Лекция 2. Учитель и родители как партнёры

Одним из условий развития открытых образовательных систем является активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образова­ния. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система педагогического партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования широкого круга заинтересованных субъектов, способных к дости­жению конструктивного соглашения и выработке единой образова­тельной политики. Такими партнерами в первую очередь являются родители учащихся.

В педагогику термин «партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется далеко не однозначно и многоаспектно: как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами.

Открытие школы общественности подразумевает активное взаимодействие школы с родителями учащихся и ближайшим территориальным окружением (улицей, районом, городом), что в свою очередь предполагает изменения в таких областях школьной жизни, как управление, организация учебно-воспитательного про­цесса и др.

    Под партнерством в образовании понимается система взаимо­обусловленных педагогических действий, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответ­ные действия другого, причем результатом таких взаимодействий является единая для всех субъектов система общих представлений и ценностей как основа для разработки совместных действий.

      Выделяются следующие психолого-педагогические характери­стики оптимального партнерства в образовании:

 

§ взаимопонимание и удовлетворение всех субъектов об­разовательного                         процесса взаимоотношениями;

§ преобладание позитивного настроения всех субъектов;

§ авторитетность родителей, учителей;

§ участие субъектов в учебно-воспитательном процессе;

§ сплоченность субъектов (на основе осознания значимости образовательного процесса);

§ продуктивность взаимодействия в обучающем компонен­те.

 

 

Как разновидность педагогического взаимодействия педагогиче­ское партнерство может рассматриваться как способ организации педагогического процесса, который базируется на диалогическом отношении субъектов образования и обеспечивает единство, гармо­низацию образовательных структур и выработку стратегии единых педагогических действий.

В социальной педагогике определены общие принципы, на которых строятся партнерские отношения. К ним относятся:

принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников (в условиях заметного социального расслоения, не­стабильной экономики обеспечить равновесие интересов сложно, но необходимо во избежание социальных конфликтов);

принцип закрепления отношений в законодательствах и других актах (дает основу для взаимных претензий, делает партнерство прочным);

принцип ответственности партнеров друг перед другом.

Для педагогического партнерства школы с родительской обще­ственностью большое значение имеют также:

  принцип добровольности (позволяет организовывать эту работу творчески, без педагогического «нажима» на субъектов партнерства, на основе обоюдного интереса);

принцип равновыгодности (обеспечивает достижения значимых для всех субъектов партнерства результатов).

Система педагогического партнерства имеет для школы важное значение, так как:

■ побуждает коллектив к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процес­са;

■ стимулирует у педагогов школы заботу о ее авторитете среди других школ микрорайона;

■ формирует критическое мышление коллектива по отно­шению к образовательной программе, к образовательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совер­шенствованию, к сравнению достижений учащихся своей школы с достижениями учащихся других школ.

Общественно-активная школа, школа социального партнер­ства — это школа, которая ставит своей целью не просто предо­ставление образовательных услуг ученикам, но и развитие со­общества, привлечение родителей и общественности к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед ближайшим социумом. Это школа, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, города. Между школой и родителями устанавливаются диалог и взаимовыгодное сотрудничество, возникает чувство принадлежности друг к другу.

Ценность модели общественно-активной школы — ее адаптив­ность, привязанность к местным условиям, местным проблемам и нуждам населения, паритетное сочетание личностно ориенти­рованного и общественно-ориентированного образования, когда разрабатываются программы, необходимые для удовлетворения не только потребностей развития личности, ее самоопределения, но и потребностей и интересов сообщества в его саморазвитии. Такая работа позволяет решить социальные проблемы сообщества, снижает социальную напряженность, помогает находить решение острых ситуаций местного уровня, не дожидаясь правительственных решений.

Идея общественно-активной школы имеет большое воспита­тельное значение. Воспитывается гражданская активность всех субъектов образовательного процесса, формируется их гражданская позиция. Следует отметить, что идея общественно-активной школы не является заимствованной: в России всегда существовало земское движение, до революции земские школы работали за счет средств сообщества. Сегодня движение общественно-активных школ по­лучило свое распространение в странах СНГ: Армении, Казахстане, Украине. В России это направление инновационной деятельности школ представлено тремя программами: «Демократизация школы», «Добровольчество», «Партнерство школы и окружающего сообще­ства».

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образо­вательную среду школы качественно изменяет коммуникативную сферу детей, их отношения между собой и со взрослыми. Партнер­ские отношения школы с семьей позволяют развить субъектность учащегося, избегая изоляции или выпячивания личностного аспекта в образовательном процессе, обеспечивая паритетность интересов личности и общества. Увеличение количества детско-взрослых об­разовательных общностей в условиях общеобразовательного учреж­дения способствует гармонизации отношений между поколениями, созданию совместной картины мира, приобщению к культуре.

Общественно-ориентированная направленность школьного об­разования может способствовать так широко обсуждаемому сейчас в педагогической литературе переходу от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний, умений и навыков (ЗУН) к модели порождения образа мира в совместной деятельности взрослых и детей, к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования; от информационно-­когнитивной педагогики к ценностно-смысловой и культурно-­исторической, которая сопровождается восстановлением педагоги­ческих традиций российского образования и культурных традиций нации в новых условиях.

Формирование партнерства школы с семьей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта, наделенно­го определенными правами и обязанностями, безусловно, требует кардинальной перестройки всей сложной системы образовательного учреждения.

В психологической литературе обычно большое внимание уделя­ется внешним компонентам партнерства. Много публикаций посвя­щено развитию у педагогов искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, договора, искусства быть собой. Внутренним (межличностным) компонентам партнерства уделяется меньше внимания. Между тем во взаимодействии людей велика роль имплицитных (неявных, скрытых), часто неосознаваемых аспектов взаимодей­ствия. Нередко появляются отчуждение, напряжение между людьми, трудности контроля за своими действиями, поступками, оценками, отношениями. Это приводит к тому, что эффективное партнерство педагога с семьей блокируется или носит формальный характер. При­чины этого кроются в низкой мотивационной готовности учителя к такому диалогу, несформированности у него ценностного отноше­ния к совместной образовательной деятельности с семьей. Поэтому одним из основных условий реализации программы партнерства школы и семьи можно считать сформированность у педагогов мо­тивации к взаимодействию с семьей. Партнерство школы и семьи в потребностно-мотивационной сфере учителя должно приобрести самостоятельную ценность, ценность — цель.

­ Сегодня в позиции педагогов прослеживается четкая тенденция на создание субъект-объектных отношений с семьей, в которых се­мье отводится исполнительская, пассивная роль. С одной стороны, педагоги понимают принципиальную необходимость выстраивания партнерских отношений семьи со школой, с другой стороны, они не видят конструктивных путей реализации такого сотрудничества. Со­временная семья воспринимается ими как потенциально негативный фактор для развития личности ребенка и для профессиональной реализации самого учителя, поэтому среди педагогов доминирует позиция «семья для школы», а не «школа для семьи».

При этом следует понимать, что общность целей, представлений, отношений и умений школы и семьи не означает их идентично­сти. Участие семьи в образовательном процессе имеет специфи­ческую форму. Семейный компонент педагогического общения направляется, организуется школой, совпадает с педагогическим по целям, но различается по средствам и форме. Средства семейно-­педагогического компонента — это неформальное общение с ребенком, свободное по пространственно-временной структуре, вариативное по содержанию и форме. В нем, в отличие от школьного педагогического компонента, преобладают невербальный, эмоцио­нальный компоненты, личный опыт, традиции, уклад семьи.

Общность умений взаимодействия проявляется для педагогов и родителей в обоюдном умении вести диалог, переходить от методов назидания к методам сотрудничества, быть толерантными, гибкими в общении, находить альтернативные подходы к решению проблем. Партнерство всегда проявляется через диалог. Диалог между учите­лем и родителем — это не столько спор, полемика, сколько доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла. Ориентация учителя на диалогическое взаимодействие с семьей предполагает совместное конструирование целей, средств и способов достижения результатов, их рефлексивной оценки, в результате чего происходит осмысление процесса на личностном уровне. Диалогические от­ношения между учителем и семьей — это отношения открытости, уважения, равноправия. Умение диалогически взаимодействовать является показателем уровня профессионализма учителя. И наобо­рот, эмоциональная неуравновешенность, нетерпимость к свое­образию родителей, неумение владеть собой, неумение общаться, недостаточное развитие организаторских и коммуникативных способностей, предметоцентризм мешают общению на равных, от­талкивают потенциального партнера от сотрудничества.

Диалогически взаимодействовать — значит изучать возможно­сти другого, принимать его таким, какой он есть. Во многом этому способствует открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у членов семьи ответное желание раскрыться. Ведь неслучайно В. А. Сухомлинский призывал педагогов смотреть на мир глазами тех, кого они воспитывают, обращаться к ним, как равным себе. Говоря о работе мастеров педагогического труда, он подчеркивал, что учитель открывает другому не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя. Такой подход требует педагогического чутья, такта, учета собесед­ника, психологического настроя.

Партнерство школы с семьей проявляет себя в общности знаний, отношений и действий. Формирование партнерства школы с семьей происходит на основе:

■ элементов массового сознания, которые есть у каждого субъекта;

■ собственного индивидуального опыта;

■ психолого-педагогического опыта, приобретаемого в результате целенаправленной работы школы по педа­гогическому просвещению и обучению семей. Причем именно последний компонент придает этому процессу целенаправленный, организованный характер.

В последнее время учитель, руководитель школы и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель — подчиненный». Это, скорее, объединение единомышленников. Делегирование полномочий, процесс принятия решений, отбор и способы получения информации о состоянии учебного процесса и другие управленческие аспекты работы школы устанавливают степень свободы всех субъектов управления, их возможность самим определить свое место в школьной системе.

 Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родите­лям только свои условия и не считаться с их мнением по поводу об­разовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Поэтому родители должны участвовать в управлении школой. Формы этого участия могут быть различными. Рассмотрим их.

1. Общественное объединение родителей — некоммерческое, добровольное самоуправляемое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общих интересов. Например, такая форма общественного объединения, как школьный родительский клуб, поможет стимулировать родительское участие в жизни школы, в решении задач обучения и воспитания в образо­вательном учреждении. Кроме того, подобное объединение помо­гает интегрировать родителей в школьное сообщество. Подобное объединение не имеет никаких вышестоящих органов, а его участие в школьном соуправлении не закреплено в локальных нормативных документах. Тем не менее оно может оказывать некоторое влияние на процесс школьного соуправления.

   2. Общественная экспертиза школьного управления. Ее целью является анализ исходной ситуации развития образовательного учреждения, определение актуальных задач развития, планирование конкретных направлений работы, построение модели сотрудниче­ства всех субъектов соуправления, разработка правовой основы. Экспертиза помогает определять перспективы развития системы управления школой, организацию отдельных ее сторон (в том числе, степень участия родителей в жизни школы), содержание учебных программ и т. п. В общественной экспертизе принимает участие, как правило, все школьное сообщество: администрация, педагоги, родители, ученики, общественность и др.1. Общественная эксперти­за обеспечивает реализацию следующих требований к школьному управлению:

 прозрачность» планирования и организации работы вы­борных органов в школе;

■ периодическая отчетность администрации школы перед другими субъектами соуправления;

■ доступность информации о деятельности школы;

■ поощрение инициативы субъектов соуправления.

3. Попечительский совет школы. Положение о попечительских советах как самостоятельных некоммерческих общественных ор­ганизациях было утверждено Постановлением Правительства РФ в 1999 г. Практически сразу же во многих школах были созданы по­добные организации, однако реальный вклад в процесс соуправле­ния школой вносят лишь единицы. Трудности заключаются, прежде всего, с передачей попечительскому совету контрольных функций за деятельностью школы. Немногие директора школ готовы на этот шаг. Гораздо выгоднее бывает ограничивать деятельность попечи­тельского совета благотворительностью. Эффективность деятель­ности попечительского совета зависит от того, насколько будет обе­спечено его право участвовать в решении финансового, кадрового и содержательного вопросов школьного соуправления.|В состав попечительского совета школы должны входить представители всех субъектов государственно-общественного управления школой: ди­ректор, представители педагогического совета школы, родительского совета школы, местной общественности, муниципального совета. Попечительский совет школы:

■ участвует в определении стратегии и тактики развития школы;

■ анализирует качество образования в учебном заведении;

■ участвует в согласовании дополнительных программ обу­чения;

■ контролирует и распределяет внебюджетные средства, поступающие в учебное заведение;

■ обеспечивает социально-педагогические контакты шко­лы;

■ занимается поддержкой одаренных детей, социально неза­щищенных семей, профориентацией школьников и др.

Участие в подобного рода деятельности позволяет родителям ощу­щать свой вклад в обучение и воспитание ребенка, реально влиять на организацию образовательного процесса в школе.

  4. Совет родительской общественности. В настоящее время в Уставах многих школ существуют разделы, посвященные деятельно­сти советов родительской общественности, родительских комитетов. Совет родительской общественности — это, чаще всего, орган роди­тельского представительства на уровне города или района, который формируется из выборных представителей родительских комитетов школ. Основными задачами совета являются анализ проблем город­ского образования и поиск путей их решения совместно с органа­ми управления образованием. Таким образом, совет способствует созданию максимально благоприятной образовательной среды, обеспечивает взаимопонимание между родителями и педагогами, проводит просветительскую работу и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: