Анализ ДТП по причинам их совершения

Проблема установления причин возникновения ДТП является наиболее сложной. Многочисленные исследования свидетельствуют, что каждое ДТП обусловлено не менее чем двумя-тремя одновременно действующими причинами.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на:

- происшествия, возникшие по вине людей (водителей; пассажиров; лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.);

- происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнения, обвал, землетрясение и тому подобное), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникает в результате нарушения ПДД водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а так же вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Анализ статистики отчетных ДТП в целом по России позволяет привести примерное соотношение причин ДТП, сохраняющееся уже многие годы.

Нарушение Правил дорожного движения в РФ:

- водителями - 74-77%;

- пешеходами - 25-30%;

- неудовлетворительные дорожные условия и недостатки в организации дорожного движения - 1,5-3%;

- техническая неисправность транспортных средств - 1,5-3%.

    Статистические данные анализа ДТП по их причинам на ул. Ген. Плиева за 2016-2018 гг. приведены в таблице 1.5.

 

Таблица 1.5- Динамика причин ДТП на ул. ген. Плиева за 2016-2018 гг.

Причины ДТП

2016 г.

2017г.

2018г.

В среднем за 3 года

1

Неправильный выбор дистанций

1

1

-

1

2

Пешеход в состоянии алкогольного опьянения

-

1

-

1

3

Не предоставление преимущества в движении

1

2

1

1

4

Неподчинение пешехода сигналам регулирования

-

1

1

1

5

Несоблюдение правил перевозки грузов

-

1

-

1

6

Превышение установленной скорости

2

2

1

2

7

Выезд на полосу встречного движения

2

1

1

1

8

Не соблюдение требований дорожных знаков или разметки

-

1

1

1

9

Неожиданный выход пешехода из-за транспортного средства

1

1

-

1

10

Переход проезжей части вне пешеходного перехода

1

1

-

1

11

Несоблюдение правил стоянок и остановок

1

-

-

1

12

Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения

-

1

-

1

13

Несоблюдение правил перевозки пассажиров

-

-

1

1

14

Нарушение водителями ТС требований сигналов светофора

1

-

1

1

15

Нарушение правил проезда пешеходного перехода

1

-

1

1

16

Неожиданный выход из-за стоящего тр.ср.

-

1

-

1

 

 

На рис. 1.5 представлен сравнительный анализ ДТП по причинам их совершения на основе данных таблицы 1.5 за  2018 год.

 

Рисунок 1.5- Сравнительный анализ ДТП по причинам их совершения на ул. Ген. Плиева за 2016-2018 гг.

 

Из таблицы 1.5. и рис.  1.5 видно, что основная причина ДТП на ул. Ген. Плиева - это нарушения, допускаемые водителями. Таким образом, к числу наиболее чаще встречаемых нарушений относим следующие:

- превышение установленной скорости движения;

- выезд на встречную полосу;

- неправильный выбор дистанции;

- проезд на запрещающий сигнал светофора;

- нарушение правил проезда пешеходного перехода.

При анализе нарушений водителями Правил дорожного движения необходимо учитывать, что действительное распределение видов нарушений в общем, количество их должно значительно отличаться от зарегистрированного органами ГИБДД и автотранспортными предприятиями и приближаться к распределению причин ДТП.

Такое положение может быть объяснено тем, что контроль на улицах и дорогах г. Владикавказа за соблюдением водителями ПДД проводится недостаточно. Причины этого - сложность контроля в темное время суток, трудности контроля скорости движения, соблюдение правил обгона и ряд других.

Здесь вопрос надо рассматривать не с точки зрения поиска путей оправдания водителей, а с точки зрения выявления всех обстоятельств нарушения. Улицы и дороги должны принимать водителей с самым разным уровнем подготовки: от впервые севших за руль, до самых опытных и квалифицированных.

Большая разница в квалификации водителей и в способности к восприятию и оценке дорожных условий частично возмещается тем, что каждый водитель сам выбирает скорость движения. От скорости движения в значительной степени зависит психофизиологическая нагрузка водителей. Одним из показателей этой нагрузки является частота осмотра дорожной обстановки и отбора необходимой информации. Начинающие водители имеют очень низкий темп осмотра, так как они значительное время затрачивают на оценку важности поступающей информации, в то время как у опытных водителей такая оценка не занимает много времени и поиск нужной информации значительно эффективнее. Для новичка визуальный поиск является долее активным и менее целенаправленным, а время реакции более продолжительным. Для опытного водителя визуальный поиск, в общем, менее активен, а время реакции много короче, так как процессы в центральной нервной системе протекают быстрее.

С увеличением возраста процессы в ЦНС  (Центральная нервная система) замедляются, время реакции у водителя увеличивается, но это увеличение происходит постепенно в течение многих лет и компенсируется изменениями в скорости езды и накопленным опытом.

Усталость замедляет процессы, происходящие в ЦНС, так же значительно быстрее, чем возраст, но усталость имеет много вполне очевидных симптомов, на основании которых водитель может принять решение снизить скорость.  

К сожалению, уменьшение скорости снижает только часть нагрузки по вождению, так как остальная часть зависит от поведения других участников движения, а так же от внезапных изменений дорожной обстановки (освещённости, направление дороги, коэффициента сцепления, расстояние видимости).

Возраст и пол водителей являются важными характеристиками, которые должны учитываться при выдаче водительских прав и при других видах контроля водителей.

Число зарегистрированных ДТП и нарушений ПДД уменьшается с возрастом водителя. Если принять во внимание степень подверженности риску, то окажется, что у молодых и пожилых водителей талоны предупреждений в худшем состоянии, чем у водителей среднего возраста. Возрастные различия сказываются и на видах допускаемых нарушений.

На время реакции водителя чрезвычайно большое влияние оказывает предварительная информация о предстоящей смене дорожной ситуации. К сожалению, уровень культуры нашего водителя оставляет желать лучшего, и часто невнимательность и спешка приводят к плачевным последствиям.

Из таблицы 1.5. и рисунка 1.5 можно заметить, что второй причиной возникновения ДТП является нарушения ПДД пешеходами. К числу таких нарушений, которые в последствии, послужили причиной ДТП относим следующие:

- переход через проезжую часть в неположенном месте;

- неожиданный выход из-за ТС;

- нетрезвое состояние;

- неожиданный выход из из-за стоящего ТС

- неподчинение сигналам регулирования.

    Из статистики усматривается, что несчастные случаи с пешеходами на улице Ген. Плиева чаще всего являются следствием перехода через проезжую часть в неустановленном месте. Наезд происходит в результате технической невозможности полной остановки автомобиля до пункта конфликта. Показательна высокая опасность нерегулируемых перекрёстков и остановочных пунктов общественного транспорта. Объясняется она затруднительной видимостью пешеходов водителями. Пешеходы оказываются на проезжей части под прикрытием неподвижных транспортных средств, (автомобилей, ожидающих проезда через перекрёсток, или общественного транспорта, стоящего на остановочном пункте) либо водитель не в состоянии своевременно увидеть пешехода из-за необеспеченного на перекрёстке треугольника видимости.

1.2.3. Анализ ДТП по месяцам года

На основании статистических данных, собранных в ГИБДД о времени момента происхождения ДТП, составлена таблица 1.6 "Распределение ДТП по месяцам времени года по ул. Ген. Плиева".

Согласно статистическим данным таблицы 1.6 также составлен график анализа ДТП по месяцам года, который представлен на рис. 1.6.

 

 

Таблица 1.6. Распределение ДТП по месяцам времени года по ул. Ген. Плиева

Месяц

2016 год

2017 год

2018 год

В среднем за         3 года

Январь

2

3

2

2

Февраль

1

2

2

2

Март

1

-

-

1

Апрель

-

1

-

1

Май

-

-

1

1

Июнь

-

1

-

1

Июль

-

-

1

1

Август

1

-

-

1

Сентябрь

-

1

-

1

Октябрь

1

1

-

1

Ноябрь

3

2

1

2

Декабрь

2

3

1

2

 

Рисунок 1.6- Анализ ДТП по месяцам года на ул. Ген. Плиева за 2016-2018 гг.

Исходя из данных представленных в табл.1.6  и рис. 1.6 можно сделать вывод о том, что наибольшая доля ДТП в году приходится на период с конца осени и до середины зимы. Это объясняется, во-первых, наличием высокой интенсивности транспортных средств, в отличие от середины и концом зимнего периода, когда некоторые водители из-за обильных снегопадов не выезжают на своих автомобилях. Во-вторых, наличием неблагоприятных климатических условий: этот период характеризуется значительным сокращением светлого времени суток, понижением температуры воздуха и во многих районах сильными снегопадами. Особенно сложные условия движения возникают в районах с длительным периодом отрицательных температур воздуха. В этом случае существенно меняется характеристика всего комплекса ВАДС. Так, у автомобилей может быть нарушен тепловой режим, и это снижает их динамические качеств; ограничивается эффективность обогрева лобового стекла. Водитель при охлаждении тела более быстро утомляется и более подвержен ослеплению в темноте, а при применении громоздкой теплой одежды он менее подвижен. Наиболее уязвимым элементом комплекса ВАДС в этот период является дорога: из-за появления снежного покрова и ее обледенения. Проезжая часть дорог сужается, вследствие образования снежных валов. Движение по дорогам с низким коэффициентом сцепления увеличивает вероятность ДТП.

    Опасность обледенения дороги заключается не только в увеличении тормозного пути автомобилей, но и в значительной более частой потере поперечной устойчивости при экстренном торможении.  Для обеспечения безопасности и оптимальной скорости автомобильных перевозок в зимнее время необходимы следующие дополнительные меры, предупреждающие и компенсирующие снижение эффективности системы ВАДС, которые должны выполняться транспортными и дорожными организациями совместно со специалистами по ОДД:

- очистка дорог от снега;

- предупреждение обледенения дороги и борьба со скользкостью дорожного покрытия;

- предупреждение опасного ухудшения видимости на дорогах из-за образования снежных валов;

- применение дополнительных средств информации и зрительного ориентирования водителей, предупреждающих о наиболее сложных условиях движения, включая и ограничение скорости движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: