Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики

Предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и становление личности в условиях ее воспитания, обучения и воспитания.

Прежде всего, я хотел бы предостеречь студентов от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания, управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задачей науки является проведение исследований, а задачей школ и учреждений профессионального образования - обучение, подготовка и воспитание учащихся.

Задачи педагогики:

Раскрытие закономерностей в сферах образования, обучения, управления образовательными системами.

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

Внедрение результатов исследований на практике.

Приоритетом постоянной задачи педагогической науки является выявление закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательной и воспитательной системами. Закономерности в педагогике интерпретируются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Результатом являются обучение, воспитание, развитие личности по ее конкретным параметрам.

Наиболее важные постоянные задачи включают прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки о педагогике. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

 

Основные категории педагогической науки:

ОБРАЗОВАНИЕ - в широком смысле - передача жизненного опыта; в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ - это процесс овладения студентами системой знаний, навыков и умений, необходимых для жизни и различных видов деятельности.

ОБУЧЕНИЕ - процесс взаимодействия учителя и ученика.

РАЗВИТИЕ - создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и наклонностей

ФОРМИРОВАНИЕ - педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах

САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ - педагогические процессы, которые происходят без непосредственного участия учителя (косвенно в роли учителя выступают как реальные, так и вымышленные личности).

 

Дети как объекты художественно-творческого процесса. Образы детства в искусстве как отражение важнейших характеристик восприятия обществом феномена детства.

Дети могут выступать в качестве предметов и объектов художественного и творческого процесса.

Образы детства в искусстве - воплощение в творчестве всех тех явлений и ценностей, которые связаны в сознании общества с периодом «незрелости» (неопытность, наивность восприятия, образность и креативность мышления, стихийность и т. Д.). Они возникают в процессе художественного осмысления антитезы взрослых / не взрослых. В европейском искусстве можно выделить две группы образов детства:

традиционный

ребенок - объект внимания и заботы взрослого,

ребенок - взрослая модель

ребенок является символом основных ценностей человечества

культурный и инновационный

ребенок является получателем произведений искусства;

ребенок - переводчик произведений искусства;

ребенок - самостоятельная самоценная развивающаяся личность;

ребенок является создателем эстетических ценностей.

При интерпретации образа ребенка - объект внимания и заботы об искусстве, акцентирующий внимание на действиях взрослых детей, выполняющих в работе данный вид служебных функций, предполагает направление на них действий (чаще всего это образы матери с ребенком).

В художественной интерпретации образа ребенка - модель взрослого ребенка предстает как личность с меньшими физическими размерами и объемом знаний, умений, способностей. Воплощение этого изображения в искусстве развивается от моделирования размеров и физических характеристик пожилых людей до младших, до моделирования психологических характеристик и поведенческих стилей.

Символические образы детства воплощают идею высших духовных ценностей.

В образе ребенка-реципиента изобразительное искусство, литература и позднее кино воплощают и подчеркивают значительные психологические отличия восприятия детей от поведения взрослых зрителей, читателей, слушателей.

Появление произведений, предназначенных для исполнения детьми, привело к появлению образа детского переводчика: молодого музыканта, актера, танцора.

Образ ребенка, понимаемый как автономная развивающаяся личность, начинает развиваться в русле европейского романтизма и достигает свой расцвет в реалистическом искусстве ХХ века.

Принципиально новый феномен художественной педагогики и искусства ХХ века. Стало осознание того, что детское искусство интересно прежде всего своим «детством». Эмоциональные цвета и специфические средства выражения, характерные для детства, приобретают особую ценность. Образ ребенка-творца не столько воссоздается современной художественной культурой, сколько входит в его контекст. Молодые поэты, художники, музыканты, актеры привлекают внимание зрителей всех возрастов: взрослый зритель обнаруживает, что даже неизбежное ограничение художественного и творческого потенциала ребенка превращается в уникальные черты его выразительности.

Художественное образование и художественное творчество также становятся темами произведений искусства. Образы студентов и преподавателей в произведениях искусства отражают важнейшие направления эволюции художественной педагогики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: