Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать партнёрские отношения со странами «ближнего» (бывшие республики СССР) и «дальнего» зарубежья. Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США, Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным интересам России. Россия была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семёрки». За Российской Федерацией закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене. При всех вариантах главным звеном в столкновении интересов является Россия, на которую приходятся 60 - 65% экономики СНГ, 85 % - ЕврАзЭс и 95 % экономики российско-белорусского союзного государства. В зависимости от того, сможет ли она преодолеть свою мирохозяйственную периферийность и превратиться в растущую и привлекательную часть глобализируемой экономики, во многом будут развиваться события на постсоветском пространстве. Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. вызвало на Западе резко отрицательную реакцию. Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны, в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Российские политики обоснованно отвечали, что в Чечне Россия ведет борьбу с международным терроризмом и восстанавливает конституционный порядок на своей территории, в то время как НАТО в Югославии действовала на территории другого государства. Недовольство Запада привело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы. Международный имидж России серьезно пострадал не только в результате войны в Чечне, но также в результате невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов, активизации российских преступных групп за пределами России. В настоящее время, после смены президента, происходит налаживание новых отношений России с внешним миром, в том числе со странами Запада. Место России на международной арене в будущем будет зависеть не столько от ее военной мощи, сколько от того, насколько успешно возродится российская экономика, насколько прочными будут демократические основы российской государственности.
|
|
Внешняя политика России во второй половине ХIХ - начале ХХ в.
Главной задачей внешней политики России при Александре 2 было разрешение восточного вопроса. После Крымской войны, Россия потеряла лидерство на Балканах. Для отмены СТАТЬИ Парижского трактата, нужны были союзники. Сначала было сближение с Францией, но интересы последней были под сомнением, и поэтому пришлось сближаться с Пруссией. Именно Бисмарк выступил на стороне России об отмене нейтральности Чёрного моря. Совместно добившись отмены запрета держать военный флот на Чёрном море, сразу же выдвинулся восточный вопрос, обострившийся из-за удачного продвижения России в Средней Азии.(60-70е.19в. - в1868 контроль над Конкандским ханством.), потом последовал договор с бухарским эмиром. В 1873 капитулировало Хивинское ханство. На полученных землях Россия создала Туркменское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. После разгрома туркменских племён, в мае 1881 образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде. В 1873 Россия и Австро-Венгрия подписали конвенцию, к которой присоединилась Германия. И в итоге в Европе оформился «Союз трёх императоров», это способствовало выходу из международной изоляции. Летом 1875 славяне Турции восстали из-за отказа султана уравнять в правах славян и мусульман. России пришлось объявить войну Турции. 12 апреля 1877 года начались военные действия. Через несколько наших побед, был подписан мирный договор (февраль 1878), по которому Турция признавала независимость Румынии, Сербии, Черногории, а также передавала России крепости Ардаган, Карс, Батум. В июне-июле 1878 на Берлинском конгрессе был изменён тот самый договор, и впоследствии Австро-Венгрия получила возможность оккупировать Боснию и Герцеговину, Турция получала обратно часть территорий. Берлинский конгресс явился дипломатическим поражением России.
|
|
Радикальные экономические реформы и их значение для Российской Федерации (1992 г. - настоящее время).
В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени.