Модели биматричных игр, к которым плохо применима теория Нэша

 
Аm\Bn В1 В2
А1 (-1,-1) (-10,0)
А2 (0,-10) (-6,-6)

 


  1. Проблема узника.

Игра 2х2.

       Два узника находятся в разных камерах,

       Обвиняются в одном преступлении.

       Интерпретация стратегий:

       А1 В1 – кооперативная стратегия – молчать.

       А2 В2 – некооперативная стратегия – давать показания на другого.

А2 А1 и В2 В1 вторые стратегии доминируют, и ситуацией равновесия будет А2 В2 = (-6, -6), но точка (-1, -1) более выгодна.

Аm\Bn В1 В2
А1 (5,5) (2,7)
А2 (7,2) (3,3)

 

           

  1. Конкурирующие фирмы.

А1 В1 – сохранение уровня цен.

       А2 В2 – снижение цен.

По теории Нэша:

А2 А1 и В2 В1, следовательно ситуацией равновесия будет

А2 В2 = (3, 3), но лучше точка А1 В1 = (5, 5).

 
Аm\Bn В1 В2
А1 (2,1) (-1,-1)
А2 (-5,-5) (1,2)

 


  1. Семейный спор.

А – муж.

В – жена.

А1 В1 – пойти на футбол.

       А2 В2 – пойти в театр.

       В данном случае получаем две ситуации равновесия

(2,1) – А1 В1 и (1,2) – А2 В2

, но они неравноценны.

 

Эти игры неразрешимы в смысле Нэша.

 



Рефлексивные игры.

 

       В данном классе игр противники строят модели поведения друг друга.

 
Аi\Bj В1 В2
А1 (5,5) (2,7)
А2 (7,2) (3,3)

 


Игрок А начинает рассуждать за В.

 

 

 Матрица принимает следующий вид:

 
Аi\Bj В1 В2 В3+ В4-
А1 (5,5) (2,7) (5,5) (2,7)
А2 (7,2) (3,3) (3,3) (7,2)

 

 

 


       В рефлексивной игре выигрывает тот игрок, у которого ранг рефлексии больше на единицу. Если ранг рефлексии больше более чем на единицу, то исход не ясен.

 

Пример:

В фирме есть два отдела: П – производственный

                                           Т – транспортный.

Доход П от выпуска 1 машины = a.

Затраты Т на перевоз 1 машины = c.

Если продукт не вывозится, то затраты на хранение = b, и они делятся пополам между П и Т.

       В общем виде матрица игры имеет вид:

 
Пij Т1(4) Т2(7) Т3(8) Т4(11)
П1 (5 машин) (4a – b/2, -4c – b/2) (-5a, -7c) (5a, -8c) (5a, -11c)
П2 (10 машин) (4a – 3b, -4c – 3b) (7a – 1,5b, -7c – 1,5b) (8a - b,     -8c - b) (10a, -11c)

 

 

 


Необходимо выяснить, что рекомендовать Производственному отделу.

Пij Т1(4) Т2(7) Т3(8) Т4(11) min
П1 (5 машин) 37, -11 50, -14 50, -16 50, -22 37
П2 (10 машин) 22, -26 61, -23 74, -22 100, -22 22

 

Пусть a = 10, b = 6, c =2.

 

 

Воспользуемся методом maxmin.

Если П и Т – враги, то рекомендуется стратегия П1, так как 37 –гарантированный выигрыш больше чем 22.

Но поскольку П и Т это отделы одной фирмы, П рекомендуется выбрать стратегию П2. В этом случае Т выберет Т3 или лучше Т4, и выигрыш П будет 74 или 100.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: