Холдинг (англ. holding) — компания, управляющая деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий. В зарубежной практике холдинговая компания занимает ведущее положение благодаря обладанию пакетом акций контролируемых ею фирм. При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью (чистый холдинг). Под «контрольным пакетом» акций понимается любая форма участия в капитале предприятий, которая обеспечивает безусловное право принятия решений по организации их деятельности. Компания «Газпром-Медиа», под управлением которой находятся акции медиа-структур «Газпрома», — яркий пример информационного холдинга.
Типы холдинга
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
|
|
В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
§ имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
§ договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
§ чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
§ смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
§ интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
§ конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
|
|
В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
§ классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
§ перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
Чем отличаются открытые и закрытые рынки СМИ?
Все современные рынки средств массовой информации, с точки зрения уровня их взаимодействия друг с другом, можно разделить на открытые и закрытые. Первый тип по определению существует в рамках открытой экономики, широко интегрированной в мировую, второй — в рамках закрытой или полузакрытой, например, экономики СССР, которая была интегрирована в мировую далеко не во всех отраслях. Поскольку СМИ по ряду признаков являются продуктом потребительского рынка, который чаще всего и становится индикатором открытости, эта взаимосвязь просматривается весьма четко: проще говоря, в той стране, где на прилавках представлены разнообразные импортные товары, почти наверняка имеется свободный доступ к мировым источникам информации. Под открытым рынком СМИ следует понимать такое медиапространство, в котором не существует серьезных ограничений на внутреннее и внешнее распространение информации, допускаются самые различные варианты производства и потребления медиапродукта, а экономика отрасли, прежде всего, развивается по принципам свободной предпринимательской деятельности. К странам с наиболее открытыми рынками СМИ относятся страны так называемой «старой демократии» — государства Западной Европы (члены ЕС), США, Канада и Австралия. Следует обратить внимание, что открытые рынки СМИ всегда «богаче» закрытых, т.е. более насыщены медиаканалами и медианосителями.
Итак, открытые рынки существуют в рамках открытой экономики, широко интегрированной в мировую. Открытые рынки всегда богаче информацией. Пример – СМИ США. Закрытые существуют в рамках закрытой или полузакрытой экономики. При закрытом рынке существует явление гиперконцентрации (только один интегрированный собственник). Пример – СМИ СССР.