Предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и становление личности в условиях ее воспитания, обучения и воспитания.
Прежде всего, я хотел бы предостеречь студентов от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания, управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задачей науки является проведение исследований, а задачей школ и учреждений профессионального образования - обучение, подготовка и воспитание учащихся.
Задачи педагогики:
Раскрытие закономерностей в сферах образования, обучения, управления образовательными системами.
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
Внедрение результатов исследований на практике.
Приоритетом постоянной задачи педагогической науки является выявление закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательной и воспитательной системами. Закономерности в педагогике интерпретируются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Результатом являются обучение, воспитание, развитие личности по ее конкретным параметрам.
Наиболее важные постоянные задачи включают прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки о педагогике. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.
Основные категории педагогической науки:
ОБРАЗОВАНИЕ - в широком смысле - передача жизненного опыта; в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.
ОБРАЗОВАНИЕ - это процесс овладения студентами системой знаний, навыков и умений, необходимых для жизни и различных видов деятельности.
ОБУЧЕНИЕ - процесс взаимодействия учителя и ученика.
РАЗВИТИЕ - создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и наклонностей
ФОРМИРОВАНИЕ - педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах
САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ - педагогические процессы, которые происходят без непосредственного участия учителя (косвенно в роли учителя выступают как реальные, так и вымышленные личности).
Дети как объекты художественно-творческого процесса. Образы детства в искусстве как отражение важнейших характеристик восприятия обществом феномена детства.
Дети могут выступать в качестве предметов и объектов художественного и творческого процесса.
Образы детства в искусстве - воплощение в творчестве всех тех явлений и ценностей, которые связаны в сознании общества с периодом «незрелости» (неопытность, наивность восприятия, образность и креативность мышления, стихийность и т. Д.). Они возникают в процессе художественного осмысления антитезы взрослых / не взрослых. В европейском искусстве можно выделить две группы образов детства:
традиционный
ребенок - объект внимания и заботы взрослого,
ребенок - взрослая модель
ребенок является символом основных ценностей человечества
культурный и инновационный
ребенок является получателем произведений искусства;
ребенок - переводчик произведений искусства;
ребенок - самостоятельная самоценная развивающаяся личность;
ребенок является создателем эстетических ценностей.
При интерпретации образа ребенка - объект внимания и заботы об искусстве, акцентирующий внимание на действиях взрослых детей, выполняющих в работе данный вид служебных функций, предполагает направление на них действий (чаще всего это образы матери с ребенком).
В художественной интерпретации образа ребенка - модель взрослого ребенка предстает как личность с меньшими физическими размерами и объемом знаний, умений, способностей. Воплощение этого изображения в искусстве развивается от моделирования размеров и физических характеристик пожилых людей до младших, до моделирования психологических характеристик и поведенческих стилей.
Символические образы детства воплощают идею высших духовных ценностей.
В образе ребенка-реципиента изобразительное искусство, литература и позднее кино воплощают и подчеркивают значительные психологические отличия восприятия детей от поведения взрослых зрителей, читателей, слушателей.
Появление произведений, предназначенных для исполнения детьми, привело к появлению образа детского переводчика: молодого музыканта, актера, танцора.
Образ ребенка, понимаемый как автономная развивающаяся личность, начинает развиваться в русле европейского романтизма и достигает свой расцвет в реалистическом искусстве ХХ века.
Принципиально новый феномен художественной педагогики и искусства ХХ века. Стало осознание того, что детское искусство интересно прежде всего своим «детством». Эмоциональные цвета и специфические средства выражения, характерные для детства, приобретают особую ценность. Образ ребенка-творца не столько воссоздается современной художественной культурой, сколько входит в его контекст. Молодые поэты, художники, музыканты, актеры привлекают внимание зрителей всех возрастов: взрослый зритель обнаруживает, что даже неизбежное ограничение художественного и творческого потенциала ребенка превращается в уникальные черты его выразительности.
Художественное образование и художественное творчество также становятся темами произведений искусства. Образы студентов и преподавателей в произведениях искусства отражают важнейшие направления эволюции художественной педагогики.