Формирование личности и общества в драматургии М. Горького

Для начала стоит отметить, что ранняя драматургия Максима Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием такого художественного явления, как «новая драма» рубежа XIX-XX вв.

Поэт насыщал свои произведения впитанными достижениями этого явления в области поэтики и одновременно пытался полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый «новой драмой» трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к этой проблеме Горький подошел уже с иной точки зрения, что и стало основой для зарождения в его произведениях для театра трагикомического конфликта. С другой стороны, многие художественные принципы «новой драмы», усвоенные Максимом Горьким, дали возможность истолковать его драматургию сквозь призму многих жанров и жанровых разновидностей, берущих свое начало именно в этом явлении начала века – вплоть до истолкования в русле «театра абсурда».

Стоит обратить внимание, что предметом авторского исследования в каждой из пьес становится всего на всего одна среда. Это явственно отображается и в самих заголовках произведений Максима Горького, даже многих дореволюционных пьес. Все они носят «собирательные» названия: «Дачники», «Дети солнца», «Мещане», «Чудаки» и многие другие.

Исключением остается только «На дне». Скорей всего, выбирая такую форму названия, Горький стремился показать среду, которую он старательно изображал, не просто как некую социальную общину. Наконец, писатель изображает в действительности не только социальную среду. Будь то босяки, мещане, интеллигенты, «дачники» или даже «последние» люди. Каждый раз все вместе они образуют – прообраз всего мира, они символ человечества.

Конфликт неустанно растет между членами этой среды из-за разности их отношения к одному и тому же – миру, в котором до сих пор царит хаос. Кто-то видит норму в этом положении, а кто-то намерен бунтовать, но потом все же смиряются, третьи оказываются в силах идти до конца.

К сожалению, но в этой общности рвутся все связи, даже самые крепкие, как казалось на первый взгляд. Семейные, цеховые, родовые, государственные и другие связи рвутся на глазах.

В произведениях Максима Горького, в изображаемой общности каждый неожиданно становится другому чужаком. Такая ситуация распада, ощущения человеком совей ненужности, тоскливого одиночества и враждебности к окружающему миру, по отношению к людям, формирует трагический фон горьковской драмы.

Стоит отметить, что распадаться вместе со сложившейся средой, начинает распадаться и сложившаяся веками система взглядов на жизнь. Как говорил Рюмин в «Дачниках»: «огромным бесформенным и чудовищем, которое вечно требует жертв ему, жертв людьми». Однако не только Рюмин в этом произведении жалуется на сложившийся распад, такие симпатичные герои, как Влас или Варвара Михайловна, также сетуют на жизнь.

Варвара Михайловна....Иногда, вдруг как-то... ни о чем не думая, всем существом почувствуешь себя точно в плену... Все кажется чужим... скрыто враждебным тебе...

Влас. Я понимаю, понимаю. Мне самому нехорошо... совестно как-то жить... неловко... и не понимаешь, что же будет дальше?..

Суслов. Мне трудно допустить существование человека, который смеет быть самим собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: