Величайшие произведение мирового искусства

Биография

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс, а в следующем году у пары рождается первенец — Корней. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита и двое младших сыновей — Питер и Ян. Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре», что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. В пользу этой гипотезы говорит и глубокое знакомство художника с богословием, утонченная и искусная трактовка евангельских сюжетов, характерные для его работ.

Портрет Рогира ван дер Вейдена, художника - неизвестный гравёр

 

 

Творчество

Львиная доля алтарных творений бельгийского маэстро демонстрирует трагические сюжеты Священного Писания. Раннему творчеству ван дер Вейдена еще не свойственно серьезное увлечение пространственной составляющей полотна. В творениях того периода живописец нередко обращается к монохромно-гризайльной технике, что имитирует резьбу. Вместе с тем, Рогир ван дер Вейден знаменит и как портретист. В большинстве своем художник запечатлевал образы людей высшего сословия. Образная интерпретация таких картин выражает господствующее желание раскрыть физический и духовный аристократизм личности. Изображая женщин, Рогир ван дер Вейден использует кардинально новый подход, стремясь акцентировать все внимание на грациозности и красоте модели. Он преподносит женщин, как образец чистоты, свежести, подчеркивает женственность каждой портретируемой.

Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей ее глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью.

«Святой Лука рисует портрет Девы Марии» Рогир ван дер Вейден

Оригинальное название: Der hl. Lukas zeichnet die Madonna

Дата: 1435 - 1440

«Портрет молодой женщины в головном уборе» Рогир ван дер Вейден

Дата: 1435

«Погребение Христа» Рогир ван дер Вейден

Дата: c.1460 - c.1463

«Триптих Пьера Бладелина» Рогир ван дер Вейден

Дата: 1445 - 1450

 

 

Величайшие произведение мирового искусства

Картина ван дер Вейдена «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. Картина принадлежит началу брюссельского периода, грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя. Данная работа была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена и первоначально находилась в городской часовне, однако, впоследствии перешла во владение к сестре Карла V и в итоге оказалась в музее Прадо. О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела ее Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Кроме этого, Рогир отказался от изображения обычно живописного в произведениях на данную тему фона, сосредоточив внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста. Смотря на алтарь, нельзя не отметить особую одухотворенность персонажей, точность и силу эмоциональной передачи, которую сообщает Мастер своей работой.

Рогир ван дер Вейден «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: