Лист 2. Законы композиции

Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает связывание или составление. Попросту говоря, композиция – это способ построения картины, определяющий ее восприятие зрителем. Любое произведение изобразительного искусства имеет определенную структуру, соответствующую его сюжету. Динамика – состояние движения. В формате она достигается расположением формы под углом к сторонам формата, усиливается вытянутыми форматами и расположением формы дальше от центра. Статика – состояние покоя, равновесия, устойчивость. В формате она достигается вводом в композицию горизонтальных или вертикальных форм, или одновременно тех и других, стороны которых параллельны сторонам формата. Статика может быть усилена форматами квадратом или кругом, расположением формы кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений.

 Законы композиции:

 - Статика и динамика.

- Уравновешенная композиция и неуравновешенная.

- Симметрия и асимметрия.

- Самый большой элемент и самый маленький элемент.

- Контраст по тону и цвету.

 

 

Лист 3. Стилизация и средства выразительности.

 

Лист 4. Стилизация.

 

Средствами выразительности композиции на плоскости являются: линия, пятно (тоновое или цветовое), линейная и воздушная перспектива, точка и другие способы передачи пространства на плоскости, светотень, колорит. Линия и пятно – являются в графике основными выразительными средствами, они задают настрой в формате листа: подъём (вертикаль и диагональ - вверх), падение (вертикаль и диагональ –вниз), беспокойство (пунктир), покой (горизонтальная прямая), неуверенность (линия из точек), нервозность, жёсткость (ломанная, угловатая линия), удаление (тонкая линия), приближение (толстая линия). Пятно чаще работает на силуэт, поддерживает линию в листе, организует плоскость листа, работает в контраст белому. Фактура (рисунок материала) – свойства, характеризующие общее строение поверхности формы. Один из пределов – гладкие поверхности, у которых элементы фактуры так малы, что они зрительно не различаются. Другой предел – когда элементы фактуры по всей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. Фактура создаёт зрительный образ формы и выступает одним из источников осязательной информации. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одной форме, часто приводит к дробности, к дисгармонии. Текстура (ощутимость фактуры) – наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого сделана форма.

При изображении фигур в декоративной живописи должна присутствовать определенная стилизация— обобщение изображения путем упрощения формы предмета, рисунка, цвета и других художественных приемов. Стилизация в области декоративной живописи — это плоскостность изображения, выражение через линию и пятно наиболее характерного, типичного.

При стилизации существует несколько способов трансформации формы предметов:

· утрирование природной формы предметов;

· изменение соотношения пропорций

· преломление формы;

· подвешивание предмета в воздухе;

· установление предмета на мнимой плоскости;

· прибавление или удаление предметов, драпировки.

 

Лист 5. Цветоведение и колористика.

                              

 

 

Все пары дополнительных цветов, все сочетания цветов в цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, все сочетания будут гармоничными.

Существует семь типов цветовых контрастов:

1. Контраст по тону.

2. Контраст светлого и тёмного.

3. Контраст холодных (синий, фиолетовый) и тёплых (оранжевый, красный, желтый) цветов. (Зеленый цвет может относиться и к теплым и к холодным цветам, в зависимости от того, какого цвета в нем больше, желтого или синего).

4. Контраст дополнительных цветов (противоположные в круге Иттена).

5. Симультанный контраст — это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

6. Контраст цветового насыщения (один цвет: яркий, а второй блеклый).

7. Контраст количества цвета по соотношению к другому цвету.

Противоположные по каким-либо параметрам цвета и цветовые пятна вместе вызывают качественно новые ощущения и чувства, нежели каждый из них по отдельности. Цветовой контраст во многом определяет характер и воздействие композиции. Если в произведении используются резкие сочетания цветов, то это создает напряжение для восприятия, а использование еле различных колебаний без акцентов, напротив, не привлекает взгляд и кажется, монотонным и невыразительным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: