Личности сотрудников милиции

 

Воздействие факторов профессиональной деформации на личность специалиста и развитие проявлений профессиональной деформации делает актуальными вопросы профилактики этого феномена во всех подразделениях органов внутренних дел.

Профилактика профессиональной деформации включает в себя широкий спектр предупредительных мер непсихологичеcкого и психологического характера[45].

К первой группе мер можно отнести организационно-управленческую и воспитательную (педагогическую) работу в ОВД, осуществляемую преимущественно кадровыми аппаратами, инспекцией по работе с личным составом и начальниками подразделений ОВД[46].

Кроме того, важно сказать об аналитической работе, которую не следует рассматривать как собственно профилактику профессиональной деформации, но которая выступает подготовительным этапом, позволяющим более адекватно планировать меры по профилактике рассматриваемого феномена.

Аналитическая работа может быть направлена на осуществление оценки характера и причин текучести кадров в ОВД, выявление частоты и анализ причин нарушений сотрудниками милиции служебной этики и дисциплины, установление числа допущенных правонарушений и т.д. В соответствии с этим определяются направления, способы и формы осуществления работы по профилактике профессиональной деформации личности сотрудников милиции.

Рассматривая вопросы профессиональной деформации сотрудников милиции, важно иметь представление о педагогической профилактике данного феномена. Так, воспитательная (педагогическая) работа по профилактике профессиональной деформации может заключаться в обеспечении в процессе служебной деятельности преемственности между сотрудниками милиции и повышении управленческой культуры руководителей, поддержании функционирования института наставничества и т.д.

В целом ряд направлений осуществления воспитательной работы можно рассматривать как пути профилактики профессиональной деформации сотрудников милиции. Этими направления выступают, в частности профессионально-нравственное и правовое воспитание. Правовое воспитание представляет собой целеустремленное планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориента­ции, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятель­ности и жизни.

Отношение сотрудников к соблюдению законности зависит от уровня их правовой культуры. Основной причиной имеющих еще место в ряде органов и подразделений нарушений служебной дисциплины и законности является низкий уровень правовой культуры отдельных сотрудников, который проявляется в незнании требований закона или стремлении «обойти» его.

Правовое воспитание играет существенную роль в формировании у сотрудников милиции профессионального правосознания, а именно глубокого понимания сущности и социального назначения права, устойчивых навыков правомерного поведения и соблюдения законности.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников ор­ганов внутренних дел предусматривает, в частности, совершенствование навыков соблюдения норм профессиональной этики, формирование моральных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга.

При этом профессионально-нравственное воспитание может реализовываться через пропаганду и распространение положительного опыта наиболее грамотных и квалифицированных сотрудников. Особое внимание должно уделяться профессионально-нравственному становлению молодых сотрудников милиции.

Другим не менее важным направлением воспитательной работы, которое также можно рассматривать и как меру профилактики профессиональной деформации сотрудников милиции, может быть укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД, предполагающих в наиболее общем виде соблюдение сотрудниками милиции установленных требований служебной деятельности и правовых норм.

С педагогической (воспитательной) работой по профилактике рассматриваемого явления тесно связаны мероприятия организационно-управленческого плана. Под ними в контексте профилактики профессиональной деформации подразумевается, например, обеспечение согласованного взаимодействия сотрудников милиции, продумывание должностных инструкций и функциональных обязанностей, составление и реализация психологически обоснованных графика работы и забота о качестве жизни сотрудников. Немаловажным также для профилактики обсуждаемого явления представляется создание условий и возможностей профессионального роста и образования сотрудников милиции.

Особое значение в обеспечении эффективности труда имеет работа с персоналом, которая включает в себя ряд мер управленческо-педагогического характера, проявляющихся, например, в обеспечении вхождения в должность молодым специалистам, подборе руководителей отделений, введении системы служебной подготовки, поощрении обучения.

Немаловажным также для профилактики обсуждаемого явления представляется создание условий и возможностей профессионального роста. Так, исследование, осуществленное УНК психологии и работы с личным составом милиции Академии МВД России[47], показало, что снижение вероятности развития профессиональной деформации в значительной степени зависит от реальности перспектив профессионального роста и наличия официальных приказов, подтверждающих эту реальность. Однако должностное продвижение сотрудников часто бывает затруднено. В связи с этим авторы исследования говорят о необходимости разработки гибкой системы официального продвижения опытных сотрудников “внутри должности”[48] и осуществления материального стимулирования этих сотрудников.

Особую роль в профилактике профессиональной деформации следует отвести руководителю конкретного подразделения ОВД. Положение обязывает руководителя соответствовать образу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социальным ожиданиям сотрудников, быть авторитетным, применять различные методы руководства. Руководителю нужно специально заботиться о том, чтобы лучшие, сильные качества и стороны своей личности проявлялись чаще, и сдерживать проявление отрицательных особенностей. Также начальнику важно использовать элементы самопрезентации – совершать поступки, которые ценятся сотрудниками (например, оказать помощь сотруднику, попавшему в затруднительную ситуацию, и его семье; поздравить с юбилеем). Немаловажным представляется стремление руководителя заниматься самообразованием и самовоспитанием, а также профилактикой у себя управленческой деформации личности (нетерпимости к мнению, отличающемуся от своего; грубости в общении с сотрудниками; стремления превышать свои полномочия и др.). Существенное значение имеет стиль руководства коллективом сотрудников милиции, который должен быть гибким и адекватным, и выбор которого во многом зависит от управленческой компетентности начальника.

Несомненно, роль руководителя в реализации мер профилактики профессиональной деформации сотрудников милиции состоит не только в демонстрации положительного примера подчиненным, работе над собой и грамотном текущем управлении, но и в умелой организации системы управления. Она заключается в установлении организационного порядка (организованности) в функционировании учреждения, а именно в установлении четкой структуры организации и обеспечении слаженного, надежного и гибкого взаимодействия ее элементов[49].

Отметим, что реализация некоторых конкретных мер по профилактике профессиональной деформации (например, изменение графика служебной деятельности, улучшение материально-технического обеспечения и др.) иногда бывает, неосуществима в силу ряда причин (недостатка кадров в службе, кризисного экономического положения в ОВД и т.д.). Более того, в достаточной степени не учитываются психологические закономерности и факторы развития профессиональной деформации. В то же время социальные запросы на работу психологов по профилактике обсуждаемого явления постоянно растут. Эта работа может осуществляться практическими психологами, работающими в психологических службах ОВД, а также преподавателями психологии (и других, в первую очередь гуманитарных, дисциплин) в период обучения будущих специалистов в образовательных учреждениях МВД России.

Психологическая профилактика профессиональной деформации подразумевает превентивную деятельность, направленную на предотвращение проявлений рассматриваемого явления. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования, проведения психотренировок и социально-психологических тренингов. Утверждение некоторых авторов[50] о том, что профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в ОВД также может быть этапом в работе по профилактике профессиональной деформации, является, на наш взгляд, спорным. Это объясняется тем, что тесты, применяемые в настоящее время центрами психодиагностики, не позволяют достаточно точно строить прогнозы относительно личностной предрасположенности конкретного кандидата на службу в ОВД к развитию у него проявлений профессиональной деформации личности. По-видимому, такой прогноз затруднителен потому, что проявление личностных предпосылок профессиональной деформации зависит в первую очередь от факторов, связанных со спецификой служебной деятельности и профессиональной роли. Тогда как используемые в ЦПД методики недостаточно полно учитывают конкретное содержание профессиональной деятельности той службы ОВД, в которую поступает кандидат.

Отдельные авторы[51] говорят о целесообразности периодического переосвидетельствования сотрудников милиции с целью выявления признаков профессиональной деформации. Уточним, что подобную диагностику можно считать наиболее эффективной в том случае, если сотрудникам ОВД оказывается последующая психологическая помощь, например, индивидуальное психологическое консультирование.

В процессе такого консультирования, как считает Л.Н. Корнеева[52], психолог на основе предварительного психологического обследования предоставляет профессионалу информацию о его личностных особенностях. Кроме того, сотруднику милиции в рекомендательном порядке предлагаются рациональные способы преодоления затруднений, которые возникают в процессе выполнения служебных обязанностей.

В ходе психологического консультирования, как способа профилактики профессиональной деформации, возможно повышение уровня психологической грамотности сотрудников милиции. Например, знание руководителем и его подчиненными наиболее оптимальных стратегий поведения способно помочь им в урегулировании возможных конфликтных ситуаций. Создание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе, где сильно выражено коллегиальное начало и стратегия сотрудничества преобладает над стратегий соперничества, ограничивает развитие профессиональной деформации личности сотрудников.

Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психотренировок, на которых сотрудники милиции осваивают упражнения аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают представителям милиции осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных, экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников милиции таких личностных характеристик (агрессивность, повышенная личностная тревожность и др.), которые приводят к развитию признаков профессиональной деформации. Владение же техникой саморегуляции, препятствует возникновению переутомления и проявлений профессиональной деформации у представителей милиции.

Аутотренинг и упражнения по релаксации выступают эффективными методами профилактики и преодоления развития синдрома эмоционального выгорания, как проявления профессиональной деформации личности[53].

В частности, представляется действенным использование методики «Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона» – системы специальных упражнений по произвольному последовательному расслаблению всех мышц тела, в результате применения которой осуществляется снятие физического и психологического напряжения, достигается состояние покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), восстанавливается энергетический потенциал личности. После реализации упражнений данной методики целесообразно проведение целенаправленного самовнушения с использованием специальных формулировок, а также музыкально-цветового воздействия.

Помимо техники релаксации и упражнений аутотренинга весьма эффективным, по мнению многих исследователей[54], является проведение социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы[55].

Эффективность данного направления в работе по профилактике профессиональной деформации объясняется тем, что в ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, развиваются способность к рефлексии (например, к анализу ситуации и собственного поведения) и гибкому реагированию, умение быстро перестраиваться в различных условиях[56].

По мнению А.С. Прутченкова[57], в процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников, и оказание им существенной помощи в решении личностных проблем.

В процессе СПТ осуществляется развитие навыков поведения, способствующих расширению сферы социальных контактов сотрудников милиции и оптимизации межличностного взаимодействия, а также повышающих адаптационные возможности личности. Участие в таких тренингах также помогает разрешать проблемные, в том числе профессиональные ситуации, что, в свою очередь, предотвращает возникновение межличностных конфликтов на службе и связанных с ними отрицательных эмоций, состояний внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. 

Среди мер, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации личности сотрудников милиции, одним из наиболее оптимальных представляется социально-психологический тренинг методом деловой игры [58]. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности[59]. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга[60].

Предпочтение этого способа психологической профилактики профессиональной деформации объясняется тем, что условия деловой игры являются приближенными к условиям реальной служебной деятельности. В подобных игровых условиях становится возможным формирование у сотрудников милиции навыков конструктивного ролевого поведения, связанного с выполнением определенных профессиональных обязанностей. Также отметим, что в ходе социально-психологического тренинга методом деловой игры представители ОВД обучаются справляться с затруднительными профессиональными ситуациями, возникающими в процессе службы. Наличие таких навыков и умений некоторым образом препятствует развитию признаков профессиональной деформации.

Другая особенность социально-психологического тренинга методом деловой игры заключается в групповом, а, следовательно, и в более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина[61], в большей степени, чем индивидуальное способствует возникновению эффективных изменений в установках личности. Тот же автор утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.  

Следующим преимуществом социально-психологического тренинга методом деловой игры является наличие проблемных ситуаций, которые как утверждает И.В. Горлинский[62], повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной игровой деятельности. Повышенные интерес и мотивация сотрудников милиции способствуют, на наш взгляд, не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу, саморазвитию, самоконтролю и коррекции у себя некоторых личностных особенностей. Последними, в частности, могут быть признаки профессиональной деформации личности.

Также отметим, что метод деловой игры выполняет не только мотивационно-побудительные, обучающие, развивающие и психокоррекционные функции[63]. Благодаря этому методу возможна диагностика некоторых психологических явлений (например, актуального уровня развития участников тренинга и их готовности к научению, саморазвитию и самоизменению). Это позволяет ведущему оперативно ориентироваться в процессе СПТ и выбирать адекватные и наиболее подходящие способы взаимодействия с участниками деловой игры.

Проведение психологами социально-психологического тренинга методом деловой игры является наиболее эффективным мероприятием психологической профилактики профессиональной деформации сотрудника милиции. Вместе с тем от психологических служб требуется осуществление комплексной работы в данном направлении. Особенно важна такая работа в периоды наибольшей восприимчивости сотрудников милиции к возникновению и развитию проявлений профессиональной деформации личности.

Заключение

 

Предпринятое научное изучение проблемы профессиональной деформации позволило дать психологическую характеристику явлению профессиональной деформации личности сотрудников милиции и сделать ряд выводов:

1. Профессиональная деятельность во многом определяет особенности личностного онтогенеза специалиста в период зрелости. Она оказывает влияние на характеристики личности и вызывает их изменение. Возможным вариантом изменений личности в процессе профессиональной деятельности может быть развитие профессиональной деформации.

2. Одной из основных групп факторов, обусловливающих рассматриваемый феномен, выступают те, которые связаны со спецификой профессиональной деятельности и профессиональной роли. Они являются причиной личностных изменений, происходящих в ходе служебной деятельности и способствующих развитию признаков (проявлений) профессиональной деформации. В этом смысле термин “профессиональная деформация” совершенно точно отражает сущность обозначаемого им явления.

Развитие профессиональной деформации личности сотрудника милиции определяется и некоторыми личностными характеристиками специалиста, а также социально-психологическими особенностями выполнения профессиональной деятельности.

3. Особое значение в возникновении профессиональной деформации личности сотрудников милиции играет период профессиональной адаптации, когда специалист только начинает овладевать своей профессиональной ролью и профессиональными функциями.

4. Профессиональная деформация личности сотрудников имеет определенные проявления, по которым данный феномен распознается. К этим проявлениям относятся жесткие и неадекватные профессиональные стереотипы, правовой нигилизм, неадаптивные защитные механизмы личности, чрезмерно выраженная подозрительность, а также перенос своей служебной роли во внеслужебные взаимоотношения.

5. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника милиции включает подготовительную (аналитическую) работу, меры психологического и непсихологического характера. Причем к мерам непсихологическим относятся такие направления работы, как организационно-управленческое и воспитательное. Психологическая профилактика профессиональной деформации может осуществляться в рамках психологического консультирования сотрудников милиции, при проведении с ними психотренировок и социально-психологических тренингов.  

 

 

Литература:

 

1. Баранов М., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь, 1992, № 1, с.110-118; № 2, с.122-136; № 3, с.159-171.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека: Межвуз. сб. / Ленингр. гос ун-т; под. ред. А.А. Крылова. - Л.: ЛГУ, 1989. - Вып. 13. - С. 34-45.

3. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод: Автореф. На соиск.... д. психол. н. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 1997.

4. Белослудцев В.И., Соколов И.И. Проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников ИТУ // Проблемы совершенствования правовых основ деятельности органов, исполняющих наказания: Труды Академии МВД России, 1995. С. 24-36.

5. Берден О. «Драчуны» в полицейской форме: результаты исследования национального института правосудия США // Вопросы борьбы с преступностью за рубежом: Реферативный сборник. – ГИЦ МВД РФ, 1996. – Вып. 35. С. 17-19.

6. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999, № 4. С. 52-57.

7. Борисова С.Е. Неадекватный стиль руководства как фактор развития профессиональной деформации сотрудников ОВД // Пути реализации концепции кадровой политики МВД России. Труды Академии управления. – М.: Академия управления ВД России, 2000.

8. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудников милиции: Лекция. – Орел, 2001.

9. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. на соиск.... к. психол. н. – М.: Академия управления МВД России, 1998.

10. Борисова С.Е. Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности: Сборник статей. – М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 97-102.

11. Борисова С.Е. Профессиональные стереотипы как предпосылка и проявление профессиональной деформации сотрудников милиции // Профессионал, 2001, № 2. С. 11-13.

12. Борисова С.Е. В условиях риска: «Эмоциональное выгорание» по-милицейски // Служба кадров, 2002, № 7. С. 84-87.

13. Борисова С.Е., Кретова И.Ю. Некоторые особенности социально-психологического климата трудового коллектива и пути его оптимизации // 200 лет МВД России: История и современность. Сборник материалов итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. – Орел, 2000. С. 23-27.

14. Буданов А.В. Методические рекомендации к занятию в системе социально-гуманитарной подготовки на тему “Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД”. Лекция-беседа с личным составом. – М.: ГУК МВД России, 1992.

15. Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. – М.: ГУК МВД России, 1994.

16. Булденко К.А., Лемешко П.М. Улучшение нравственно-психологического климата в органах милиции – важнейшее средство повышения эффективности их деятельности // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: СБ. Научн. трудов МВД СССР. Минская высш. школа. – Минск, 1991.

17. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Юрид.лит., 2000.

18. Виклунд Р.А. Возможные негативные последствия стремления к специфическому профессиональному самоутверждению / Пер. с нем. О.У.Авис.- М.,1985.

19. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. Учебное пособие. – М.: Академия управления МВД России, 1997.

20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

21. Давыдов Н.А.., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. – Симферополь: Таврия, 1992.

22. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М.: МГУ, 1980.

23. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). - СПб: Питер Пресс, 1995.

24. Калманов Г.Б., Козюля В.Г. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения у сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, № 2(6). С. 38-45.

25. Кари Л. Купер, Джуди Маршал Источники стресса “белых воротничков” // Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.: Радикс, 1995.

26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

27. Кон И.С. Открытие “Я”. - М.: Политиздат, 1978.

28. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 1991.

29. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. - М.: Экономика, 1989.

30. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998.

31. Лазарева В.А. Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности. – Куйбышев: Изд-во Куйбышевского ун-та, 1987. С. 146-154.

32. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

33. Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1(3). С. 15-17.

34. Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сб. научн. Тр. / МВД РФ. Рязанская высш. Школа; Редкол.: Тюгаева Н.А. и др. – Рязань. – 1992. С. 33-40.

35. Медведев В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников ОВД: Автореф. На соиск.... д. психол.н. – Киев: Киевский университет им. Т. Шевченко, 1999.

36. Методические материалы в помощь руководителям по организации индивидуально-воспитательной, профилактической работы с сотрудниками и укреплению служебной дисциплины в органах, подразделениях внутренних дел: Сборник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

37. Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в ОВД и ВВ. Сб. научн. трудов / Высш. училище внутр. войск МВД РФ. – СПб, 1991.

38. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии. – Ереван: АН АрмССР, 1988.

39. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: методическое пособие. – М.: ГУК МВД России, 2003.

40. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России.- М., 1995.

41. Пиняева С.Е. Делова игра как метод диагностики личностных особенностей и мера профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД // Человек: преступление и наказание. Вестник Рязанского института права и экономики МВД России, 1998, № 2. С. 31-36.

42. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Некоторые особенности служебной деятельности, способствующие профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Работа с кадрами: Теория, практика, проблемы. Труды Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 43-54. 

43. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 1998.

44. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

45. Проблемы неоправданного применения силы американскими полицейскими // Борьба с преступностью за рубежом. 1996- вып. 8. С. 21-23.

46. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

47. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

48. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.

49. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

50. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

51. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. Учебное пособие. - М.: НИиРИО, 1967.

52. Розанова В.А. Психология управления. (Учебно-практическое пособие. Часть I и II). - М.: Журнал “Управление персоналом”, 1996/1997.

53. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юрист, 1998.

54. Романович Г.Г. Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников ОВД // Информационный бюллетень МВД БССР, 1988, № 3/4. С. 3-5.

55. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Прогресс, 1993.

56. Салими В. «Выгорание» - это новый термин, а проблема... // Служба кадров, 2001, № 8. С. 70-75.

57. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 1986.

58. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997.

59. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: Институт прикладной психологии, 1995.

60. Соколов И.И. Проблемы профилактики деформации личности сотрудников учреждений, исполняющих наказания // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. – Рязань, 1994.

61. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ОВД: методическое пособие / Под общей ред. Марьина М.И. – Казань, 2003.

62. Станкин М. Психологические аспекты стимуляции // Управление персоналом, 1999, № 2 (32). С. 46-52.

63. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

64. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. – М.: Тандем, 2000.

65. Стратегия руководителей по контролю и преодолению профессиональных стрессов у подчиненных как средство сохранения кадрового состава полицейских подразделений. - М.: ГИЦ МВД России, 1995.

66. Такасаева К.Р. К вопросу о профессиональной деформации личности сотрудников ОВД // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД и ВВ МВД России: Сборник тезисов выступлений участников всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения ОВД и ВВ. – М.: Управление воспитательной работы ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2000. С. 228-231. 

67. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990.

68. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - Перри Г. Как справиться с кризисом. - Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.

69. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

70. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1998.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………. 3-4

§ 1. Определение профессиональной деформации личности сотрудника милиции. Факторы, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудников милиции ………….……………………………..5-26

 

§ 2. Проявления профессиональной деформации личности сотрудников милиции..……………………………………………………………... 27-46

 

§ 3. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудников милиции……………………………………………………………….47-56

 

Заключение …………………..………………………………………56-57

 

Литература …………………….…………………………………….58-61

 

 


[1] См., в частности, О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД РФ. Директива МВД РФ от 19 июля 1996 г. № 1; № 12-1999г. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации; № 995-2000г. О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД РФ и др. 

[2] Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. д. психол.н. – СПб: СПбГУ, 1997; Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. – ГУК МВД РФ, 1994; Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Юрид.лит., 2000; Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1(3). С. 15-17; Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Некоторые особенности служебной деятельности, способствующие профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Работа с кадрами: Теория, практика, проблемы. Труды Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 43-54; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. Учебное пособие. М.: НИиРИО, 1967 и др.

[3] В данном случае приведены результаты исследования, полученные с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. При этом были опрошены представители рядового и начальствующего состава сотрудников РОВД. Учитывая небольшую численность опрошенных (выборка представлена 68 сотрудниками РОВД), а также их принадлежность к различным службам (уголовный розыск, участковые инспектора милиции, следствие, патрульно-постовая служба, дорожно-патрульная служба) целесообразно говорить о наиболее общих психологических тенденциях, которые требуют своего дальнейшего изучения.

[4] Белослудцев В.И., Соколов И.И. Проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников ИТУ // Проблемы совершенствования правовых основ деятельности органов, исполняющих наказания: Труды Академии МВД России, 1995. С. 24-36; Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. – ГУК МВД РФ, 1994.

[5] Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно- научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России.- М., 1995.

[6] Проблемы неоправданного применения силы американскими полицейскими // Борьба с преступностью за рубежом. 1996- вып. 8. С. 21-23.

[7] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998. С. 106-107.

[8] Кари Л. Купер, Джуди Маршал Источники стресса “белых воротничков” // Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.: Радикс, 1995. С. 183.

[9] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998. С. 54.

[10] Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 1986. С. 127.

[11] Калманов Г.Б., Козюля В.Г. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения у сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997, № 2(6). С. 38-45.

[12] Стратегия руководителей по контролю и преодолению профессиональных стрессов у подчиненных как средство сохранения кадрового состава полицейских подразделений. - М.: ГИЦ МВД России, 1995. С. 7.

[13] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юрист, 1998. С. 446.

[14] Розанова В.А. Психология управления. (Учебно-практическое пособие. Часть I и II). - М.: Журнал “Управление персоналом”, 1996/1997. С. 47.

[15] Стратегия руководителей по контролю и преодолению профессиональных стрессов у подчиненных как средство сохранения кадрового состава полицейских подразделений. - М.: ГИЦ МВД России, 1995. С. 4.

[16] См. об этом: Пиняева С.Е. Делова игра как метод диагностики личностных особенностей и мера профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД// Человек: преступление и наказание. Вестник Рязанского института права и экономики МВД России, 1998, № 2. С. 31-36.

[17] Цит. по: Кон И.С. Открытие “Я”. - М.: Политиздат, 1978. С. 101.

[18] Там же. С. 102.

[19] Там же. С. 102.

[20] Станкин М. Психологические аспекты стимуляции // Управление персоналом, 1999, № 2 (32). С. 46-52.

[21] Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - Перри Г. Как справиться с кризисом. - Брум А., Джеллико Х. Как жить с вашей болью: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 40-41.

[22] См. об этом: Пиняева С.Е. Делова игра как метод диагностики личностных особенностей и мера профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД// Человек: преступление и наказание. Вестник Рязанского института права и экономики МВД России, 1998, № 2. С. 31-36.

 

[23] Борисова С.Е., Кретова И.Ю. Некоторые особенности социально-психологического климата трудового коллектива и пути его оптимизации // 200 лет МВД России: История и современность. Сборник материалов итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. – Орел, 2000. С. 23-27.

[24] Проблемы неоправданного применения силы американскими полицейскими // Борьба с преступностью за рубежом. 1996- вып. 8. С. 21-23.

[25] Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод. – Автореф. … доктора псих. н. – СПб, 1997; Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. – М.: ГУВД г. Москвы, 1992; Булденко К.А., Лемешко П.М. Улучшение нравственно-психологического климата в органах милиции – важнейшее средство повышения эффективности их деятельности // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: СБ. Научн. трудов МВД СССР. Минская высш. школа. – Минск, 1991; Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984; Медведев В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников ОВД. – Автореф. … доктора псих. н. – Киеа, 1999; Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в ОВД и ВВ. Сб. научн. трудов / Высш. училище внутр. войск МВД РФ. – СПб, 1991. С. 38-43; Романович Г.Г., Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников ОВД// Информационный бюллетень МВД БССР, 1988, № ¾. С. 3-5; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1998 и др. 

[26] Баранов М., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь, 1992, № 2. С. 160.

[27] Лазарева В.А. Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности. – Куйбышев: Изд-во Куйбышевского ун-та, 1987. С. 151.

[28] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990. С. 36. 

[29] Эмпирическое исследование методом деловой игры проводилось с курсантами Орловского юридического института МВД России в 9 учебных группах. Численность каждой группы составляла от 17 до 23/24 человек. Таким образом, общее количество участников исследовательской деловой игры составило 184 человека.

[30] Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук.- М., 1990. С. 196, 198.

[31] Борисова С.Е. Профессиональные стереотипы как личностная предпосылка и проявление профессиональной деформации сотрудников милиции // Профессионал, 2001, № 2 (40). С. 11-13.

[32] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. С. 384. 

[33] См. например, Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: Питер Пресс, 1997; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1998.

[34] Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 1998. С. 161.

[35] Борисова С.Е. В условиях риска // Служба кадров, 2002, № 7, С. 84-87.

[36] Салими В. «Выгорание» - это новый термин, а проблема... // Служба кадров, 2001, № 8. С. 70-75.

[37] Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека: Межвуз. сб. / Ленингр. гос ун-т; под. ред. А.А. Крылова. - Л.: ЛГУ, 1989. - Вып. 13. - С. 34-45.

 

[38] Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). - СПб: Питер Пресс, 1995.

 

[39] Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. С. 441.

[40] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск, 1997. С. 173.

[41] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990. С. 121-122.

[42] Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб., 1995. С.159.

[43] Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб., 1995. С. 52.

[44] Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: Институт прикладной психологии, 1995. С. 28.

[45] См., в частности: Борисова С.Е. Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности в России: Сборник статей. - М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 97-102; Методические материалы в помощь руководителям по организации индивидуально-воспитательной, профилактической работы с сотрудниками и укреплению служебной дисциплины в органах, подразделениях внутренних дел: Сборник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004; Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: методическое пособие. – М.: ГУК МВД России, 2003; Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

[46] Буданов А.В. Методические рекомендации к занятию в системе социально-гуманитарной подготовки на тему “Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД”. Лекция-беседа с личным составом. – М., 1992. С. 29-37.

[47] Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России.- М., 1995.

[48] Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России.- М., 1995.

[49] Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНа, 2001. С. 381.

[50] Романович Г.Г. Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников ОВД // Информационный бюллетень МВД БССР, 1988, № 3/4. С. 3-5.

[51] См., например, Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сб. научн. Тр. / МВД РФ. Рязанская высш. Школа; Редкол.: Тюгаева Н.А. и др. – Рязань. – 1992. С. 33-40.

[52] Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 1991.

[53] См. об этом: Борисова С.Е. В условиях риска: «Эмоциональное выгорание» по-милицейски // Служба кадров, 2002, № 7. С. 84-87. 

[54] См., например, Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сб. научн. Тр. / МВД РФ. Рязанская высш. Школа; Редкол.: Тюгаева Н.А. и др. – Рязань. – 1992. С. 33-40. Романович Г.Г. Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников ОВД // Информационный бюллетень МВД БССР, 1988, № 3/4. С. 3-5. Соколов И.И. Проблемы профилактики деформации личности сотрудников учреждений, исполняющих наказания // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. – Рязань, 1994.

[55] Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А.А. Деркача. - М., 1996. С. 328.

[56] Там же. С. 328.

[57] Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995. С. 5.

[58] См. об этом: Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ОВД: методическое пособие / Под общей ред. Марьина М.И. – Казань, 2003.

[59] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск, 1997. С. 181.

[60] Давыдов Н.А.., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. – Симферополь, 1992. С. 108.

[61] Цит. по: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М., 1993. С. 67.

[62] Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. Учебное пособие. – М., 1997.

[63] См. об этом: Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей.- М., 1989. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. Учебное пособие. – М., 1997.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: