Происхождение, образование, воспитание

· «Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль».

· «Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». (глава 1).

· «Родительница его…принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, ‑ словом, жила в свое удовольствие». (глава 1)

· «Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома..., потом в пажеском корпусе… Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава 7)

Манера поведения

· «Я уже думал, что вы не приедете сегодня, ‑ заговорил он (Павел Петрович) приятным голосом, любезно покачиваясь…» (глава 4)

· «- Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканной учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение». (глава 6)

· «Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами, за то, что он мастерски играл в винт и всегда проигрывал…» (глава 7)

Речь

· «Я нахожу, что Аркадий sest degourdi (стал развязнее), ‑ заметил он (Павел Петрович)». (глава 4)

· «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер…), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela (Вы все это изменили)….» (глава 5)

· «Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de largent» (Но я могу дать вам денег) и давал ему (Николаю Петровичу) денег…» (глава 8)

Задание 26. В любом тургеневском романе главный герой обязательно проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, причём через это интимное чувство Тургенев раскрывает и гражданские качества человека, проверяет его общественную состоятельность.

Рассмотрите любовную линию Базаров-Одинцова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», письменно ответьте на вопросы:

1. Вспомните высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». Как меняются взгляды Базарова после встречи с Одинцовой? Что происходит с основным конфликтом произведения?

2. Как вёл себя Базаров в доме Кукшиной?

3. Какой предстала перед публикой Анна Сергеевна Одинцова?

4. Какие чувства испытывает Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

5. Как ведёт себя Евгений Базаров в Никольском?

6. Кто виноват в том, что любовь не состоялась?

7. Что подчёркивает в Базарове эпизод с Фенечкой? Почему Евгений принимает вызов на дуэль?

8. Скажите, почему так нужна была последняя встреча с Одинцовой?

9. Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

10. Изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?

Задание 27. Напишите сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Темы сочинений

  1. Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
  2. «Барчуки проклятые» (Кирсановы, Одинцова).
  3. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  4. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
  6. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  7. Что делает Базарова героем своего времени?
  8. Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  9. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
  10. Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  11. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
  12. Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
  13. Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
  14. Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?

 

& Для справки:

Основные требования к сочинениям

1. Соответствие содержания теме сочинения.

2. Логичность: тема должна быть раскрыта четко, последовательно, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой.

3. Аргументированность: каждое суждение должно быть доказано.

4. Грамотность.

Этапы работы над сочинением

1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.

2. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3. Подбор аргументов для доказательства основной мысли сочинения и расположение их в логичном порядке.

Форма доказательства может быть

· дедуктивной, когда сначала высказывается тезис (общая мысль), потом называются частные мысли (аргументы),

· индуктивной, при которой сначала называются частные мысли, затем та общая, которая ими подтверждается.

4. Подбор фактического и цитатного материала.

Виды сочинений

Сочинение-характеристика

Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

План

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

- Внешний облик.

- Социальное и материальное положение героя;

- Мировоззрение, круг умственных интересов героя: профессия, занятия героя; цель в жизни; уровень развития героя.

- Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми; внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

- Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета; в речевой характеристике; через поступки; с помощью предыстории и биографии; через окружающую обстановку; через характеристику других действующих лиц; в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: