Соната или вариации: В.А. Моцарт Соната № 11 К 331, 1 часть

Вероятно, самая знаменитая соната Моцарта, не содержит в себе ни одной сонатной части. В трехчастном цикле первая часть представляет собой вариации, вторая написана в форме менуэта, а третья, знаменитое «рондо alla turca» - необычное «четное рондо», которое начинается не с рефрена, а с эпизода.

Первая часть – вариации на изящную, грациозную тему, в основе которой лежит любимый Моцартом жанр сицилианы. Лучезарный ля мажор (у Моцарта в операх это однозначно «любовная» тональность, часто в ней звучат любовные дуэты героев, например – Дон Жуана и Церлины) в сочетании с танцевальностью, ясной структурой (простая двухчастная репризная форма), компактным изложением в среднем регистре делают эту тему обманчиво простой. Тем более ценны последующие вариации, в которых Моцарт раскрывает такие возможности темы, которые слушатель поначалу не заметил, «убаюканный» очаровательной темой.

Первая вариация орнаментальная – мелодия темы «дробится» в фигурации, разделенной паузами. Нижний голос поначалу ограничивается кратким «пиццикато» на самых слабых долях такта, но затем вдруг в нем возникает «барабанящий» бас, который является несомненным предвестником «турецкого рондо» в финале.

Вторая вариация также орнаментальная, но к «украшенной» мелодии добавляется еще триольный бас, усиливающий эмоциональную взволнованность. Фигуры опевания и тират в мелодии выдают вокальную природу добавленных украшений, а в партии левой руки вновь «прорывается» нечто янычарское – басовые скачки с форшлагом на верхнем звуке.

Третья вариация в одноименном миноре, с тоскливой мелодией вверху и альбертиевыми басами в нижнем голосе. Примечательно здесь октавное удвоение мелодического голоса при повторении – это порождает ассоциации с оркестровой инструментовкой, когда включается вся группа после соло, и кроме того, октавные удвоения будут также частью звукового облика «турецкого рондо». Хроматические «стоны» углубляют мрачную окраску в этой вариации.

Четвертая вариация вносит яркий контраст – в ней преобладает игровое начало: об этом свидетельствует переброска с перекрещиванием рук, мотивы и отдельные звуки перебрасываются, как мячики. В среднем разделе вариации возникает мотив с восходящим хроматическим задержанием – особенно любимым Моцартом, по которому его мелодический стиль легко узнаваем.

Пятая вариация обозначена как Adagio – это, без всяких сомнений, инструментальная ария с типичными мелодическими украшениями, изящными оборотами, повторами высоких звуков (как в арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты»), колоратурами. Стоит приложить максимум исполнительских усилий, чтобы эту мелодию «спеть» на фортепиано максимально связно и красивым, наполненным звуком.

Шестая вариация Allegro – финальная, и в ней множество репризных черт. Возвращается первоначальное компактное изложение, узнаваемые очертания темы, но меняется размер на 4/4, уменьшается количество акцентов в такте – так, в итальянских ариях часто медленная часть сменялась быстрой кабалеттой со сменой размера и типа движения. Здесь, очевидно, сходный случай. Моцарт подчеркивает этой переменой финальный характер последней вариации и дает понять, что здесь вариации заканчиваются. Вновь возникает провозвестник «турецкого рондо» в виде арпеджированных аккордов в тесном расположении, звучащих особенно ярко и громогласно на таком изящном и прозрачном фоне.

 

Романтическая пьеса: Ф. Мендельсон «Песня без слов» ор.19 №3 А-dur

Третья песня без слов из первой тетради имеет программный подзаголовок – «Охотничья песня». Это особый, характерный для немецкой музыки круг образов и выразительных средств, который можно обнаружить практически у всех немецких и австрийских композиторов – начиная с Бетховена и включая К.М. Вебера, Р. Шумана, И. Брамса и, разумеется, Ф. Мендельсона.

Охотник – персонаж народных сказок, герой легенд и сказаний, человек, связанный с природой, хорошо знающий зверей и их повадки. Кроме того, принадлежность охотника – рог, с помощью которого он подает сигналы на охоте. Охотники обычно охотятся вместе, а затем празднуют свою удачу удалой хоровой песней – отсюда характерный для охотничьих песен аккордовый, хоровой тип фактуры.

Все это нашло прямое или опосредованное выражение в музыке Мендельсона. Самая яркая и узнаваемая деталь «охотничьей» музыки – это так называемый «золотой ход валторн» в аккордовой последовательности. Кроме того, вся песня пронизана разного рода «сигналами» - повторение высокого звука «ми» в небольшом вступлении, аккорды в плотном расположении в первой части с повтором, протяженные повторяющиеся звуки в середине (и в верхнем, и в нижнем голосах), многократный повтор аккордов в предыкте к репризе.

В трехчастной репризной форме песни есть большое расширение в репризе: здесь меняется фактура, возникает фигурация шестнадцатыми (до того все движение шло четко в пульсации восьмых), возникает, таким образом, орнаментальное варьирование основной мелодии.

В исполнении этой пьесы необходима аккуратность и точность в воспроизведении ритма со всеми его тонкостями, с отчетливым различием в связных и отдельных нотах. Особое внимание стоит уделить достижению ровности в многократных повторах аккордов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: