Россия и страны ближнего зарубежья

Ключевая важность отношений с этими странами определяется новым геополитическим положением России. После распада Советского Союза европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Чёрному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Российская Федерация оказалась оттеснённой от Европы и Средней Азии; концевые участки некогда единой советской системы сухопутных транспортных линий остались преимущественно на территории новых независимых государств.

Уже один этот геополитический фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Только совместными усилиями можно было найти решение и множества других неотложных проблем, вызванных к жизни внезапным исчезновением с политической карты мира СССР. Благоприятный фон для поиска этих решений создало то фундаментальное обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик (кроме стран Балтии) вошло в состав Содружества Независимых Государств.

Перед лидерами провозглашённого в декабре 1991 г. Содружества стояли три важнейшие задачи. Первая — обеспечить условия для мирного политического и экономического размежевания бывших союзных республик. Вторая задача заключалась в формировании основ новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые бы учитывали интересы всех участников Содружества, способствовали выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства. Третья задача предполагала принятие мер к интеграции государств — членов СНГ. В 1992 г. был принят Устав СНГ, учреждены центральные органы: Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств.

Оперативно принятые в рамках Содружества решения облегчили для многих людей жизненные тяготы государственного размежевания ещё недавно единой страны. В их числе договорённости по безвизовому режиму перемещения граждан, по почтовой связи, полётам воздушных судов и движению железнодорожных поездов, по признанию дипломов и свидетельств об образовании, трудовом стаже, по пенсиям и др. Завершился раздел между новыми суверенными государствами Вооружённых сил бывшего СССР с сохранением статуса ядерной державы только за Российской Федерацией. Весной 1992 г. в Ташкенте шестью странами СНГ (Россией, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном) был заключён Договор о коллективной безопасности. На его базе был создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. С помощью российских войск были погашены очаги острого вооружённого противоборства в Молдавии, Азербайджане, Грузии и Таджикистане.

Заботы о формировании суверенной государственности, обустройстве границ, ликвидации военных конфликтов оттеснили в первые годы после распада СССР на второй план вопросы сохранения и укрепления экономических связей, издавна объединявших территории вновь образованных государств СНГ. Между тем эти вопросы объективно выдвинулись в число наиболее актуальных. К 1992 г. зависимость бывших союзных республик от взаимных поставок готовой продукции и сырья достигала в среднем 50 % и лишь для России, унаследовавшей от СССР две трети промышленного потенциала и более половины сельскохозяйственных угодий, составляла 18 %. Разрушение единого, складывавшегося десятилетиями народно-хозяйственного комплекса серьёзно усугубило экономический кризис во всех государствах СНГ.

Необходимость формирования общего экономического пространства, установления всесторонних связей в хозяйственной сфере привела в сентябре 1993 г. к подписанию договора о создании Экономического союза девятью из двенадцати государств Содружества. Несколько позже его полноправными участниками стали Грузия и Туркменистан, а Украина присоединилась к союзу в качестве ассоциированного члена. В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В январе следующего года был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. стал ядром новой международной организации — Евразийского экономического сообщества. В июле 2011 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашение, по которому все виды государственного контроля (таможенного, транспортного, ветеринарного, санитарного), за исключением пограничного, были перенесены на внешнюю границу этих стран.

Наряду с экономическим сотрудничеством страны СНГ развивали свои отношения и в военно-политической области — на базе Договора о коллективной безопасности 1992 г. Большинство стран СНГ вошло в Объединённую систему противовоздушной обороны. На заседании Совета глав государств — участников Содружества в июне 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В конце 1997 г. лидеры России и Украины подписали соглашение о разделе Черноморского флота и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, разработка которого велась с 1991 г. Заметнее всего интеграционные процессы проявились в отношениях России и Белоруссии. В 1997 г. был заключён Договор о Союзе двух государств. Возникли первые наднациональные органы: Высший совет в составе двух президентов, Исполнительный комитет и Парламентское собрание Союза. При этом страны-союзницы сохраняли государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свои Конституции. В декабре 1999 г. был сделан новый шаг на пути сближения Российской Федерации и Республики Беларусь — подписан Договор о создании Союзного государства. Но до сего времени он не получил подкрепления реальными делами. В частности, с большими трудностями стороны столкнулись в решении вопроса о введении единой валюты.

В середине первого десятилетия нового века прочность Содружества подверглась серьёзным испытаниям. В ряде стран СНГ произошли так называемые «цветные революции»: «революция роз» в Грузии (весна 2004 г.), «оранжевая революция» на Украине (конец 2004 — начало 2005 г.), «революция тюльпанов» в Киргизии (март 2005 г.). Под символикой этих цветов сплотились оппозиционные силы, заявившие о фальсификации официальными властями итогов выборов грузинского парламента, президентов Украины и Киргизии. В столицах данных государств состоялись массовые народные выступления, организованные оппозицией. В результате к власти пришли новые политики. Двое из них, занявшие посты президентов Грузии и Украины, тут же поставили под сомнение курс на сближение с Россией и заявили о своей решимости вступить в НАТО и Европейский союз.

Учитывая резко негативное отношение России к расширению НАТО за счёт стран СНГ, руководство этого военного блока в целом заняло выжидательную позицию, тем более что политическая ситуация на Украине и особенно в Грузии отличалась большой нестабильностью. В Грузии бывшие автономные образования советской эпохи (Абхазская автономная республика и Южно-Осетинская автономная область) ещё в начале 1990-х гг. заявили, опираясь на волеизъявление своих граждан, о выходе из состава Грузии и создании собственной государственности. Попытка Тбилиси решить этот вопрос в 1993 г. силовым путём провалилась, вызвав взаимное ожесточение сторон. Это обстоятельство не помешало США и ряду других стран приступить к широкомасштабному перевооружению грузинской армии по натовским стандартам.

8 августа 2008 г. по приказу президента Грузии М. Саакашвили части регулярной грузинской армии внезапно вторглись на территорию Южной Осетии. В течение пяти дней кровопролитных сражений погибли сотни мирных жителей республики и российских миротворцев, которые находились там по договорённости с грузинским президентом. Руководство России оперативно, используя вооружённую силу, помогло местным отрядам самообороны отразить агрессию и тем самым спасти осетинский народ от откровенного геноцида. Вскоре последовал указ Президента РФ Д. А. Медведева о признании Российской Федерацией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси заявил о разрыве дипломатических отношений с Москвой и выходе Грузии из СНГ.

Однако и в этих условиях российское руководство не отказывается от одного из основных приоритетов Концепции внешней политики РФ: развития многосторонних связей с государствами Содружества, укрепления с ними добрососедских отношений и стратегического партнёрства в решении насущных задач международной жизни. При этом подчёркивается, что Россия во главу угла ставит обеспечение своих национальных интересов, в том числе защиту прав многих миллионов соотечественников в странах ближнего зарубежья.

 

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: