Основные исследовательские подходы

· Мотивационный подход. В его основе лежит идея противоборства несовместимых намерений, целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Своим оформлением мотивационный подход во многом обязан ставшим ныне классическими исследованиями М.Дойча по изучению влияния кооперативного и конкурентного поведения на групповом процессе. Изучение конкурентного поведения дает основной массив эмпирических данных, относящихся в рамах данного подхода к характеристикам внутригруппового конфликта.

· Когнитивный подход. В рамках этого подхода речь идет о так называемом когнитивном конфликте (когнитивной стороне конфликта). Его возникновение и редукция обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий.

· Деятельностный подход. В диссертационной работе Т.А.Полозовой уровень развития группы как коллектива, степень эффективности совместной деятельности рассматриваются в качестве ведущего фактора возникновения и последующего протекания внутригруппового конфликта. Автор выделяет два типа конфликтов: предметно-деловые и личностно-прагматические. На основании полученных данных делается вывод о том, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов и, кроме того, с ростом эффективности совместной деятельности увеличивается количество внутригрупповых конфликтов, имеющих своим субстратом предметно-деловые разногласия.

· Организационный подход. Ряд моделей организационного конфликта, пользующихся довольно широкой известностью сред специалистов в области психологии управления, предложил в свое время Л. Понди. Разработанные им теоретические конструкты («конфликт переговоров», «бюрократический конфликт», «системный конфликт») приложимы к описанию конфликтов, отражающих соперничество сторон за обладание дефицитными ресурсами, развертывающихся на уровне высшего управленческого аппарата, в вертикальном и горизонтальном срезах внутриорганизационных отношений.

 

Каковы функции и разновидности социальных конфликтов?

Функции социальных конфликтов

Позитивные функции:

  • информация о социальной напряженности в обществе;
  • получение новой информации в ходе столкновения;
  • конфликт выполняет роль сплочения группы;
  • формирование новых форм поведения и ценностей;
  • снятие напряжённости.

Негативные функции:

  • формирование стрессовых ситуаций;
  • разрушение организации в обществе;

Виды социальных конфликтов

По сферам общественной жизни
  • экономические (производственные)
  • политические
  • этнические
  • семейно-бытовые
По характеру развития
  • преднамеренные
  • спонтанные
По влиянию на ход развития общества
  • прогрессивные
  • регрессивные
По типу отношений
  • внутри- и межсистемный
  • внутри- и межличностный
  • внутри- и межгрупповой
  • внутринациональный
  • международный
По использованным средствам
  • насильственные
  • ненасильственные
По длительности
  • долгосрочные
  • краткосрочные
  • разовые
  • затяжные
  • повторяющиеся
По объему
  • глобальные
  • национальные
  • локальные
  • региональные
  • групповые
  • личные
По источнику возникновения
  • объективные
  • субъективные
  • ложные
По форме
  • внутренние
  • внешние

 

В чем проявляется механизм социального конфликта?

Механизм институционализации социального конфликта. Институционализация означает такой процесс, в ходе которого социальным конфликтам дается «прописка» в обществе, т. е. они рассматриваются не как патология, а как норма. Естественно, что в демократическом обществе «прописываются» не вообще все конфликты, а только такие, которые не способны нанести серьезных негативных последствий. Подобные конфликтные проявления разрешены законодательно и обеспечиваются функционированием ряда социальных структур: профсоюзов, арбитражных судов, политический партий. Возникновение любого конфликта должно служить сигналом структурам социального управления о неблагополучии общественных отношений.

 

Каковы основные формы выражения конфликтов?

Скрытая форма — это состояние неудовлетворенности, внутреннего несогласия с действиями, решениями руководителя, актива, что может проявляться в формальном исполнении требований, равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива, интригах.

Открытая форма может быть активной и пассивной. К активным формам проявления конфликта относят открытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы неподчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аффективные действия. Пассивная форма выражается в сознательном уходе в мир фантазий, в наркомании, алкоголизме.

Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участников конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, вида конфликта, специфики деятельности коллектива, от стиля управления коллект ивом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: