Активные методы обучения на информатике

Самое просто понятие активного метода обучения можно воспроизвести так: учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в течении всего урока, вот только ученики являются активными участниками этого взаимодействия, т.е. и ученик, и учитель на уроке находятся на равных. Этот метод легко перепутать с интерактивным, но они имеют небольшие различия. Стоит отметить, что интерактивный метод представляет из себя более современную форму активных методов.

 Следует понимать, что в современном образовании наблюдается увеличение объёма информации необходимой для учёбы, её надо усвоить и понять учащемуся. Увеличение информации имеет своё влияние на различные школьные дисциплины: такие как физика, химия, литература, а так информатика. «Обычный» ученик имеет свои пределы для усвоения и понимания этой информации, из-за этого педагоги ведут активные споры: стоит ли менять что-то в содержании школьных дисциплин или нет. Под тем, что, именно, менять подразумевается уменьшение объёма этого содержания или замена одних учебных дисциплин на другие для того, чтобы сформировать компетентного человека, того кто сможет брать на себя ответственность во время решения возникающих проблем, того, кто сможет быть самостоятельным. Каждый предмет вырабатывает своё понятие компетентного человека.

Становится более понятным, что если перейти от обычного обучения к компетентному, то тут нужно изменение всех частей учебного процесса. Одним вариантом может стать простое использование активных методов обучения.

Активные методы – это методы противоположные «традиционным методам», потому, что здесь главную роль играет активная деятельность учеников. Стоит отметить, что в любом обучении должна проявляться активность со стороны субъекта, но доля этой активности, обычно, неодинакова.

Активный метод обучения Г.П. Щедровицкий представлял таким образом: ученик в небольшой промежуток времени, не прилагая больших усилий, должен обладать новыми необходимыми умениями и знаниями за счёт активной деятельности и «воспитания способностей учащегося».

Если включить этот метод в обучение, то можно повысить интерес учеников к получению новых знаний, можно усилить их мотивацию для дальнейшего обучения, они смогут развивать свою самостоятельность, а также, этот метод сможет обеспечить большую связь между педагогом и его учениками. Исследователи выяснили, что подача учебного материала таким методом может усилить его усваиваемость с обычных 20 % до 90%.

Сегодня активный метод можно поделить на такие части:

· Групповое обсуждение – это активные дискуссии по какому-либо вопросу в небольших группах от 6 до 15 человек;

· Практический эксперимент;

· Ролевая игра – обычно, этот способ используется для того, чтобы понять новые знания или получить новые определённые навыки в течении коммуникации. В такой игре, как правило, участвуют от двух и более человек, каждому участнику надо вести целевое общение между каждым «игроком», не выходя за рамки своих ролей;

Её признаки:

 - Должна присутствовать игровая ситуация;

 - Различные индивидуальные роли;

 - Ролевые цели в каждой роли отличные друг от друга;

 - Взаимодействие участников в игре;

 - В группе должна быть рефлексия результата.

· Метод – проектов – эта форма обучения ориентирована на развитие творческой самореализации обучающегося в течении создания их продукта, который имеет практическую значимость;

· Деловая игра – этот метод направлен на вырабатывание определённой «инструкции» для эффективной учебной деятельности;

Признаки деловой игры:

 - Разработка деятельности специалистов и руководителей для решения сложных ситуаций;

 - Общая цель у всей группы;

 - Роли и их распределение в группе;

 - В ролях разные цели при их решениях;

 - Общая работа участников, использующих разные роли;

 - Разработка решений всей группой;

 - Реализация поочерёдных решений;

 - Есть разные альтернативы для решения сложных ситуаций;

 - Есть управляемое напряжение.

Психолого-педагогические принципы деловой игры:

 - Имитационное моделирование деятельности и условий для неё;

 - Предположение будущих проблемных ситуаций в данной профессиональной деятельности, которые могут вызвать противоречия и споры среди учеников;

 - Совместная деятельность в игре, имитация производственных функций;

 - Взаимоотношение и диалоги в игре в качестве условия решения задач, их подготовка и согласование;

 - Двуплановость, как развитие нужных личностных характеристик в игре.

Этапы деловой игры:

1. Выдвигается тема и проблема игры;

2. Определение вида деловой игры;

3. Главные закономерности игры (связи и отношения);

4. План игры;

5. Перечень решений, которые можно принять;

6. Связи между разными факторами;

7. Формирование данных;

8. Правила игры, распределение ролей, штрафы и поощрения, какое оценивание будет;

9. Окончательные направления в игре. Проверка связей, расчётов и их анализ. Если игра плохо продумана, то она не принесёт хороших результатов.

· Мозговой штурм – необычный групповой метод, он направлен на создание новых идей, стимулирует развитие творческой стороны каждого участника;

· Тренинг – этот метод создаёт специальные ситуации, у каждого участника тренинга есть возможность здесь развивать новые необходимые умения и знания, изменить своё мнение и отношение к своему опыту.

 Особые черты тренинга как групповой формы обучения:

 - Участники соблюдают определённые принципы для групповой работы;

 - Уклон на психологическую поддержку, помощь (если тренинг относится к типу психологических) ученикам в их саморазвитии, помощь обычно может быть со стороны организатора мероприятия и от других участников;

 - Есть постоянная группа, где примерно 7-15 человек, участники могут проводить встречи или вместе работать;

 - Наличие места для проведения тренингов;

 - Уклон сделан на взаимоотношения между участниками, эти взаимоотношения могут анализироваться и развиваться;

 - Применяются активная деятельность;

 - Рефлексия на события в группе;

 - Более свободная атмосфера для общения учеников.

 Обычно тренинг состоит из трёх уровней:

1. Приобретение;

2. Демонстрация;

3. Применение.

         Для получения информации в тренингах используют книги сообщения, мини-лекции, для того, чтобы всё это продемонстрировать наглядно – кейсы, живые иллюстрации, видеофильмы, а, чтобы их применить – деловые и ролевые игры, моделирование.

 Тренер должен обладать психолого-педагогическими знаниями и способностями, а также их правильному применению.

· Анализ практических ситуаций – обучение принятию решений и навыкам необходимых для этого, целью этого метода является обучение учеников анализировать полученную информацию, выделять из неё важное, определять новые пути решения, выбрать лучшее из них и строить планы действий;

 Ситуации типа Case-study.

 Данный метод более похож на принятие, анализ, изучение решений по определённым ситуациям.

 Для чего нужен кейс-метод:

 - Развитие навыко-анализа или критического мышления;

 - Умение совмещать теорию с практикой;

 - Примеры принятия решений и их последствия;

 - Умение оценивания альтернативы решения, если ситуация не совсем ясна.

 Разбор ситуаций может из себя представлять разновидности решений, выполнения задач.

 Есть такие варианты организации действий, как:

1) Во время подготовки, перед самим разбором ситуаций, ученик должен дополнить свои знания, если их не хватает для изучения будущей разбираемой ситуации. Такой анализ происходит с участием учителя, фронтально.

2) Конкретные ситуации разбираются в классе, дополнительную информацию ученики могут получить из литературы, подготовленной преподавателем. Работа проходит в группах (микрогруппы по 4-6 человек). Принимается решение после дискуссий.

3) Каждая небольшая группа работает сама над «реальными» ситуациями. Для её анализа можно использовать «мозговой штурм». Дополнительную информацию даёт сам учитель. После того, как работа окончена, каждая группа защищает своё решение перед другими. Преподаватель в конце делает вывод по всем разобранным ситуациям.

4) Ученик работает с ситуацией с недостающей информацией о ней. Каждый сам должен понять, чего не хватает для решения проблемы, потом ищет информацию в научных источниках. Анализ ситуаций проходит на последнем занятии.

5) Ученики имеют теоретические знания для решения ситуации. Им даются разные ситуации с множеством решений. Вся группа работает над одной проблемой.

 При разработке содержания кейсов следует понимать:

 - Кейс опирается на знания конкретной дисциплины;

 - Должен быть текстовый материал и другая информация (графики, таблицы и т.п.)

 - Не должно быть прямой формулировки проблемы;

 - Кейс составляется на профессиональном языке, но в интересной для чтения форме;

 - Основа на реальность, но некоторые официальные названия могут быть изменены.

 Структура:

1) Описание проблемы (ситуации);

2) Информация, предоставленная в виде формы отчётности;

3) Методичка на 1-2 страницы;

4) Вопросы, которые могут упростить работу учеников.

· Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

· Баскет-метод – основан на имитировании разных ситуаций. Ученик может выступать в какой-нибудь важной информирующей роли, в качестве подготовки он получает необходимую для этого информацию.

Выбор между этими методами активного обучения может зависеть от разных обстоятельств. Обычно нужный подход можно определить по количеству учеников.

Важные моменты:

1. Для того, чтобы активные методы были успешно применены следует иметь «тренерскую» подготовку, поэтому стоит изучить методическую литературу, где можно найти нужные ответы на вопросы по этой теме.

2. Эти методы нужны, в большей степени, для того, чтобы ученики не теряли интерес и мотивацию при учёбе.

3. Такие методы используются при:

- стимулировании учеников к познавательной активности;

- развитии самостоятельности;

- обучении работе в коллективе;

- формировании навыков общения с учителями и сверстниками;

- улучшении самооценки у учеников

4. Также применяются для успешного достижения дидактических целей:

- ученики могут развивать навыки для принятия правильных решений;

- обрабатывание нового материала.

5. Использование таких методов изменяет систему контроля.

Возвращаясь к выбору метода активного обучения, мы помним, что всё зависит от разных факторов и, в основном, всё может зависеть от количества учащихся, но более главную роль играют дидактические задачи:

· Для предоставления большого количества информации: мозговой штурм, деловая игра;

· Умозаключение по изученному ранее материалу: мозговой штурм, групповая дискуссия;

· Повышение у учеников мотивации для дальнейшего обучения: ролевая игра, деловая игра;

· Развитие самообучения: ролевая игра, деловая игра, анализ практических ситуаций;

· Прорабатывание нового материала: тренинги;

· Опыт учащихся на счёт новой полученной информации: групповая дискуссия;

· Использование собственных умений, навыков и знаний: баскет-метод;

· Продуктивное создание творческого проекта: метод проектов;

· Обучение общению между друг другом: ролевая игра;

· Обучение групповой работе: метод проектов;

· Обучение умению держать себя в руках и правильным действиям в стрессовых ситуациях: баскет-метод;

· Обучение умению активного слушания: групповая дискуссия;

· Обучение тому, как правильно принимать решения: баскет-метод, анализ практических ситуаций.

 Стоит понимать, что ни один из этих методов не может быть единственным правильным для достижения нужных целей обучения, ведь всё может зависеть от внимательности учащихся и их работоспособности.

 Можно привести пример использования активным методов обучения, к примеру, на уроке информатики. Возьмём самый знакомый нам метод проектов. Этот способ может иметь различные формы в зависимости от образовательных задач: проект может быть на один простой урок, а может быть проектом на несколько уроков. Тут очень необходимо сотрудничество учеников и учителя. Они должны быть партнёрами и единомышленниками. Их деятельность направлена на решение проблем на пути к одной цели. На информатике есть много тем и проблем, где можно реализовать проектную технологию:

 Работа над проектом делится на несколько этапов:

1. Подготовка к работе над проектом;

2. Выбор проблемы или цели;

3. Сбор и изучение материала по выбранной теме;

4. Реализация «инструкции»;

5. Приготовления к защите;

6. Презентация продукта;

7. Выводы.

 Сначала изучается тема для проекта, тут определяются вопросы. Потом, их распределяют среди учеников, которые участвуют в проектной деятельности. После, начинается сбор информации и её оформление в виде презентаций, обсуждают возникшие проблемы, проводят опросы, в итоге, защищают свой продукт и делают из него выводы.

 Из всего вышесказанного выходит, что активные методы неплохо вписываются в преподавание информатике. Хотелось бы вспомнить и другие методы активного обучения, так как мы вспомнили, всего лишь, самые знакомые нам.

- Активные и интерактивные лекции;

- Компьютерная симуляция;

- Мастер-класс;

  - Метод круглого стола;

- Дискуссия.

  Активная и интерактивная лекция. В такой лекции есть разные формы:

  Лекция провокация, где есть ошибки.

 После того, как преподаватель объявляет тему урока, он даёт подсказку, что в лекции есть ошибки (методические, содержательные и т.д.). Учащиеся должны в конце урока сказать, где были допущены ошибки;

 Проблемная лекция.

 Учитель во время всего хода урока излагает новую информацию, создавая при этом проблемные ситуации и это вовлекает учеников в анализ таких подстроенных ситуаций. Решая проблемные ситуации, они смогут прийти к нужным выводам, которые педагог должен им донести в качестве нового материала;

  Лекция-визуализация.

 Во время такой лекции информация подаётся в сопровождении показа различных рисунков, структурных и логических схем, диаграмм и т.д. (слайды, дисплеи, интерактивная доска и т.п.)

  Лекция вдвоём.

 Это работа двух учителей, они читают лекцию по одной схеме, взаимодействуют друг с другом и с аудиторией. В таких диалогах преподавателей и класса строятся проблемы, их анализирование, выдвигаются различные гипотезы, они опровергаются или доказываются;

  Лекция «пресс-конференция».

 Учитель даёт задание ученикам написать в течении двух или трёх минут интересующий их вопрос. После этого преподаватель за три-пять минут эти вопросы систематизирует по содержанию и строит лекцию опираясь на них;

  Лекция-диалог или лекция-дискуссия.

 Учитель задаёт вопросы, ученики должны на них отвечать в ходе урока.

  Компьютерная симуляция.

 - это процесс очень сильно близкий к реальности. (химический, психологический, физический, экономический и т.д.)

 Главным элементом такой симуляции является подлежащая изучению информации или понятия какой-либо предметной области.

 Основные возможности:

 - Обучение адаптации собственных навыков к какой-либо ситуации;

 - Такие симуляции учат учеников что есть много вариантов действий, эти действия погружают в ситуацию и делают её приближённой к реальности;

 - Симуляция учит сначала обдумывать свои действия, а потом уже приступать к ним;

 - Ученики могут получить информацию, что правильного, что неправильного они сделали, когда они это сделали и сколько времени это забрало. Этот опыт даёт ученику возможность понять обратную связь по всем навыкам, изученных в симуляциях, преподаватель может сравнить каждого учащегося с их ролью и мотивировать их на дальнейшее обучение;

 - Преподаватель и учащиеся могут обсудить результаты процесса симуляции – это улучшает обучаемость и показатели эффективности учебно-профессиональной деятельности.

  Мастер-класс.

 Учитель в течении нескольких лет разрабатывает индивидуальную методику обучения включающие собственные «ноу-хау», учитывает условия работы и разные психотипы учеников и т.п.

 Форма мастер-класса зависит от стиля профессиональной деятельности и строит общую схему проведения этого мероприятия.

 Мастер-классы формируют творческую сторону и личностную ориентацию учащегося.

 Характеризация мастер-класса:

 - Есть условия чтобы включить всех в активную деятельность;

 - Этот метод позволяет работать в небольших группах, где можно обмениваться своим мнением;

 - Раскрывает творческий потенциал как «Мастера», так и у учеников;

 - Постановка проблемы и её решение через разыгрывание разных ситуаций;

 - Методы, формы или технологии работы не должны навязываться ученикам;

 - Участники мастер-класса имеют возможность пользоваться методическим материалом;

 - Прогресс познания выше и ценнее чем знание;

 - Формой взаимодействия можно назвать сотрудничество и совместный поиск.

 Целью этого метода является: интеллектуальное, творческое, профессиональное и эстетическое воспитание.

 В первую очередь, в это определение входит способность у учащегося самостоятельно мыслить. Тут важно умение быстро и хорошо решать поставленную учителем задачу. Такими задачами являются:

 - Преподавание ученикам основы к выбранной ими специальности;

 - Учащиеся изучают профессиональный язык;

 - Передача способов результатной работы;

 - Адекватные способы представления своего опыта.

 Мастер-классы не имеют строгих и единых норм. Основаны, в большинстве, на педагогической интуиции учителя, так и на основе творческих способностей ученика.

 Алгоритм мастер-класса:

1. Появление идеи;

2. Постановка задачи;

3. Составление плана;

4. Подборка команды и лидера;

5. Поиск информации;

6. Реализация продукта;

7. Его показ;

8. Привлечение новых участников к деятельности;

9. Рефлексия (чувства, возникшие у учащихся в ходе мастер-класса).

 Для проведения такого материала необходимо:

 - Сочетание опыта и аналитики;

 - У учителя должны быть письменные теоретико-аналитические разработки и иллюстративные материалы;

 - Ученики должны быть всегда готовы к анализированию полученного опыта;

 - Презентативность идеи;

 - Эксклюзивность;

 - Мотивированность;

 - Прогрессированность;

 - Оптимальность;

 - Технологичность;

 - Эффективность;

 - Общая культура. Культура объяснения опыта;

 - Артистичность. Импровизация, харизма и т.д.

 Мастер-класс является трансляцией опыта преподавания. Обычно состоит из заданий, направляющих участников мероприятия для решения поставленной идеи, но внутри каждого из этих заданий свободный выбор действий. Главное преимущество мастер-класса – это связь между индивидуальной работой и теорией для приобретения и закрепления навыков и умений на практике.

  Метод круглого стола.

 В метод круглого стола входит не только дискуссия, но и коллоквиум и дебаты. Этот метод активного обучения является одной из множества форм познавательной деятельности учеников существующий для закрепления полученных знаний. Одной важной чертой «круглого стола» можно назвать сочетание групповой консультации и тематического обучения.

 Целью данного метода является вырабатывание профессиональных умений таких как, аргументация своего хода мыслей, их изложение, объяснение своих решений и их отстаивание. При такой деятельности закрепляется новая информация, самостоятельная работа над ней, появляются вопросы и проблемы для обсуждения.

 Необходимой задачей для организации такого мероприятия можно назвать:

 - Иллюстрирование своего мнения с помощью наглядного пособия (диаграммы, видео-, аудиозаписи, кино-, фотодокументы, схемы, графики);

 - Общение в течении всей дискуссии до двух острых или проблемных ситуаций на определённую тему;

 - Долгое и тщательное подготовление основной части выступающих (не только обзоры и доклады, но и свои доказательства, аргументы, мнение).

 Во время «круглого стола» учесть:

1. Стол должен быть круглым, имеется в виду, чтобы у всех участников был контакт «глаза в глаза». Такой приём очень популярен (на переговорах), т.к. участники расположены к друг другу лицом, а не затылком, как на обычном нам уроке, такое расположение приводит к возрастанию активности на уроке, увеличивается количество высказываний, повышение мотивации, каждый учащийся может иметь возможность принять участие.

2. Учитель так же располагается в этом кругу, как равноправный участник, это делает обстановку менее формальной по сравнению с обычным уроком, где он сидит отдельно от своих учеников. На обычном уроке все ученики преимущественно высказывают своё мнение преподавателю, а не друг другу. Благодаря «круглому столу» общение между его организатором и участниками урок проходит в благоприятной обстановке, мероприятие может развить или наладить взаимоотношения между ними.

  Дискуссия.

 Её можно поделить на разные методы:

 - «Вопрос-ответ» - вид простого собеседования, но здесь есть отличия: определённая форма постановки вопроса для участника дискуссии;

 - «Обсуждение вполголоса». Проводится в закрытой дискуссии в небольших группах, мнение всей маленькой группы объявляет её лидер и после этого оно обсуждается другими;

 - Методика клиники. Каждый ученик разрабатывает своё решение, перед этим представляет его другим участникам, дальше решение оценивается организатором и экспертами группы.

 - «Лабиринт». Выглядит как пошаговая структура, где каждый шаг выполняется другим участником. Тут обсуждают любые решения, несмотря на то, что они могут быть неправильными и не смогут привести к следующему шагу.

 - «Эстафета». Участие выступления передаёт последующее слово тому, кого считает нужным.

 - Свободно плавающая дискуссия. Вся группа к результату не приходит, но активность всей дискуссии заходит за рамки занятия. Такой метод появился благодаря «эффекту Б.В. Зейгарника», т.е. тут высокий результат запоминания незавершённого действия, из-за чего участники продолжают додумывать свои незавершённые идеи.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: