Состав физической и духовной культуры

Культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение.

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом. 

Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

 

Рассмотрим состав физической культуры:

• культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);

• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);

• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

 

Рассмотрим состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

 

Следует обратить внимание, что к понятию "духовная культура" относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой "вертикальное сечение" культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

 

 

 

 

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Физическая культура - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности.

Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическое здоровье человека – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием является его энергопотенциал – возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать её и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием его органов и систем. Оно является фундаментальной составляющей здорового образа жизни. Если хорошо работают все физиологические системы то и весь организм человека в целом, являющийся саморегулируемой системой, правильно функционирует и развивается. Базовыми критериями физического здоровья являются состояние сердечнососудистой системы, дыхательной и иммунной, показатели деятельности этих систем имеют отношение не только к здоровью человека. От них напрямую зависит его жизнь. Духовное здоровье - зависит от системы его мышления отношения к людям, событиям ситуациям, своему положению в обществе. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие. А так же вести себя в различных условиях с учетом необходимости возможности и желания, с учетом необходимости, возможности и желания. В подавляющем большинстве случаев болезни развиваются на основе духовной неудовлетворенности. Она вызывает в сознании отрицательные психические процессы, которые разрушают физическое здоровье человека и провоцирует появлении болезней. Переживание, неудовлетворение, раздражение, указывает на непорядок с психическим здоровьем. Путем различных мероприятий можно восстановить утраченное психологическое равновесие. Причинные переживаний и неудовлетворенности находятся в сфере духовного здоровья, где тон задают побуждения. И пока человек не проработаю побуждения, которые заставляют его волноваться желаемого здоровья. Духовное здоровье, в отличии от психического, восстанавливается путем размышления над теми или иными побуждениями и принятия на основе этого размышления иных способов действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: