Словесные методы тут занимают лидирующие позиции. Было время, когда это был единственный способ донесения информации. Прогрессивные педагоги были против абсолютности данного метода, считая, что их следует совмещать с практической частью. На данный момент пассивные методы считают устаревшими. К оцениванию этой группы следует подходить более объективней, т.к. словесные методы обучения помогают доносить информацию в краткие сроки. Учитель способен строить ученикам картины будущего, настоящего и прошлого человечества. Словесный метод может включить воображение, чувства и память. Словесные методы можно разделить на: беседа, рассказ, лекция, работа с книгой.
Беседа – метод обучения с помощью диалогов, учитель с помощью правильно поставленных вопросов может привести к пониманию новой темы или проверяет на сколько хорошо изучен материал. Беседа считается более старым методом работы. Её ещё использовал Сократ, поэтому есть такое понятие «сократическая беседа». В средние века самым распространённым методом обучения была катехизическая беседа, где воспроизводились вопросы и ответы по учебникам. В наше время такое обучение не используется.
|
|
От различных факторов (содержание учебного материала, конкретные задачи, место беседы и т.п.) выделяют следующие виды беседы: вступительные или вводные; беседы-сообщения или обнаружение и формирование новой информации; организующие беседы; систематизирующие, синтезирующие или закрепляющие беседы.
Цель вводной беседы – сделать ранее полученные знания более актуальными, потенциальные, интеллектуальные и реальные возможности у учеников для того, чтобы их в дальнейшем подключить в учебно-познавательную деятельность. Во время такой беседы можно выяснить на сколько учащиеся понимают материал и готовность к новой деятельности для того чтобы перейти к новым темам для изучения.
Синтезирующая (закрепляющая) беседа нацелена на обучение имеющихся знаний и то, как ими пользоваться в нестандартных ситуациях. Во время беседы вопросы могут быть заданы одному ученику или всему классу.
Собеседование также можно отнести к беседе. Его можно использовать для всего класса в целом или с небольшими группами. Результативно использовать собеседование в старших классах, ведь те более самостоятельны в своих суждениях, могут находить и решать проблемные вопросы, высказывать и доказывать своё мнение.
Успех бесед может зависеть от правильно поставленных вопросов. Учитель задаёт их всему классу, чтобы все ученики готовились ответить.
Вопросы должны быть содержательными, но и в тоже время краткими и чёткими. Делать вопросы с подсказкой или двойными не стоит, т.к. ответ можно угадать. Не надо делать альтернативные вопросы, где можно ответить «да» или «нет».
|
|
У беседы есть следующие преимущества:
- Развитие памяти и речи;
- Активизация учебно-познавательной деятельности;
- Открытые знания;
- Большая воспитательная сила;
- Хорошее диагностическое средство;
Минусы:
- Занимает много времени;
- Есть риск: ученик может ответить неправильно, ответ запоминают, фиксируют в своей памяти другие учащиеся;
- Нужен определённый запас знаний.
Работа с учебником или книгой. Это один из самых важных методов обучения. В младших классах работа с учебниками проходит под присмотром преподавателя. Позже учащиеся начинают работать с книгой самостоятельно. Есть разные приёмы самостоятельной работы с учебниками. Самыми основными можно посчитать:
- Конспектирование – изложение, краткое содержание прочитанного. Конспекты можно вести от первого или третьего лица. Записи от первого лица лучше всего развивают самостоятельное мышление;
- План текста. Он должен быть сложным, а может быть и простым. Для того, чтобы составить план нужно прочесть весь текст, поделить его на части и назвать каждую часть;
- Тезирование – краткое изложение мыслей по прочитанному;
- Цитирование – дословная запись теста. Следует обязательно указывать данные о цитате.
- Аннотирование – краткое изложение без потери смысла по прочитанному;
- Рецензирование – краткий отзыв о прочитанном;
- Справка – сведенья полученные после поисков;
- Формально-логическая модель – словесно-схематическое изображение;
- Тематический тезаурус – комплекс понятий по теме;
- Матрица идей – сравнительная характеристика похожих предметов в трудах разных авторов.
ГЛАВА 3. Применение активных и пассивных методов на информатике.