Внеклассная работа в образовательном процессе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине направлению подготовки (специальности)

«Теория и методика обучения информатике»

Педагогическое образование»

Профиль: «Информатика», «Иностранный язык»

Тема:

 « Организация и проведение различных форм внеклассной работы в школьном курсе информатики »

Выполнил:

студент 3 курса

физико-математического факультета

очной формы обучения

Гусева Полина Сергеевна

 

Научный руководитель:

к.ф.-м.н., доцент

Аносов Юрий Валентинович

                                         

Оценка ____________________

 

Орехово-Зуево, 2020.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы внеклассной работы... 5

1.1. Внеклассная работа в образовательном процессе. 5

1.2. Цели и функции внеклассной работы.. 7

1.3. Принципы внеклассной работы.. 9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ.. 14

2.1. Виды внеклассных работ по информатике. 14

2.2. Методика организации внеклассной деятельности по информатике. 15

2.3. Примерная программа факультативного курса по информатике для средней школы.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 27

Приложение 1. 27

«Тематический план факультативных занятий по информатике». 27

Приложение 2. 28

«Содержание учебного материала». 28

 


 



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире педагогическая специальность требует постоянного творческого поиска. В большей степени это относится к учителю информатики из-за постоянного изменения содержания и целей обучения, повышения уровня компьютерной грамотности учащихся.

Чрезвычайно важно создать условия для целевой активности школьников и их творчества.

Задача учителя состоит в том, чтобы развить перед учениками различные виды деятельности, отвечающие их интересам и возможностям. Одобрить самостоятельные поиски и креативность. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждаться. Показывать свою индивидуальность.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа- это организация учителем различных видов деятельности школьников вне школьного времени, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребенка.

Будучи неотъемлемой частью воспитательной работы в школе, внеклассные мероприятия направлены на достижение общей цели образования и воспитания - усвоение ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, и формирование системы ценностей, утвержденной обществом.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема данной работы: «Организация и проведение различных форм внеклассной работы в школьном курсе информатики» является достаточно актуальной.

В качестве объекта исследования в данной работе выступают виды и формы внеклассных мероприятий по информатике.

Предметом исследования является «внеклассная работа» как одна форм социализации и развития ребенка.

Методы исследования:

· теоретические (изучение и анализ литературы, синтез, обобщение);

· эмпирические (сравнение, описание).

Целью данной работы является обосновать значимость внеклассных мероприятий, в том числе по информатике, и разработать примерную программу факультативного курса.

 

 

Для достижения поставленной в работе цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выделить и раскрыть роль, структуру и функции внеурочной деятельности в целом;

2. Описать основные формы организации внеклассных работ по информатике;

3. Разработать и внедрить факультативную программу по информатике для учащихся среднего звена.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в процессе работы литературы и приложений.

Во введении аргументируется значимость выбранной темы, формулируется задачи и цели работы, определяется практическая актуальность работы.

В первой главе раскрываются теоретические основы внеклассной работы в образовательном процессе. Ее цели, функции и принципы.

Вторая глава, которая носит практический характер, посвящена особенностям внеклассной работы по информатике.

В данной главе осуществляется:

· Изучение видов внеклассной работы по предмету информатика;

· Ознакомление с методикой организации внеурочной деятельности;

· Разработка примерной программы факультативного курса по информатике для средней школы.

В заключении приводятся результаты проделанной работы, и определяется их соответствие поставленной в начале данной работы цели задачам.

Список литературы содержит 13 источников.

Общий объем работы (введение, две главы, заключение) составляет 23 страниц.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в ходе её выполнения разработана программы факультативных занятий по информатике для средних классов.

Результатами выполнения данной курсовой работы является изучение особенностей внеклассной работы в целом; как осуществляется внеурочная деятельность по предмету информатика; каких успехов и достижений с ее помощью можно добиться в развитии личности обучающегося.


ГЛАВА 1. Теоретические основы внеклассной работы

Внеклассная работа в образовательном процессе

Воспитание ответственного отношения к учебе, энтузиазма к учебе и интереса к науке осуществляется в основном на уроке. Но учитель ограничен школьной программой. Удовлетворение потребностей и интересов учащихся, развитие их способностей, поддержание сильного интереса к предмету чаще всего осуществляется посредством внеклассных занятий.

В условиях внедрения нового поколения ФГОС особое внимание при организации внешкольных мероприятий уделяется достижению личностных и метапредметных результатов.

Если в процессе изучения школьных дисциплин достигаются предметные результаты, то внеклассная работа играет огромную роль в достижении метапредметных, личностных результатов, поскольку ученик выбирает его исходя из своих интересов и мотивов.

Личностные результаты —способность учащихся к саморазвитию, наличие мотивации к учению и усвоению.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (Универсальные учебные действия).

Внеклассная работа основана на содержании базового образования, в сочетании с ним, что позволяет объединить процессы обучения, воспитания и развития, решая тем самым одну из чрезвычайно сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой работы учителя и ученика происходит развитие личности ребенка.

Достижение метапредметных и личностных результатов облегчается продуктивной организацией внеклассной работы в школе. Различные приемы, методы и формы работы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Фактически, внеклассная работа расширяет пространство, в котором школьники могут формировать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые часто остаются невостребованными базовым образованием. Во внеклассной деятельности ученик сам выбирает содержание и форму занятий.

Различные формы организации внеклассных занятий значительно повышают активность и выносливость детей, способствуют психологическому расслаблению, облегчают проблемные ситуации, что означает высокие результаты обучения и достижение метапредметного и личностного успеха.

Структура каждого урока должна строиться с учетом возраста и индивидуальных склонностей детей, их интересов, необходимости постоянной работы с наблюдаемыми предметами, разрядки и восстановления сил после учебного дня.

С введением нового ФГОС на внеклассные мероприятия выделяются 10 часов в неделю. Дети сами определяют, что они будут делать в это время. Например, это могут быть творческие занятия в кружках, спортивных секциях, художественном, детском театре, экскурсии и посещения музеев и выставок, реализация образовательных проектов и исследовательская деятельность.

Характеристики внеклассных мероприятий:

• свободное посещение;

• возможность для детей выбрать свою форму участия;

• активность и независимость;

• личностная значимость деятельности, творчество;

• личностная ориентация учителя;

• опора на ценностные отношения;

• общение со сверстниками и представителями разных возрастов;

• системный характер, предполагающий выбор методов, форм, средств организации.

Формы организации внеклассной работы – кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.

При организации внеклассной работы учащимся школа использует возможности образовательных учреждений для дополнительного образования детей, культурные и спортивные организации.

В каникулы для продолжения внеклассных мероприятий могут быть использованы возможности организации отдыха и оздоровления детей, смены тематических лагерей, летние школы, созданные на базе общеобразовательных учреждений и учебных заведений для дополнительного образования детей.

Чтобы правильно организовать учебный процесс в современной школе, учебное заведение самостоятельно разрабатывает специальные рабочие программы для внеклассных занятий по различным направлениям. Эти программы являются неотъемлемой частью основной образовательной программы.

Очевидно, есть два существенно разных способа организации внеклассных занятий: внутришкольный и интегративный.

Внутришкольный путь зависит от внутренних материальных, технических, кадровых и финансовых ресурсов школы. Другими словами, внеклассная работа проводится в здании школы самими учителями.

Интегративный путь основан на использовании внутренних ресурсов школы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями.

В то же время реализация обоих путей может сопровождаться участием родителей, волонтерских и студенческих движений, безвозмездной помощью общественных организаций и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: