Классный руководитель и родители учащихся являются основными субъектами педагогического взаимодействия школы и семьи. Скоординированность их усилий определяет эффективность всей системы сотрудничества.
На сегодняшний день в практике школы происходит переоценка роли классного руководителя в работе с семьей: переход от позиции «руководителя» к позиции «наставника», «фасилитатора», «консультанта» взаимодействия. Такая установка позволяет классному руководителю по-новому увидеть цели и задачи работы с семьей, глубже понять семейные трудности в воспитании подрастающего поколения, выстраивать сотрудничество и общение с родителями на основе интересов ребенка, его прав и обязанностей.
Однако во многих школах до сих пор классные руководители предпочитают декларативную манеру общения с родителями, директивный характер воздействия на семью, однообразные формы работы — беседы, традиционные родительские собрания и классные часы. Отсюда — незаинтересованность родителей, нежелание посещать родительские собрания, неготовность к конструктивному диалогу со школой.
|
|
Для преодоления негативного отношения родителей к школе, для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с семьей необходимо, в первую очередь, изменить мотивацию классных руководителей. Они должны уметь заинтересовывать родителей жизнедеятельностью школы, выдвигать и разрабатывать собственные проекты сотрудничества с семьей, генерировать идеи, на вьщоком уровне владеть приемами эффективной межличностной коммуникации. Эта работа носит системный характер и предполагает полное обеспечение педагогов соответствующей методической литературой по проблеме взаимодействия с родителями учащихся, совершенствование материально-технической базы школы, организацию семинаров и тренингов для классных руководителей по освоению методов и приемов работы с родителями учащихся.
Для родителей принципиально важна информация о школе, поэтому необходимо знакомить их с содержанием образовательных программ, курсов и факультативов; с проектами деятельности класса, в котором учится их ребенок; с достижениями педагогического и ученического коллектива школы и т. п.
Руководители общеобразовательных учреждений, характеризуя современную школу как открытую педагогическую систему, часто забывают о том, что открытой и понятной, в прямом смысле, она должна стать, прежде всего, для родительской общественности. Поэтому требуется возрождать и развивать такие формы сотрудничества, как открытые уроки с приглашением на них родителей учащихся, привлечение членов семей школьников к подготовке и проведению учебных занятий, к организации проектной деятельности в классе и школе в целом.
|
|
Школа должна инициировать договорные, партнерские отношения с родителями, распределять ответственность между всеми субъектами образования пропорционально их возможностям участия в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня по-прежнему нереализованными, но потенциально продуктивными остаются такие формы сотрудничества с семьей, как:
■ участие родителей в работе школьных советов;
■ общественная экспертиза деятельности школы (как совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса);
■ организация попечительских советов;
■ советы родительской общественности и др.
Для реализации этих проектов школам требуется больше возможностей для самоопределения, создание условий для самостоятельного решения проблем взаимодействия, кадровых вопросов, инновационные технологии прогнозирования развития общеобразовательного учреждения.
Задание 3.
1. Изучите материалы лекции «Методика организаций родительских собраний».
2. Ответьте на вопрос письменно, используя материалы лекции (можно пользоваться другими источниками или дополнять материалы лекции):
1) Главная задача родительских собраний - …