Аккомпанемент: А. Даргомыжский «Восточный романс»

Романс Даргомыжского написан на слова А. Пушкина, на его стихотворение «Гречанке». Он относится к типичным проявлениям ориентализма в русской музыке и воплощает образ знойной девы, которая рождена, чтобы «воспламенять воображение поэтов».

Главным состоянием, воплощаемым в музыке романса, является томление, наполненное мечтаниями и негой. Ему соответствует весь арсенал выразительных средств, использованных композитором: обилие хроматизмов, низких ступеней лада, красочных гармонических сопоставлений. Состояние южной лени под палящим солнцем выражается в медленном темпе, в затрудненном, происходящем как бы «нехотя» движении мелодии, в минимализме аккомпанемента, статике, отсутствии движения – здесь все как бы застыло.

Вокальная партия представляет собой силлабическую (нота=слог) речитацию в разговорном среднем диапазоне, со скользящими по хроматизмам ниспадающими фразами, разделенными паузами. Так что вокалисту не составит труда петь это медленно – композитор предусмотрел возможности для взятия дыхания.

Медленный и даже очень медленный темп в этом романсе – пожалуй, главная трудность. В нем почти ничего не происходит, здесь почти нечего играть, и однако – это очень выразительная музыка, только в ней нет незначащих деталей, она вся соткана из деталей и почти незаметных движений.

Фортепианный аккомпанемент не ограничивается только функциями сопровождения вокала, именно ему композитор поручает тематически важный мотив, звучащий в басу – поступенное восхождение с пунктирным ритмом и хроматическое ниспадание. Можно вообразить здесь звучание какого-то низкого восточного духового инструмента.

Начальное зерно этого мотива появляется в басу постоянно, оно дает импульс развитию. Постоянно смещаясь относительно тактовой черты, оно вносит элемент капризной непредсказуемости. Остальной аккомпанемент – это хроматическое «безвольное» скольжение аккордов. Хотя они звучат напряженно и красочно, выделять стоит не их, а отмеченный выше мотив.

 

Ансамбль: Э. Григ «Четыре норвежских танца» ор.35, №2

«Норвежские танцы» были написаны Григом в оригинале для фортепиано в 4 руки, возможно, изначально это сочинение было задумано для оркестра. Существует и его оркестровая версия.

Четыре танца в своей последовательности напоминают сонатно-симфонический цикл. Второй танец, таким образом, выполняет функции второй, медленной части. Из всех «Норвежских танцев» он наиболее популярен благодаря своей яркой и легко узнаваемой мелодии. Однако, доминирующим здесь является не песенное начало, а танцевальное, и это отчетливо ощутимо в упругой и грубоватой ритмике танца.

Форма танца компактна и отчетлива – трехчастная репризная с контрастной серединой, где контрастность подчеркивается сменой темпа на allegro. В крайних частях разделение партий везде одинаково – мелодия в первой партии, аккомпанемент по типу бас-аккорд – во второй. Обращает внимание октавное удвоение при повторении мелодии во втором предложении периода – возникают ассоциации со включением целой оркестровой группы после сольного изложения темы.

Начало среднего раздела – контрастная вставка, где в первой партии аккорды, напоминающие сигнальную фанфару духовой группы, а во второй – нисходящее движение быстрыми шестнадцатыми в регистре виолончелей и контрабасов. Далее возвращается первоначальное распределение голосов, но с относительно новой мелодией, «составленной» из мотивов мелодии первой части.Затем эта мелодия передается во вторую партию – к «виолончелям». Такое чередование «фанфары» и мелодии возникает еще дважды, после чего звучит реприза. В завершающем репризу кодовом разделе еще раз возникает мелодия среднего раздела, внося элемент рондальности, что очень уместно в танцевальной народной музыке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: