Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств

. Методы обучения двигательным действиям

В зависимости от сложности двигательному действию можно обучать как в целом, так и по частям.

Метод разучивания в целом предусматривает изучение упражнения целиком, без расчленения его на составные части. Данный метод используется:

1. При разучивании сравнительно несложных двигательных действий.

2. При достаточно высокой физической и технической подготовке учащихся.

3. Когда нельзя расчленить двигательное действие без искажения основ техники.

4. При совершенствовании ранее изученных упражнений.

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в единое целое. Этот метод используется при условии, если разучиваемое движение достаточно сложное и поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения всего движения (например, разучивание гимнастической комбинации на снарядах и др.).

Для облегчения усвоения техники сложных движений используются подводящие упражнения, не отличающиеся по технике исполнения от элементов расчлененного двигательного действия. Они должны иметь законченную форму и быть доступными для учеников.

3.3.2. Методы развития физических качеств

Методы строго регламентированного упражнения, направленные на воспитание физических качеств, представляют собой варианты сочетания различных форм внешней нагрузки и отдыха.

Нагрузка – это количественная мера воздействия физическими упражнениями на организм занимающихся. Величина нагрузки прежде всего зависит от ее объема и интенсивности.

Объем нагрузки – это суммарное количество выполняемой физической работы (например, бег в течение 10 минут).

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физическими упражнениями на организм человека в каждый данный момент. Критериями интенсивности внешней стороны нагрузки служат скорость передвижения (в беге, лыжных гонках, плавании и др.), темп игры в спортивных играх и др. В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки служат частота сердечных сокращений (ЧСС), величина энергозатрат в единицу времени и др.

По величине воздействия на организм занимающихся физические нагрузки подразделяются на малые (пульс до 130 уд./мин.), средние (пульс 131-155 уд./мин.), большие (156-175 уд./мин.), максимальные (176-190 и выше уд./ мин.).

По характеру мышечной работы физические нагрузки могут быть стандартными и переменными. Стандартные нагрузки характеризуются постоянством интенсивности мышечной работы в каждый данный момент упражнения. При переменных нагрузках интенсивность мышечной работы изменяется (как в сторону повышения, так и в сторону уменьшения).

Физические нагрузки всегда должны сочетаться с отдыхом. Различают три вида интервалов отдыха: ординарные, жесткие и экстремальные.

Ординарным (полным) называется такой интервал отдыха, который гарантирует к моменту повторной нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Жесткий интервал отдыха характеризуется тем, что повторная нагрузка приходится на состояние неполного восстановления работоспособности организма занимающихся.

Экстремальным называют такой интервал отдыха, при котором очередная нагрузка совпадает с периодом повышенной работоспособности и когда у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению очередного упражнения.

По своему характеру отдых может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной мышечной деятельности) и активным (переключение на физическую работу меньшей интенсивности, отличную от той, какая вызвала утомление), например, после бега – спокойная ходьба.

Для воспитания физических качеств используются следующие методы:

1. Равномерный (стандартный) – метод, который характеризуется непрерывным, длительным выполнением упражнения с постоянной интенсивностью (например, длительный равномерный бег, гребля, плавание и др.). Физическая нагрузка пси этом не должна превышать 70% от максимальной интенсивности (130 – 150 серд. сокр. в мин.). Длительная непрерывная работа оказывает благотворное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем и развивает качество обшей выносливости.

2. Переменный метод характеризуется изменением нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, изменение скорости бега на дистанции 400 м.; 100 м. в 1/2 силы + 100 м. в максимальном темпе + 100 м. свободно + 100 м. в 3/4 силы). Физическая нагрузка при этом может значительно изменяться (от максимальной до минимальной и наоборот). С помощью данного метода развивается общая и скоростная выносливость и воспитываются волевые качества.

3. Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности (например, повторное пробегание повторных отрезков дистанции с околопредельной скоростью и с полными интервалами отдыха). Задачи, решаемые повторным методом: воспитание силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости и др.

В практике встречается несколько вариантов повторного метода. Например, в циклических упражнениях часто встречаются следующие варианты:

а) с постоянной длиной тренировочных отрезков (7 х 100 м.);

б) с постепенно увеличивающейся длиной отрезков (200+400+600+800 м.);

в) с постепенно уменьшающейся длиной отрезков (800 + 600 + 400 м.);

г) с постепенным увеличением, а затем уменьшением длины отрезков (200 + 400 + 600 + 400 + 200 м.).

4. Интервальный метод. Его сущность заключается в том, что во время многократного выполнения упражнения интенсивность должна быть высокой (160-180 серд. сокр. в мин.). Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120-140 уд./мин., т. е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть как активным, так и пассивным, упражнения выполняются сериями (например, 7 х 200 м.).

С помощью данного метода достаточно быстро развиваются качества обшей и специальной выносливости.

Рассмотренные выше методы в практике физического воспитания зачастую комбинируются, образуя как бы производные от них методы (например, метод стандартно-интервального упражнения, переменно-интервального упражнения и др.). Такие комбинации существенно увеличивают возможности воздействия на различные функциональные свойства организма занимающихся и расширяют круг развития разнообразных физических качеств.

5. Круговой метод (или метод круговой тренировки). Основу круговой тренировки составляет серийное выполнение упражнений «на станциях», расположенных в спортивном зале или на спортивной площадке по замкнутому контуру в виде круга.

На «станциях» (а их количество может колебаться от 6 до 10) выполняется какое-то одно упражнение, как правило, довольно простое и хорошо разученное (например, приседание со штангой, подтягивание на перекладине, сгибание, разгибание рук в упоре лежа и др.). Число повторений упражнения на каждой «станции» устанавливается индивидуально для каждого ученика.

В одном занятии «круг» проходится от одного до трех раз слитно или интервально, дозируя общее время прохождения «круга», интервалы отдыха и число повторений. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1-й вариант – по методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех повторений по кругу. Применяется, в основном, для развития обшей и силовой выносливости.

2-й вариант – по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха. Применяется для воспитания силовой и скоростно-силовой выносливости.

3-й вариант – по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха. Применяется для воспитания силовых и скоростных способностей.

Для проведения круговой тренировки заранее составляется комплекс упражнений, определяют места «станций» и определяется дозировка упражнений. Использование круговой тренировки значительно увеличивает моторную плотность занятий по физическому воспитанию, создает заинтересованность и высокий эмоциональный фон у занимающихся.

 

1.Предмет «Теория и методика физической культуры» подразделяется на теорию физической культуры, изучающую основные теоретико-методические положения физической культуры и методику физической культуры, рассматривающую особенности физического воспитания и спортивной тренировки различных возрастных групп населения. Данный предмет является основной профилирующей дисциплиной, определяющей уровень профессионального образования специалиста по физическому воспитанию. Обобщая научные и практические данные, теория и методика физического воспитания познает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием и физическое образование человека.

Основными источниками развития теории и методики физической культуры на современном этапе являются: 1. Потребность общества в людях с хорошей физической подготовкой, готовых к труду и защите Отечества; 2. Практический опыт работы. Именно на практике проверяются все основные теоретические и методические новинки и рождаются оригинальные идеи, обогащающие теорию и методику физического воспитания; 3. Результаты научных исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных областях знаний. Теория и методика физической культуры в своем развитии тесно взаимодействует с такими научными дисциплинами, как педагогика, психология, физиология, анатомия и др., творчески используя знания данных наук в области образования, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Особо тесные контакты теория и методика физической культуры имеет со спортивно-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт и др.), которые опираются на разрабатываемые теорией общие закономерности, а полученные ими конкретные данные является предметом дальнейших обобщений теории.

«Физическое воспитание» – является деятельной стороной физической культуры и понимается как вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (приобретении необходимого в жизни комплекса двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний) и воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.).

«Физическая рекреация» – осуществление активного отдыха людей
с помощью физических упражнений и получение при этом удовольствия.

««Физическое совершенство» – это оптимальная мера гармонического развития и всесторонней физической подготовленности человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: