Как связаны концентрация СМИ и глобализация?

Каковы причины возникновения концентрации в индустрии СМИ?

 

Мировая практика показывает, что сосредоточение медиасобственности является одной из неотъемлемых черт развития как почти любой национальной, так и глобальной медиасистемы.

Предтечей концентрации в мировой медиаиндустрии принято счи­тать «коммерческую революцию» 1830-1840-хгодов, превратившую «га­зетное хозяйство» наиболее развитых стран Старого и Нового Света в полноценную индустрию. Под влиянием предыдущей эпохи Просве­щения и «промышленной революции» Нового времени средства массо­вой информации стали частью общественной инфраструктуры и, как следствие, реальными субъектами (агентами) экономической деятельно­сти. Пресса, тогда еще в основном печатная, вступила в новую эпоху, когда ее существование стало основываться на законах рынка. Отныне и впредь одним из основных критериев эффективности СМИ, наряду с их поли­тическим влиянием, стал коммерческий результат, а сами они стали вос­приниматься как предприятия, которые производят продукцию, имею­щую себестоимость и продажную цену, и приносят прибыль.

К основным причинам возникновения и развития концентрации СМИ как в прошлом, так и в настоящее время можно отнести следующие:

■ становление СМИ как самостоятельной отрасли экономики;

■ формирование в системе СМИ сдвоенного рынка товаров и услуг;

■ развитие конкуренции между предприятиями СМИ за аудито­рию и рекламодателя;

■ индустриализация процессов производства и распространения СМИ;

■ стремление собственников медиапредприятий к росту эффек­тивности бизнеса. Значение процесса концентрации для развития мировой системы СМИ трудно переоценить. По сути, история мировой прессы последнего столетия в значительной степени определялась историей развития имен­но крупных медиапредприятий. Уже в 1890-х годах в США и Велико­британии были созданы первые мощные газетные империи. Владелец одной из них — американский медиамагнат Уильям Херст — в период своего наивысшего могущества контролировал 14% тиражей ежеднев­ной прессы страны и 25% воскресных тиражей. Стоит отметить, что ком­пания «Hearst Corporation» и сегодня является одним из лидеров на га­зетном рынке США. Имена таких предпринимателей, как Джозеф Пу-литцер, Альфред Нортклиф, Уильям Бивербрук, Рой Томсон, Аксель Шпрингер, Генрих Бауэр, Руперт Мердок, стали синонимами слова «ме­диамагнат», а созданные ими компании и по сей день во многом опре­деляют ландшафт медиарынков США и Западной Европы.

Как развивалась концентрация СМИ за рубежом?

 

В странах Западной Европы и Америки, прежде всего в англосак­сонском мире, которому в XX в. удалось избежать коренных социаль­но-экономических потрясений, концентрация усиливалась по мере рас­ширения самого медиарынка.

К началу XXI в. ситуация на медиарынке принципиально не изме­нилась — медиапредприятия ориентируют свои рыночные стратегии на установление жесткого контроля над ценами, на сокращение расходов и кооперацию производственных процессов. Это становится возмож­ным в результате создания многоотраслевых концернов, которые объе­диняют под одной крышей различные стадии производства, а также и производство разных СМИ.

В последние десятилетия в мировой медиасистеме также намети­лась тенденция к деполитизации СМИ и сокращению «рынка идей». Одновременно с этим в стремительно коммерциализирующейся инфор­мационно-коммуникационной индустрии растет доля развлекательно­го сектора. Подобные изменения на рынке содержания прежде всего объясняются тем, что крупные медиаконцерны заинтересованы в со­здании и распространении наиболее популярного рейтингового контен­та. Безусловно, новые запросы сегментирующейся аудитории отчасти заставляют владельцев медиапредприятий корректировать политику в области содержания, что выражается в создании специализированных (нишевых) СМИ немассового характера. Однако следует признать, что именно «желтые» популярные СМИ являются наиболее рентабельны­ми и экономическая привлекательность таких проектов стимулирует дальнейшее развитие концентрации.

К основным причинам развития концентрации СМИ на современ­ном этапе следует отнести:

■ рост мирового рекламного рынка;

■ глобализацию медиасистем;

■ развитие информационно-коммуникационных технологий.

Назовите крупнейших собственников на мировом рынке СМИ.

К крупнейшим мегамедиакомпаниям мира, распространяющим свою деятельность на все сферы медиабиз­неса в разных странах, на сегодняшний день относятся следующие пять корпораций:

■ «Time Warner» (США) — собственник телевизионных концернов «Time Warner Cable*, «Тигпег Broadcasting System», «Ноте Box Office*, издательских компаний «Time», «Time Warner Trade Publishing*, звукозаписывающей компании «Warner Music Group*, кинокомпаний «Warner Brothers*, «New Line Cinema*;

■ «News Corporation» (США-Великобритания) — собственник те­левизионных концернов «B-Sky-В», «Fox Broadcasting Network», «Star Television», газет «The Times», «The New York Post», «The Sun»,«Newsofthe World», издательской компании «Нагрег Collins General Books Group», кинокомпании «XX century — Fox»;

■ «Bertelsmann-Konzern» (ФРГ) — собственник телевизионного концерна «RTL-Group», издательских компаний «Gruner und Jahr», «Bantam Books», «Random House», «BerteIsmann-Springer», медиамагазина BOL;

■ «Walt Disney Сошрапу» (США) — собственник телевизионных концернов «Capital Cities/АВС», ESPN, «Life Time Network», ани­мационной компании «Walt Disney Pictures», сети парков раз­влечений «Walt Disney World», кинокомпании «Miramax», изда­тельской компании «Нурепоп Books»;

■ «Viacom» (США) — собственник телевизионных концернов CBS, MTV, кинокомпаний «Paramount Pictures», «Blockbuster».

Как связаны концентрация СМИ и глобализация?

Появившись в конце 1980-х гг., феномен глобализации стал предметом исследования многих российских и зарубежных учёных. Одним из основных элементов глобализации являются средства массовой информации.

Основной объем информации каждый социальный агент современного мирового сообщества получает не непосредственно, а опосредовано — через новостийные телевизионные, радио и печатные сообщения. Таким образом, конструируется реальность, в которой живет индивид.

Благодаря этому «созидающему» свойству СМИ реализуется интегративная черта глобализации и обеспечивается весьма важный информационный результат — эффект сравнения. Данный эффект означает возможность граждан любой страны мира увидеть и сопоставить свой уровень жизни и уровень развития своего государства с уровнями обеспечивающимися в других странах.

Кроме того, положительной стороной эффекта сравнения, а также всей деятельности СМИ и информационной сферы глобализации в целом можно назвать обширные возможности для культурного диалога, обмена ценностями, традициями, формирования единого глобального социума и т.д.

Информационная глобализация как неизбежное и исключительно важное явление оказывает влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, изменяя мотивацию экономических субъектов на микроуровне и модифицируя макроэкономическое пространство. Информационные технологии оказывают глобальное воздействие на все социально-экономическое пространство, поэтому представляется необходимым дать определение понятия информационной глобализации, оценить масштабы информационных сдвигов в современной мировой экономике, а также проанализировать степень воздействия этих сдвигов на различные сферы социально-экономической жизни. Нами рассмотрены направления информационных изменений, связанных с проявлениями глобализации на российском медиарынке.

Таким образом, глобализация и в частности ее информационная сфера является значимым явлением в современном мировом социуме. При этом необходимо понимать, что глобализационные процессы, несмотря на их многомерность и все-охватность, — не единственные значимые процессы современного мира, параллельно с ней можно отметить такие явления как глобальность и глобализм, также как глобализация, проявляющиеся, во-многом, с помощью информационной сферы и за счет нее оказывающие значительное влияние на современные политические реалии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: