Новые задачи сотрудничества родителей и классного руководителя

 

Классный руководитель и родители учащихся являются основ­ными субъектами педагогического взаимодействия школы и семьи. Скоординированность их усилий определяет эффективность всей системы сотрудничества.

На сегодняшний день в практике школы происходит переоценка роли классного руководителя в работе с семьей: переход от позиции «руководителя» к позиции «наставника», «фасилитатора», «кон­сультанта» взаимодействия. Такая установка позволяет классному руководителю по-новому увидеть цели и задачи работы с семьей, глубже понять семейные трудности в воспитании подрастающего поколения, выстраивать сотрудничество и общение с родителями на основе интересов ребенка, его прав и обязанностей.

Однако во многих школах до сих пор классные руководители предпочитают декларативную манеру общения с родителями, ди­рективный характер воздействия на семью, однообразные формы работы — беседы, традиционные родительские собрания и класс­ные часы. Отсюда — незаинтересованность родителей, нежелание посещать родительские собрания, неготовность к конструктивному диалогу со школой.

Для преодоления негативного отношения родителей к шко­ле, для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с семьей необходимо, в первую очередь, из­менить мотивацию классных руководителей. Они должны уметь заинтересовывать родителей жизнедеятельностью школы, вы­двигать и разрабатывать собственные проекты сотрудничества с семьей, генерировать идеи, на вьщоком уровне владеть приемами эффективной межличностной коммуникации. Эта работа носит системный характер и предполагает полное обеспечение педа­гогов соответствующей методической литературой по проблеме взаимодействия с родителями учащихся, совершенствование материально-технической базы школы, организацию семинаров и тренингов для классных руководителей по освоению методов и приемов работы с родителями учащихся.

Для родителей принципиально важна информация о школе, поэтому необходимо знакомить их с содержанием образовательных программ, курсов и факультативов; с проектами деятельности класса, в котором учится их ребенок; с достижениями педагогического и ученического коллектива школы и т. п.

Руководители общеобразовательных учреждений, характеризуя современную школу как открытую педагогическую систему, часто за­бывают о том, что открытой и понятной, в прямом смысле, она долж­на стать, прежде всего, для родительской общественности. Поэтому требуется возрождать и развивать такие формы сотрудничества, как открытые уроки с приглашением на них родителей учащихся, привлечение членов семей школьников к подготовке и проведению учебных занятий, к организации проектной деятельности в классе и школе в целом.

Школа должна инициировать договорные, партнерские отноше­ния с родителями, распределять ответственность между всеми субъ­ектами образования пропорционально их возможностям участия в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня по-прежнему нереализованными, но потенциально про­дуктивными остаются такие формы сотрудничества с семьей, как:

■ участие родителей в работе школьных советов;

■ общественная экспертиза деятельности школы (как со­вместная деятельность всех субъектов образовательного процесса);

■ организация попечительских советов;

■ советы родительской общественности и др.

Для реализации этих проектов школам требуется больше возмож­ностей для самоопределения, создание условий для самостоятельного решения проблем взаимодействия, кадровых вопросов, инновацион­ные технологии прогнозирования развития общеобразовательного учреждения.

 

 

Задание 3.

1. Изучите материалы лекции «Методика организаций родительских собраний».

2. Ответьте на вопрос письменно, используя материалы лекции (можно пользоваться другими источниками или дополнять материалы лекции):

1) Главная задача родительских собраний - …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: