Каковы причины возникновения концентрации в индустрии СМИ?
Мировая практика показывает, что сосредоточение медиасобственности является одной из неотъемлемых черт развития как почти любой национальной, так и глобальной медиасистемы.
Предтечей концентрации в мировой медиаиндустрии принято считать «коммерческую революцию» 1830-1840-хгодов, превратившую «газетное хозяйство» наиболее развитых стран Старого и Нового Света в полноценную индустрию. Под влиянием предыдущей эпохи Просвещения и «промышленной революции» Нового времени средства массовой информации стали частью общественной инфраструктуры и, как следствие, реальными субъектами (агентами) экономической деятельности. Пресса, тогда еще в основном печатная, вступила в новую эпоху, когда ее существование стало основываться на законах рынка. Отныне и впредь одним из основных критериев эффективности СМИ, наряду с их политическим влиянием, стал коммерческий результат, а сами они стали восприниматься как предприятия, которые производят продукцию, имеющую себестоимость и продажную цену, и приносят прибыль.
|
|
К основным причинам возникновения и развития концентрации СМИ как в прошлом, так и в настоящее время можно отнести следующие:
■ становление СМИ как самостоятельной отрасли экономики;
■ формирование в системе СМИ сдвоенного рынка товаров и услуг;
■ развитие конкуренции между предприятиями СМИ за аудиторию и рекламодателя;
■ индустриализация процессов производства и распространения СМИ;
■ стремление собственников медиапредприятий к росту эффективности бизнеса. Значение процесса концентрации для развития мировой системы СМИ трудно переоценить. По сути, история мировой прессы последнего столетия в значительной степени определялась историей развития именно крупных медиапредприятий. Уже в 1890-х годах в США и Великобритании были созданы первые мощные газетные империи. Владелец одной из них — американский медиамагнат Уильям Херст — в период своего наивысшего могущества контролировал 14% тиражей ежедневной прессы страны и 25% воскресных тиражей. Стоит отметить, что компания «Hearst Corporation» и сегодня является одним из лидеров на газетном рынке США. Имена таких предпринимателей, как Джозеф Пу-литцер, Альфред Нортклиф, Уильям Бивербрук, Рой Томсон, Аксель Шпрингер, Генрих Бауэр, Руперт Мердок, стали синонимами слова «медиамагнат», а созданные ими компании и по сей день во многом определяют ландшафт медиарынков США и Западной Европы.
Как развивалась концентрация СМИ за рубежом?
В странах Западной Европы и Америки, прежде всего в англосаксонском мире, которому в XX в. удалось избежать коренных социально-экономических потрясений, концентрация усиливалась по мере расширения самого медиарынка.
|
|
К началу XXI в. ситуация на медиарынке принципиально не изменилась — медиапредприятия ориентируют свои рыночные стратегии на установление жесткого контроля над ценами, на сокращение расходов и кооперацию производственных процессов. Это становится возможным в результате создания многоотраслевых концернов, которые объединяют под одной крышей различные стадии производства, а также и производство разных СМИ.
В последние десятилетия в мировой медиасистеме также наметилась тенденция к деполитизации СМИ и сокращению «рынка идей». Одновременно с этим в стремительно коммерциализирующейся информационно-коммуникационной индустрии растет доля развлекательного сектора. Подобные изменения на рынке содержания прежде всего объясняются тем, что крупные медиаконцерны заинтересованы в создании и распространении наиболее популярного рейтингового контента. Безусловно, новые запросы сегментирующейся аудитории отчасти заставляют владельцев медиапредприятий корректировать политику в области содержания, что выражается в создании специализированных (нишевых) СМИ немассового характера. Однако следует признать, что именно «желтые» популярные СМИ являются наиболее рентабельными и экономическая привлекательность таких проектов стимулирует дальнейшее развитие концентрации.
К основным причинам развития концентрации СМИ на современном этапе следует отнести:
■ рост мирового рекламного рынка;
■ глобализацию медиасистем;
■ развитие информационно-коммуникационных технологий.
Назовите крупнейших собственников на мировом рынке СМИ.
К крупнейшим мегамедиакомпаниям мира, распространяющим свою деятельность на все сферы медиабизнеса в разных странах, на сегодняшний день относятся следующие пять корпораций:
■ «Time Warner» (США) — собственник телевизионных концернов «Time Warner Cable*, «Тигпег Broadcasting System», «Ноте Box Office*, издательских компаний «Time», «Time Warner Trade Publishing*, звукозаписывающей компании «Warner Music Group*, кинокомпаний «Warner Brothers*, «New Line Cinema*;
■ «News Corporation» (США-Великобритания) — собственник телевизионных концернов «B-Sky-В», «Fox Broadcasting Network», «Star Television», газет «The Times», «The New York Post», «The Sun»,«Newsofthe World», издательской компании «Нагрег Collins General Books Group», кинокомпании «XX century — Fox»;
■ «Bertelsmann-Konzern» (ФРГ) — собственник телевизионного концерна «RTL-Group», издательских компаний «Gruner und Jahr», «Bantam Books», «Random House», «BerteIsmann-Springer», медиамагазина BOL;
■ «Walt Disney Сошрапу» (США) — собственник телевизионных концернов «Capital Cities/АВС», ESPN, «Life Time Network», анимационной компании «Walt Disney Pictures», сети парков развлечений «Walt Disney World», кинокомпании «Miramax», издательской компании «Нурепоп Books»;
■ «Viacom» (США) — собственник телевизионных концернов CBS, MTV, кинокомпаний «Paramount Pictures», «Blockbuster».
Как связаны концентрация СМИ и глобализация?
Появившись в конце 1980-х гг., феномен глобализации стал предметом исследования многих российских и зарубежных учёных. Одним из основных элементов глобализации являются средства массовой информации.
Основной объем информации каждый социальный агент современного мирового сообщества получает не непосредственно, а опосредовано — через новостийные телевизионные, радио и печатные сообщения. Таким образом, конструируется реальность, в которой живет индивид.
Благодаря этому «созидающему» свойству СМИ реализуется интегративная черта глобализации и обеспечивается весьма важный информационный результат — эффект сравнения. Данный эффект означает возможность граждан любой страны мира увидеть и сопоставить свой уровень жизни и уровень развития своего государства с уровнями обеспечивающимися в других странах.
|
|
Кроме того, положительной стороной эффекта сравнения, а также всей деятельности СМИ и информационной сферы глобализации в целом можно назвать обширные возможности для культурного диалога, обмена ценностями, традициями, формирования единого глобального социума и т.д.
Информационная глобализация как неизбежное и исключительно важное явление оказывает влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, изменяя мотивацию экономических субъектов на микроуровне и модифицируя макроэкономическое пространство. Информационные технологии оказывают глобальное воздействие на все социально-экономическое пространство, поэтому представляется необходимым дать определение понятия информационной глобализации, оценить масштабы информационных сдвигов в современной мировой экономике, а также проанализировать степень воздействия этих сдвигов на различные сферы социально-экономической жизни. Нами рассмотрены направления информационных изменений, связанных с проявлениями глобализации на российском медиарынке.
Таким образом, глобализация и в частности ее информационная сфера является значимым явлением в современном мировом социуме. При этом необходимо понимать, что глобализационные процессы, несмотря на их многомерность и все-охватность, — не единственные значимые процессы современного мира, параллельно с ней можно отметить такие явления как глобальность и глобализм, также как глобализация, проявляющиеся, во-многом, с помощью информационной сферы и за счет нее оказывающие значительное влияние на современные политические реалии.