Таблица 1. Личные, притяжательные и возвратные местоимения

Личные

Притяжательные

Возвратные

 

(себя)

Именительный падеж Объектный падеж Присоеди-няемая форма Не присоединя-емая форма
I (я) we (мы) you (вы)   he (он) she (она) it (он, она, оно) they (они) me (меня) us (нас) you (вас)   him (его) her (ее) it (ее, его) them (их) my (мой) our (наш) your (ваш)   his (его) her (её) its (ее, его) their (их) mine (мой) ours (наш) yours (ваш)   his (его) hers (её) its (ее, его) theirs (их) myself ourselves yourself (ед. ч.) yourselves (мн.) himself herself itself themselves

 

Поскольку в английском языке нет грамматического рода, вопрос о выборе местоимения решается в зависимости от половой принадлежности объекта. Местоимением he обозначаются мужские особи, she – женские, it – неодушевленные предметы, а также младенцы и животные, половая принадлежность которых вам не известна.

Слово it многофункционально. Оно может употребляться как

1) личное местоимение,

 

The mirror was on the floor. It was broken.   Зеркало лежало на полу. Оно было разбито.

 

2) указательное местоимение,

 

Who called? – It was Mary. You are late again. I do not like it.   Кто звонил? – Это была Мэри. Ты снова опоздал. Мне это не нравится.

 

3) формальное подлежащее (не переводится).

 

It is cold.   Холодно.

 

Следует различать структуры there+be и it+be. Первая употребляется для описания того, чтó где-то имеется или находится, вторая – для описания предмета или явления.

 

There is a restaurant on the ground floor. It is very good.   На первом этаже находится ресторан. Он очень хороший.

 

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность («чьё?»). Присоединяемая форма употребляется с последующим существительным, не присоединяемая – изолированно.

It’s my book. The book is mine.   Это моя книга. Книга моя.

Общими значениями возвратных местоимений являются значения «себя», «себе», «самостоятельно». При переводе возвратность часто передается глаголами с частицей «ся», «сь».

 

Mary introduced herself to colleagues. I made myself a sandwich.   Мэри представила сь коллегам. Я сделал себе сэндвич.

 

Возвратное местоимение, употребляемое с предлогом by, имеет значение «самостоятельно», «один».

 

Have you cleaned the room (by) yourself? She stayed at home by herself.   Ты убрал комнату сам? Она осталась дома одна.

 

Следующие английские глаголы с возвратными местоимениями не употребляются: afford (позволять себе), change (переодеваться), complain (жаловаться), dress (одеваться), feel+прилагательное (чувствовать себя), hurry (торопиться), meet (встречаться), relax (расслабляться), wash (умываться), wonder (удивляться), worry (беспокоиться). Однако если выполнение действия представляет трудность, возвратное местоимение употребляется (пример 3).

1. In the morning I wash, dress and have breakfast. 2. I feel good. 3. The child is too young to dress himself.   Утром я умываюсь, одеваюсь и завтракаю. Я чувствую себя хорошо. Ребенок слишком мал, чтобы одеться самостоятельно.

 

Личноеместоимение you имеет форму только множественного числа, а образованное от него возвратное местоимение – как единственного, так и множественного числа: you – yourself/yourselves.

 

Вопросы для самопроверки

(Отвечая, приводите примеры)

1. Сколько падежей имеют личные местоимения? Назовите их.

2. Может ли подлежащее быть выражено местоимением в объектном падеже?

3. Каковы функции местоимения it?

4. Какими словами можно перевести местоимение it?

5. Какие группы местоимений образуются на основе личных местоимений?

6. Что отличает присоединяемую и не присоединяемую формы притяжательных местоимений?

7. Какие общие значения имеют возвратные местоимения?

8. С каким предлогом может употребляться возвратное местоимение для получения значения «самостоятельно», «один»?

9. После каких глаголов возвратные местоимения не употребляются? Какое существует исключение из этого правила?

10. В чем особенность возвратного местоимения, производного от местоимения you?

 

Задания

 

I. Выберите правильную форму личного местоимения.

1. (I/me) often see (they/them) on the bus.

2. (She/her) lives near (we/us).

3. (We/us) always walk to university together.

4. (He/him) teaches (we/us) English.

5. (She/her) sits near (I/me) during the lesson.

6.  (I/me) always speak to (he/him) in English.

7. What’s the matter with (he/him) today?

8. (We/us) want to divide money between (we/us).

9. (They/them) are both Russians.

10. (I/me) know (she/her) and her sister.

11. (He/him) wants to talk to (they/them).

 

II. Замените подчеркнутые слова личными местоимениями в именительном или объектном падеже. Предложения переведите.

1. Your parcel has arrived. _____ was delivered this morning.

2. Jane and I have already eaten. _____ had a meal before we left home.

3. Who’s that? − _____’s my mother.

4. Who’s Jane Wilson? - _____’s the woman who has just started working for our company.

5. So you have had a baby! Is _____ a boy or a girl?

6. Whose cat is that? _____’s always in our garden!

7. When John comes in, please tell _____ I phoned.

8. If you see Catherine, please give _____ my regards.

9. Mother is working in the garden. Who wants to help _____?

10. Tom and Jerry don’t know anything. Don’t ask _____ any questions.

11. We decided not to interfere. _____ was absolutely impossible.

12. People saw someone leaving the house at 12.25. – Was _____ someone they met here before?

III. Вставьте в предложения присоединяемую или абсолютную формы притяжательных местоимений.

1. She knows _____ lesson well. I also know _____ lesson well. Both girls prepare _____ lessons well.

2. Whose phone is this? – It’s _____!

3. Mr. Bach drives to work in _____ car.

4. Mary and I do _____ shopping together.

5. Their car is black. _____ is white. We like white cars.

6. Grace writes a letter to _____ aunt every week.

7. It’s not our choice. It’s _____. They made _____ choice for us.

8. The dog wags _____ tail when it sees _____ dinner dish.

9. This book is _____. There’s her name on it.

10. Both students ride _____ bicycles to university.

 

IV. Вставьте в предложения возвратные местоимения там, где необходимо.

1. We really enjoyed _____.

2. Just try to relax _____.

3. Daniel washed _____ and changed _____ before going out.

4. You shouldn’t really blame _____ for this mistake.

5. My friend is disabled, but she can dress _____.

6. The policeman shot _____ by accident.

7. Please make _____ at home.

8. I can’t afford _____ to buy a flat.

9. She likes to look at _____ in the mirror.

10. I don’t want to be left here by _____.

 

V. Переведите предложения, обращая внимание на местоимение it. Определите его функцию.

1. It’s not quite right.

2. It was right to stay at home in such bad weather.

3. Did someone ring? – It was Vicky.

4. It was much warmer yesterday.

5. She has bought a new coat. It’s very nice.

6. In the corner there was a table. It was old and shabby.

7. Behind the curtain there was a door. It opened into the garden.

8. Skiing is an expensive hobby, isn’t it?

9. I find astrology fascinating. I’m really interested in it.

10. It’s important to switch off the electricity.

 

VI. Вставьте в предложения there или it.

1. _____ was a motorbike outside. _____ looked very expensive.

2. The road is closed. _____ has been an accident.

3. Take a taxi. _____ is a long way to the station.

4. _____ was wet, and _____ was a cold east wind, _____ was after midnight, and _____ were few people on the streets.

5. _____ is a café in High Street. _____ is open for lunch.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: