделать не потому, что не захочет проявить внимание, не потому, что не сможет ответить на ваши вопро­сы, а потому, что общее родительское собрание имеет другую цель.

Однако вы вправе узнать, как и когда (в самое ближай­шее время) можно встретиться с учителем для личной беседы (если учитель сам не информирует родителей о такой воз­можности, можно об этом спросить).

Особенности первой встречи с учителем. Разумеется, и на общем собрании родители могут и должны задавать любые вопросы, высказывать свое мнение, предлагать свое решение или выражать свое сомнение и даже недовольство. Но очень важно, чтобы тон, формулировка позиции были спокойны­ми, доброжелательными, в вопросе не было готовой (нега­тивной) оценки, а сомнение не звучало как приговор школе и «нерадивому» учителю.

Не стоит и родителям забывать о невербальных кодах об­щения. Испепеляющий взгляд, красное от возбуждения ли­цо, резкие жесты руками, нетерпеливый тон («Вы наконец- то выслушаете меня?..») — не лучшее начало решения любой проблемы. Если вам предоставляется возможность высказать свое мнение, задать вопрос, а индивидуального представления не было, сначала необходимо представиться, чтобы учитель не гадал, кто вы: «Спасибо, я Вера Ивановна Петрова, мама Ани Алексеевой, у меня два вопроса (я хотела бы узнать... мне интересно...)». Лучше выступать, задавать свои вопросы и отвечать на них стоя, особенно если учитель перед вами стоит.

 

Что делать, если…

……………………………………………………………………………………………………...

Что делать, если родители считают, что родительское со­брание—пустая трата времени (никакой информации и ника­кой пользы). Остается много нерешенных вопросов. Все зависит оттого, какие вопросы остаются нерешенными: ка­сающиеся всех (группы) детей или проблемы одного (вашего) ребенка.

В первом случае необходимо объединить усилия группы роди­телей (родительского комитета), обсудить проблемы сначала без учителя, четко сформулировать свои вопросы, предложе­ния и вариант (или возможные варианты) решения проблемы, определить, кто будет вести беседу при встрече и потом уже на­значить встречу.

Во втором случае, если речь идет только о проблемах одно­го (вашего) ребенка, назначая личную встречу, также важно решить, с какими вопросами, просьбами, предложениями вы хотите обратиться к учителю, какой результат встречи вы хо­тите получить. Если все это нечетко, и вы хотите пожаловаться, выговориться, то встреча бессмысленна, проблемы так и останутся нерешенными, но это не вина учителя.

       Если вы чем-то недовольны и хотите задать вопрос. Не торопитесь: сначала нужно дать возможность высказаться учителю, внимательно выслушать его, возможно, это снимет часть ваших вопросов. Свои вопросы необходимо четко фор­мулировать, причем это должны быть именно вопросы, а не монолог о проблеме минут на тридцать с длительным «под­ходом» к самому вопросу. В этом случае учитель не только может, но и должен будет прервать этот монолог. Тогда как на четко сформулированные вопросы есть реальный шанс по­лучить четкий ответ.

Гораздо сложнее корректно и спокойно выразить свое не­довольство (а для него тоже могут найтись поводы) или не­согласие с какой-то ситуацией. Допустим, вы считаете, что физкультура, которая в расписании у вашего ребенка стоит первым уроком, осложняет ситуацию в школе, так как после этого урока ребенок возбужден, ему трудно сосредоточиться на следующем уроке, спокойно войти в режим учебной жиз­ни, к которому он еще не привык. Краткая и ясная аргумен­тация подтверждает ваше мнение.

Но чаще бывает так: «Физкультура на первом уроке плохо, нужно изменить расписание». В этом случае нет аргументов и сделан вывод. Что тогда должен обсуждать учитель? Ведь решение вопроса о необходимости (или не­целесообразности) изменения расписания должно стать результатом совместного обсуждения, а в этом случае вы показываете, что мнение учителя и анализ ситуации вам не важны и не нужны. В то же время следует понимать, что у родителей нет ресурса «приказать» (если это только не частная школа, которую родители содержат, да и в этом случае действие приказами ни к чему хорошему не при­водит).

Самое главное, что вывод родителя может быть неверен. Не исключено, что следует не изменить расписание, а про­сто разобраться, правильно ли организован этот урок. Важно знать, сказывается ли так же негативно урок на всех детях или только на вашем ребенке. В общем, получается, что во­прос не так прост, как кажется»-Поспешно сделанные выво­ды только помешают объективной оценке ситуации.

Итак, если вас что-то интересует или волнует, лучше все же задать вопрос и четко его сформулировать.

Вопрос можно задать разным тоном, «с подтекстом» и без, подчеркивая взглядом, мимикой, что вы-то заранее зна­ете ответ, или искренне надеясь на помощь. Спросите сами себя: вам действительно нужен ответ, вы хотите знать пози­цию учителя по этому вопросу или хотите «поставить его на место»? В последнем случае задавать вопрос не стоит.

Бывает и так: вам что-то не нравится из того, о чем гово­рит учитель, или что-то вызывает сомнение, но четко сфор­мулировать свои ощущения вы не можете. Тогда не спешите брать слово, лучше попытаться сформулировать свою пози­цию или вопрос (еще лучше записать) и лишь после того говорить.

В каких случаях родителю требуется личная встреча с учителем. Стоит учесть, что первое родительское собрание предполагает решение общих (как правило, организаци­онных) вопросов, а они чрезвычайно важны и для ребенка, и для вас. Что-то может сразу показаться неприемлемым, что-то может не вписаться в привычный уклад вашей жизни, что потребует изменения расписания дополнительных заня­тий, но все это не проблемы учителя, это те проблемы, кото­рые необходимо будет решить самим родителям, поэтому не стоит выносить их на общее обсуждение. А если понадобится помощь учителя, то это стоит обсудить при личной встрече. Личная встреча в начале учебного года нужна далеко не всем родителям, но иногда она просто необходима, и ее не стоит откладывать.

Это важно знать!

……………………………………………………………………………………………………...

Обязательно получите информацию о возможности личной встречи, если уже в первые недели обучения вы заметили:

- резкое изменение состояния ребенка (усталость, раздражи­тельность, сонливость и т. п.);

- резкое изменение поведения ребенка (агрессивность, кон­фликтность или, наоборот, вялость, заторможенность);

- потерю аппетита;

- бесконечный сон;

- резкую смену настроения.

Особенно важно внимательно отнестись ко всем жалобам ре­бенка, касающимся и его состояния («устал», «болит голова», «болит живот», «боюсь»), и отношений с учителем («не любит», «кричит», «не замечает»). Прежде чем обсуждать какие-то про­блемы с учителем, стоит в них разобраться самим. Причем де­лать это следует очень спокойно и терпеливо, так как дети по­рой не готовы сразу рассказать о своих тревогах не потому, что хотят что-то скрыть, а потому, что не понимают причин тревоги, не могут в них разобраться.

Если после собрания остались нерешенные вопросы. Ес­ли после первого родительского собрания возникло чувство неудовлетворенности, необъяснимой неловкости, если оста­лись сомнения, нерешенные вопросы или такие, на которые вы просто не получили ответа, если оказалось непросто найти контакт с учителем, и он вовсе не пытался расположить вас к себе (перечисление минусов такого собрания можно про­должить), все равно не спешите делать вывод «в школу луч­ше ходить как можно реже, а с учительницей договориться невозможно». Необходима как минимум еще одна попыт­ка — личная встреча.

И еще. Дети всегда интересуются впечатлением родите­лей после собрания: «Ну, как тебе наша учительница?», «По­нравилась наша учительница?» и т. п. Если все хорошо, и вы готовы дать самую положительную оценку, сделайте это, если нет, не выплескивайте свои негативные эмоции, скажи­те, что не было возможности близко познакомиться (и это на самом деле будет правдой).

Итак, первое родительское собрание — это первый шаг к эффективному взаимодействию с учителем (классным ру­ководителем), от него во многом зависит и эффективность дальнейшего (не стоит забывать — обязательного и многолетнего) общения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: