Структура средних циклов тренировки (мезоциклы)

Продолжительность мезоцикла бывает от двух до шести недель. Один мезоцикл включает как минимум 2 микроцикла и чаще 3-6 микроциклов. Их набор зависит от общего тренировочного процесса.

Внешними признаками мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов (ординарный – ударный – восстановительный) в единой последовательности. Мезоциклы позволяют оптимально управлять кумулятивным эффектом.

24.4.3. Структура многомесячных циклов тренировки (макроциклы)

Продолжительность макроцикла бывает от полугода до года и более. В основе построения тренировочного макроцикла лежат закономерности приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.

24.5. Периодизация спортивной тренировки

Годичный (макро) цикл спортивной тренировки состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и восстановительного (Рису-
нок Подготовительный период длится от 2-3 месяцев (в полугодичном) и до 6 месяцев, в годичном цикле тренировке. Задачей данной периода является существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма спортсмена на этапе общей подготовке и развитие физических, технических и психических качеств, необходимых для специализации в избранном виде спорта (Рисунок 21).

Структура подготовительного периода строится из следующих мезоциклов: втягивающего (плавный рост объема и интенсивности нагрузок); базового (выполняется основной объем тренировочных нагрузок); контрольно-подготовительного (где собственно тренировочная работа сочетается с участием спортсменов в контрольных соревнованиях, прикидках, тестированиях); шлифовочного (предназначенного для устранения выявленных недостатков в технической и физической подготовке).

Соревновательный период состоит, как правило, из двух соревновательных этапов – первого и второго – и длится от 2 до 5 месяцев. В этот период спортсмен достигает спортивной формы и участвует как во второстепенных, так и главных для себя соревнованиях.

На данном этапе подготовка спортсмена строится из следующих циклов:

1. Предсоревновательного – на нем моделируется режим предстоящих соревнований и достигается спортивная форма;

2. Первого соревновательного – где спортсмен участвует в соревнованиях невысокого ранга (первенство района, города и т.д.);

3. Восстановительно-подготовительного, предназначенного для подготовки спортсмена к основным для него соревнованиям;

4. Второй соревновательный – участие спортсмена в ответственных соревнованиях.

Восстановительный период длится от 3-4 до 6 недель и состоит из двух мезоциклов: восстановительно-поддерживающего, для которого характерно плавное снижение нагрузки и восстановительно-подгтовительного, который перерастает (по мере восстановления организма спортсмена) во втягивающий мезоцикл подготовительного периода очередного цикла тренировки.

Вместо восстановительного периода иногда вводят кратковременную фазу, это случается при «сдвоенном макроцикле», где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, а затем второй соревновательный, а лишь затем восстановительный период.

 

 

Подобное построение тренировки может встречаться в видах спорта, где проводятся зимние и летние первенства (например: в легкой атлетике и др.).

В то же время годичные циклы позволяют наращивать объем нагрузки в более значительных пределах, чем полугодичные, обеспечивая тем самым фундаментальные, адаптационные перестройки в организме спортсмена.

Полугодичные (сдвоенные) макроциклы отличаются повышенной интенсивностью подготовки, создают условия для форсированного подъема уровня специальной тренированности и ускоренной реализации ее спортивных результатов.

24.6. Особенности спортивной подготовки детей

В настоящее врем спортом начинают заниматься в детском и подростковом возрасте. Естественно, это требует особого построения тренировочного процесса и проведения соревнований.

К спортивной подготовке юных спортсменов выдвигаются следующие требования:

1. Необходима обязательная разносторонняя физическая подготовка, повышение функциональных возможностей организма детей;

2. Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возрасту, полу, уровню физической подготовленности детей;

3. Должен соблюдаться режим восстановления после тренировочных нагрузок:

- на начальных этапах тренировки используются ординарные и экстремальные режимы восстановления;

- дневной объем физической нагрузки у детей желательно дробить на несколько частей (утренняя и вечерняя тренировки);

4. Недопустима установка на достижение высоких спортивных результатов в кратчайшие сроки;

5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса детей. Здесь повышение физической нагрузки целесообразно совмещать с каникулами в общеобразовательной школе;

6. Необходимо создавать облегченные условия проведения соревнований;

7. Необходимо соблюдать возрастные ограничения при допуске к соревнованиям;

- внутришкольным – 9-10 лет;

- городским, районным – 11-12 лет;

- областным – 13-14 лет;

- республиканским – 15-16 лет;

8. Число соревнований в течение года для детей должно быть ограничено. Следует избегать соревнований в периоды напряженных учебных занятий в школе;

9. При занятиях с юными спортсменами необходимо использовать облегченный спортивный инвентарь и оборудование, соответствующее половым и возрастным особенностям детей.

Планируя главные старты, нужно учесть, чтобы они, попадали во второй период. Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки

 


Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: