Алгоритм техники проведения гигиенического ванны грудному ребенку

Цель:

-      соблюдение гигиены тела;

-      обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

-      формирование навыков чистоплотности;

-      закаливание ребенка.

Показания: правильный гигиенический уход за кожей ребенка

Противопоказания:

-      повышение температуры тела;

-      заболевание ребенка;

-      нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

- ванночка для купания;

- пеленка для ванны или подставка;

- кувшин для воды;

- водный термометр;

- махровая или фланелевая рукавичка;

- детское мыло;

- флакон с 5% р-ром перманганата калия;

- большое махровое полотенце;

- чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

- стерильное растительное масло или детский крем;

- резиновые перчатки;

- дезинфицирующий раствор, ветошь;

- мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

- первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

- не купать ребенка сразу после кормления;

- при купании обеспечить температуру в комнате 22-24 ˚С;

- определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

Техника безопасности: не оставлять ребенка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения; обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции Право матери на информацию
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности выполнения манипуляции
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условия для Ребенка.
Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки). Создание комфортных условий. Сохранение правильного положениях пеленки в ванночке
Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 t воды 36-370С. Примечание: а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить несколько капель 5% р-ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды   Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка   Исключение образования водяного пара в большом количестве
Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кувшине остывает на 1-20С. и обеспечивает закаливающий эффект
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) Подготовка ребенка к манипуляции
Сбросить одежду в мешок для грязного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра. Наиболее удобная фиксация ребенка
Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем-верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до уровня сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. Освободить руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц. Исключается перегревание ребенка. Наиболее удобная фиксация малыша при проведении манипуляции. Предупреждение попадания воды в слуховые проходы ребенка
Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: Голова (от лба к затылку) – шея – туловище –конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы, межъягодичную область Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадания воды и мыло в глаза, уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на  другие её поверхности.
Снять «рукавичку». Приподнять ребенка над водой. Перевернуть ребенка лицом вниз. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36˚С). Примечание: желательно иметь помощника   Достижение инфекционной безопасности. Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта.
Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка.

Заключение манипуляции

Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детским кремом   Предупреждение появления опрелостей.  
Одеть ребенка и уложить в кроватку Обеспечение комфортного состояния
Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и сполоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.   Обеспечение инфекционной безопасности.

 

Примечание:

-первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

-в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

-продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году – 8-10 мин, для детей старше 2 лет – 10-15 мин;

-мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

-гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не раннее 1 ч после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 ч до сна;

-предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

-температура воздуха в помещении должна быть 22-24˚С, двери и окна следует закрыть;

-при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

Приложение 2

Центильные таблицы

В колонках таблиц отражены количественные границы признаков у детей определенного возраста и пола.

Центильные интервалы и их оценка:

до 3-го центиля — «очень низкий» уровень (3%);

от 3-го до 10-го центиля — «низкий» уровень (7%);

от 10-го до 25-го центиля — уровень «ниже среднего» (15%);

от 25-го до 75-го центиля — «средний» уровень (50%);

от 75-го до 90-го центиля — уровень «выше среднего» (15%);

от 90-го до 97-го центиля — «высокий» уровень (7%);

от 97-го центиля — «очень высокий» уровень (3%).

Оценив рост и массу тела по центильным таблицам и, сопоставив данные, можно определить гармоничность развития ребёнка. Это делается по схеме оценки гармоничности физического развития по центильным таблицам. Сначала по росту определяется уровень физического развития. Центильные интервалы роста (длины тела) расположены в таблице сверху. Затем в таблице сбоку следует выбирать центильный интервал для массы тела. Найти точку пересечения соответствующей колонки и строчки и получить результат об уровне физического развития, его гармоничность или дисгармоничности, степени избытка (ИМТ) или недостатка массы тела (НМТ). Такая оценка позволяет определить уровень и гармоничность развития ребёнка в сравнении со среднестатистической группой детей такого же пола и возраста. В идеале физическое развитие должно быть среднее гармоничное. Это означает, что у ребёнка данного возраста средний рост и масса тела соответствует возрасту. При значительных отклонениях необходимо использовать дополнительные антропометрические данные (окружность головы, окружность груди и т.д.) и более сложные таблицы для оценки физического развития детей.

Центильные таблицы физического развития девочки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: