Сомнения и тревожные вопросы

 

91. Почему от неспелых фруктов болит живот? Где помещается здоровье – в животе или в голове? Здоровье – это душа? Почему собака может жить без души, а человек без нее умирает? А доктор может заболеть и умереть? Почему? Почему все великие люди умерли? Правда, что есть такие люди, которые пишут книги и все-таки еще живы? Короли всегда умирают: они не жильцы на этом свете. У королевы есть крылья? А Адам Мицкевич был святым? А ксендз видел Бога? А орел может долететь до самого неба? А Бог молится? А что делают ангелы – спят, едят, играют в футбол? Кто шьет им платья? Чертям бывает очень больно? Это черти отравили ядовитые грибы? Если Бог сердится на убийц, почему же Он велит за них молиться? Моисей очень испугался, когда увидел Бога? Почему папа не молится, это ему Бог разрешил? Гром – это чудо? Воздух – это Бог? Почему нельзя увидеть воздух? А воздух сразу влезает в пустую бутылку или постепенно? Откуда он знает, что там нет воды? Почему бедняки ругаются? Если дождь – не чудо, то почему никто не может сделать дождь? Из чего сделаны тучи? Тетя, которая живет далеко, она что, в гробу живет?

Как же по-детски наивна надежда родителей (только не называйте их прогрессивными), что, сказав детям «Бога нет», они облегчают им понимание окружающего мира: нет Бога, а что же есть? Кто все это сделал, что будет, когда я умру? Откуда взялся первый человек? А правда, что если не молиться, то живешь, как скот? Папа говорит, что ангелов нет, а я своими глазами ангела видела. Если нет греха, то почему нельзя убивать? Ведь и курице больно?

Такие же сомнения и тревожные вопросы.

 

Чего ему не хотят или не могут объяснить

 

92. Мрачная сказка, таинственная нищета.

Почему голоден, почему беден, почему ему холодно, почему не купит, почему у него нет денег, почему «за так» ничего не дадут?

Ты говоришь:

«Бедные дети грязные, говорят неприличные слова, в головах у них червяки. Бедные дети болеют, от них можно заразиться. Они дерутся, кидаются камнями, могут глаз выбить. Во двор ходить нельзя, на кухню – тоже нельзя: там нет ничего интересного».

А жизнь – свое:

«И вовсе они не болеют, целыми днями бегают веселые, пьют воду из колодца, покупают вкусные разноцветные конфеты. Мальчик машет метлой, метет двор, убирает снег – это ужасно здорово. Никаких червяков у них нет, это неправда, камнями они не кидаются, глаза у них целые, они не дерутся, а борются. Неприличные слова смешные, а в кухне в сто раз интересней, чем в комнате».

Ты говоришь ребенку:

«Бедных нужно любить и уважать, они добрые, очень много работают. Надо быть благодарным кухарке – она готовит нам обед, дворнику – он следит за порядком. Поиграй с детьми дворника».

А жизнь – свое:

«Кухарка курицу убила, завтра будем ее есть, мама тоже будет, потому что вареной курице не больно, а кухарка убила живую, мама на это даже смотреть не могла. Дворник утопил щенят, а они были такие чудесные. У кухарки шершавые руки, она вечно возится в грязной воде. От мужика воняет. От еврея тоже воняет. Торговку не называют “пани”, просто говорят – “торговка”, и к дворнику не обращаются “пан”, говорят просто – “дворник”. Дети бедняков грязные, стоит им что-нибудь показать, они сразу клянчат: “Дай мне!”, если не дашь, то собьют с тебя шапку, смеются, а один плюнул, прямо в лицо плюнул…»

Ребенок еще не слыхал о злых колдунах, но уже опасливо подходит к нищему, чтобы подать грош.

Ребенок знает, что и тут ему всего не говорят, что и в этом кроется что-то мерзкое, чего ему не хотят или не могут объяснить.

 

А потом мстит за это

 

93. Чудачества светской жизни и правил хорошего поведения. Неприлично совать палец в рот, ковырять в носу, шмыгать носом. Неприлично просить, говорить «не хочу», отшатываться, когда тебя целуют, говорить: «Это неправда». Неприлично громко зевать, говорить: «Мне скучно». Неприлично подпирать голову рукой, первым подавать руку взрослым. Неприлично болтать ногами, держать руки в карманах, оглядываться на улице. Неприлично громко говорить. Неприлично показывать пальцем.

Почему?

Эти запреты и заповеди – из разных источников, ребенок не в состоянии уловить их сути и связи.

Неприлично бегать в одной рубашке и неприлично плевать.

Почему неприлично отвечать на вопросы взрослых сидя? Если отца встречаешь на улице, ему тоже нужно кланяться?

Что делать, если кто-то говорит неправду, например, дядя говорит: «Ты девчонка» или: «Я тебя у мамы купил», – но ведь это вранье.

– Почему с девочками надо быть вежливым? – спросил меня ученик.

– Этому есть историческое объяснение, – ответил я.

– Почему ты написал «вернулся» через «и»? – спросил я его через пару минут

– Этому есть историческое объяснение, – ответил он с ехидной ухмылкой.

На тот же вопрос одна мать ответила:

– Понимаешь, ведь девочка будет рожать детей, будет болеть и т. д.

Вскоре брат и сестра снова повздорили.

– Мамуля, ну какое мне дело до того, что она будет рожать детей! Мне важно, чтобы она плаксой-ваксой не была.

Наименее правильным представляется мне самое частое объяснение:

– Над тобой будут смеяться.

Это удобно и действенно: ребенок боится быть смешным.

Но над ним будут смеяться и за то, что он слушается маму, и за то, что он ей доверяет, и за то, что в будущем не захочет играть в карты, пить водку, идти в публичный дом.

И родители, пугая ребенка тем, что он покажется смешным, совершают нелепые ошибки. Самая вредная ошибка – скрывать недостатки ребенка и пробелы в его воспитании: ребенок до поры до времени за щедрое вознаграждение притворяется при гостях хорошо воспитанным, а потом мстит за это.

 

Родная речь

 

94. Родная речь – это не подобранные и выбранные для ребенка запреты и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа. Правда и сомнение, вера и обычай, любовь и неприязнь, своеволие и серьезность, достоинство и низость, богатство и бедность, все, что создал в своем вдохновении пророк и выблевала в пьяном бреду сволочь, столетия плодотворного труда и мрачные годы неволи.

Кто размышлял над этим, кто писал об этом, кто исследовал, как уничтожать бактерии и насыщать эту стихию озоном? Может, тогда оказалось бы, что не здоровое простонародное «срать», а салонное «роковая женщина» таит в себе зародыши разложения?

«Да славится Господь. Бог его наказал. Бес попутал. Как в раю. На седьмом небе. В доме – сущий ад. Благословляю на дорогу. Как у Христа за пазухой. Помогай тебе Бог. Святой – с молока снятой. Как по мертвому вычитывает. Без гроша за душой. Душа нараспашку. Черту бы душу продал. И он не без греха. Седина в бороду – бес в ребро.

На здоровье. Твое здоровье. Пятница – день роковой. Икота – значит, кто-то вспоминает. Нож упал – жди голодного гостя. Суп пересолила – точно влюбилась. У попа шкварки слопал. Одной ногой в могиле.

Китайские церемонии. Цыганская свадьба. Еврейское счастье. Милость Господня. Плебейская рожа. Сиротская доля.

Старый зануда, старый идиот, беззубая ведьма. Сопляк, дурак, щенок, желторотый, молоко на губах не обсохло.

Слепой? Нет, незрячий. Старый? Нет, почтенного возраста. Не калека, а человек с ограниченными возможностями.

Собачья погода. Собачья жизнь. Сучий потрох. Сукин сын. Не все коту масленица. Волчий аппетит. Я ему рожу растворожу.

Без царя в голове. В голове ветер гуляет. Пускать пыль в глаза. Шариков не хватает. Лопнуть со смеху. Променять кукушку на ястреба. Знать как свои пять пальцев. Ох и вырастет из нее конфетка. Жизнь мне отравляет».

Что это такое? Откуда это взялось? Зачем все это?

Дуб – это существительное, дуб – это подлежащее.

Но почему: тупой, как дуб? Можно ли назвать умным того пана, который выдумал грамматику?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: