Экономика удельной Руси

Словами, вынесенными в заголовок, определил летописец состояние древнерусских земель после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1 132 г. Однако Киевское государство начало распадаться на множество суверенных земель, самостоятельных областей и княжеств в конце XI в. После смерти Я. Мудрого (1054 г.) Древнерусское государство было разделено между пятью его сыновьями. В своем завещании Я. Мудрый призывал сыновей жить мирно.” Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую добыли они трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата”. Не вняли сыновья и внуки завещанию своего отца и деда. В течение почти полстолетия продолжалась череда кровавых и страшных усобиц между Ярославичами и их сыновьями. Между отдельными ветвями рода Ярослава шла ожесточенная борьба за Киевское княжение, т. е. за номинально главный стол и право распределять земли. В этой борьбе защищались индивидуальные интересы князей и отдельных семей. Родовые ценности отступали под нажимом индивидуальных интересов.
Важным этапом в междоусобной борьбе стал княжеский съезд[4] в г. Любече в 1097 г., от которого ждали наступления долгожданного мира. Съезд внес новый принцип в организацию власти на Руси. Теперь Русская земля не являлась единым владением всего дома Рюриковичей. На съезде князей было принято решение:” каждый да держит отчину свою“. За этой формулой стояло признание права собственности на землю унаследованной от отца, то есть закрепление владений по наследству, а не по праву старшинства. Князья поклялись твердо соблюдать это правило и в том целовали крест. Вскоре после съезда кровопролитная борьба вновь возобновилась.

 

При Владимире Русь продолжала поддерживать широкие международные связи. Мать Владимира была византийской царевной. Жена Гита была дочерью англосаксонского короля Гарольда, убитого при Гастингсе в 1066 г. Его сестра стала женой императора ”Священной Римской империи” Генриха lV. При Владимире Мономахе монахом Киево- Печерского монастыря Нестором был составлен наиболее ранний из дошедших до нас сводов русской летописи” Повесть временных лет". Ее основу составили не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, византийские хроники, древние предания, тексты Священного писания, церковные поучения и сказания. К началу XII в. относится также ”Сказание о Борисе и Глебе” неизвестного автора. Оба брата оказались жертвами княжеских усобиц, раздиравших Русь. В историю они вошли как страстотерпцы[5] и первые святые, канонизированные Русской Православной Церковью. Постепенно их образ, связанный с призывами к единству и прекращению вражды, превратился в покровителей всех русских князей.

 

Начать же свое княжение в Киеве Владимиру Мономаху пришлось с подавления народного выступления и восстания закупов. Восставшие были недовольны размером предпринимательского кредита. Брать большие проценты под кредит на Руси считалось поступать не по-божески. В соответствии с христианскими нормами долги вообще надо прощать, поэтому ростовщичеством в Киеве часто занимались пришлые люди. Нередко это были иудеи, так как их вера не запрещала этой формы предпринимательства. В Киеве существовали многочисленные колонии хазарских иудеев, отличавшихся от ортодоксальных иудаистов и более ассимилированных к славянской среде.

Они ссужали деньги в рост под огромные проценты, что нередко приводило к столкновению с должниками. В 1 1 13 г. произошло восстание закупов, которые громили дома бояр, владения тысяцкого и лавки евреев-ростовщиков, взимавших высокие проценты и торговавших по спекулятивным ценам предметами первой необходимости. Киевляне требовали от князя выселения иудеев.

Владимир Мономах не согласился с этим требованием, но вынужден был пойти на уступки и приступить к разработке соответствующего законодательства.” Правда Ярослава“ приравнивала положение новгородских купцов к киевским и устанавливала взимание штрафа за нарушение этого порядка.” Правда Ярославичей” дополнялась статьей о сборе налогов с торговли.” Устав Владимира Мономаха", ставший частью” Русской Правды”, ограничивал взимание процентов ростовщиками, улучшал правовое положение купечества, укреплял юридическую основу кредитных операций. “Устав о закупах“ четко определял их права и обязанности, регламентировал обращение полузависимых людей в полное рабство. Принятый” Устав о резах[6]” предписывал ограничить сумму процента, выплачиваемого по кредиту, до 20% в год. Взявший долг из 50% годовых обязан был платить эти проценты только два года, а на третий делался свободным от всякого долга. Этот документ осуждал и запрещал ростовщичество как разновидность паразитического предпринимательства. Однако принятые меры оказались не очень эффективными. “История Российская” В. Н. Татищева упоминает о новом восстании с такими же требованиями в 1 124 г. На княжеском съезде было принято решение о выселении хазарских иудеев.

 

Владимир Мономах после смерти оставил своему сыну Древнерусское государство в относительном порядке, решив половецкую и ростовщическую проблемы. Мстислав Великий (1 25 - 1 32 гг.), будучи талантливым человеком, продолжал править единым государством и даже расширил его территорию. За свои добродетели он был канонизирован Русской Православной Церковью. После смерти Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества, превратившись в конфедерацию самостоятельных государств. Число самостоятельных земель постоянно росло. В середине XII в. их было 15, в начале XIII в. - около 50, в XlV в. - примерно 250.

Удельная раздробленность не была национальным русским явлением. Этот объективный процесс не обошел практически ни одно европейское государство, причем в те же сроки, что Русь. Распадается на самостоятельные уделы Польша. Франция дробится на десятки самостоятельных владений, в которых и слышать не хотят о короле, особенно на юге. Феодальная раздробленность была закономерным явлением в истории многих стран и знаменовала собой новую форму государственности. Она обусловливалась рядом причин разнообразного характера. К причинам, вызвавшим удельную раздробленность на Руси, можно отнести следующие:
кризис старых институтов власти; родовой принцип наследования вступил в противоречие с установлением принципа майората[7]; прогресс в области сельского хозяйства - распространение пахотного земледелия, совершенствование орудий труда; натуральный характер древнерусской экономики. Наличие замкнутых в экономическом и торговом отношении феодальных вотчин создавало самодостаточные и самообеспечивающиеся хозяйственные единицы, приспособленные к изолированному существованию.

При условии отсутствия серьезных политических причин к созданию единого государства, как это произошло в XIV в., мало включенные во внешние факторы развития хозяйственные единицы оказались способными создать благоприятные условия для распада единого государства на отдельные княжества и земства;
усиление роли бояр. Дальнейшее развитие феодального землевладения привело к возникновению не только княжеского, но и боярского землевладения, боярских вотчин. Боярство превращалось из военной элиты (дружинников) в землевладельцев. Шел процесс” оседания дружины на землю”. В финансовой сфере он сопровождался превращением дани в ренту, которая взимается собственником земли с тех, кто на ней проживает и ею пользуется. Княжеские ”жалованные грамоты“ способствовали усилению боярских вотчин, так как освобождали их от налогов и предоставляли им большую независимость от государства, а также возможность менять князя, которому боярин должен был служить. Сильные боярские вотчины вели активное наступление на общинные земли, закабаляли свободных общинников, усиливая боярскую власть на местах. Этот процесс заставлял князя быть менее динамичным, укреплять собственное княжество, а не искать новых столов; потеря Киевом статуса крупного международного центра торговли.

Упадок Арабского халифата[8] и начало крестовых походов на Ближний Восток переместили главные торгово-транспортные пути в Средиземное море, превратив в главных торговых посредников между Европой и Азией итальянские города-государства Венецию и Геную. Упадку Киева также способствовали постоянные набеги кочевников. Превращение Киева в прифронтовой город не только парализовало торговлю, но и заставило население сниматься с обжитых мест и селиться на севере и северо-востоке; распад этнической системы.

Несмотря на то, что государство населяли русские и православные, чувство этнического единства между ними значительно ослабло. Ярким примером утраты этнической комплементарности стал поступок князя Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, он отдал его на трехдневное разграбление своим ратникам[9]. Так поступали только с чужеземными городами; рыхлость государства, разнообразие традиций отдельных земель, сложность его состава в этническом и географическом отношениях.
Период удельной раздробленности отличается от периода единого государства не только наличием усобиц, а принципиально иными целями и задачами противоборствующих сторон. Единое государство превратилось в своеобразную конфедерацию отдельных княжеств, при номинальной власти великого князя киевского. Каждый отдельный князь думал не о захвате власти во всей стране, а об укреплении своего собственного княжества, обустройстве в нем жизни и расширении его территории за счет соседей.

В политическом отношении русские княжества домонгольского периода представляли собой сочетание монархического, аристократического и демократического правления. Монархический элемент представлял собой князь. Аристократический элемент был представлен советом, состоявшим из бояр. Демократический элемент управления представлен городским собранием, известным как вече. Монархический элемент особенно развивался в северо-восточной Руси. Аристократический элемент сильнее всего проявился в юго-западной Руси. Наибольшее влияние вече наблюдалось на северо-западе Руси. В XII в. наиболее усилились Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко- Волынское на западе и Новгородская земля на севере Руси.

 

 

ВНЕШНИЕ ВРАГИ РУСИ
Государственная раздробленность была отмечена экономическим и культурным подъемом русских земель, расцветом федерации княжеств, строительством храмов и княжеских теремов. Укреплялись старые и росли новые города. Их число в домонгольский период достигло 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В политическом отношении раздробленность тоже была шагом вперед, ибо подготавливала объединение Руси на новом, более высоком и прочном уровне. Вместе с тем раздробленность ослабила военную силу Руси и ее оборонную мощь. Это обстоятельство трагически сказалось на судьбе русских княжеств перед лицом внешней агрессии в XIII в.
В первый раз русские княжества столкнулись с ордами монголо-татар в 20-х гг. XIIl в. Этническая принадлежность народа-завоевателя до сих пор не совсем ясна. Скорее это был не полностью определенный народ, а объединение десятков кочевых племен. Хорошо обученный, коварный и дисциплинированный враг появился в половецких степях. Русские князья, посоветовавшись, решили придти на помощь соседям-половцам. Битва произошла на реке Калке в мае 1223 г. и закончилась поражением союзников. Причина поражения лежала в отсутствии единого главнокомандующего у союзников и в превосходстве военной организации противника над структурой княжеских дружин.
Через 14 лет хан Батый[10] начал завоевательный поход против Руси. Он длился 4 года и закончился в 1240 г. падением Киева. Монголо-татарское нашествие нанесло невосполнимое разорение русским княжествам. По подсчетам археологов, из 74 городов 49 были разорены и разрушены. В 14 жизнь больше не возобновилась, а 15 постепенно превратились в села. Ослаблением Руси поспешили воспользоваться враги на северо-западе.

 

Однако для разгрома немецких, шведских и датских захватчиков хватило мощи вооруженных сил одного Новгородского княжества под командованием талантливого полководца Александра Ярославича Невского. Монголо-татары представляли собой качественно другого противника.

Утвердившееся на Руси ордынское иго продержалось 240 лет, что соответствовало смене 8-9 поколений людей. Дискуссионным среди исследователей остается вопрос о влиянии золотоордынского ига на формирование и развитие российской государственности. В любом случае иго повлияло и на тип русского феодализма, и темпы его развития. Истребление старой знати повлекло за собой замену отношений вассалитета на подданническое подчинение. Не получило развития частное землевладение, а восторжествовал азиатский способ производства и получение земли в пользование за службу. Государство основную задачу видело в осуществлении фискальных функций - своевременного сбора денег и угнетении подданных. Именно с XIII в. после установления ордынского ига можно проследить резкое расхождение в путях исторического развития западной и восточной частей Европы, что предопределило создание самобытного централизованного Российского государства.

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ
Главным документом Древнерусского государства, регулирующим имущественные и социальные отношения, оставалась” Русская Правда“[11], созданная Ярославом Мудрым. Наряду с этим светским документом существовал церковный Устав. В ведение церкви передавалась вся сфера внутрисемейных и междусемейных отношений, которые ранее регулировались общиной в системе обычного права. Церковь также регулировала бытовые и интимные стороны жизни.

 

Новые изменения и дополнения вошли в” Русскую Правду” при детях Ярослава. Важным изменением стала замена кровной мести штрафом. Появились дополнительные статьи, касающиеся различных обид и преступлений, за которые полагались особые платежи вир[12]. При Владимире Мономахе на совете, в который вошли дружинники и тысяцкие, было принято несколько важных статей, ограждавших благосостояние жителей. В новой редакции “Русской Правды“, так называемой Пространной Правде, созданной в 20-е гг. XII в. при Владимире Мономахе, отмечается уменьшение в два раза значения куны. Период со второй половины XIl, XIII и почти весь XIV в. вошел в историю древнерусского денежного обращения под наименованием безмонетного. Отличительной особенностью этого периода стало отсутствие на рынке денег не только монет собственной чеканки, но и иностранных. Это явление представляется достаточно загадочным для XII в. Ремесло и торговля вплоть до монголо-татарского нашествия развивались активно. Общего запаса серебра для продолжения собственного чекана было достаточно даже в условиях прекращения поступления иностранного серебра и отсутствия собственных разработок. Основной причиной наступления безмонетного периода можно считать удельную раздробленность государства, уничтожившую единую экономическую и политическую основу организации монетного производства.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: