Рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Информатика»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[4]

Понятие функциональной грамотности шире понятия практической, прикладной направленности знаний. В контексте учебного предмета «Информатика», под практической направленностью образования принято понимать формирование умение применять знания по информатике на практике (например, решать задачи на разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы, создание небольшой презентации из предложенных элементов или создание форматированного текстового документа, включающего формулы и таблицы, примеры представлены в приложении 2, развитие представлений о профессиях и производствах с использованием информатики и ИКТ (например, инженеры, Web-дизайнер, Web-программирование и др.). Формирование же функциональной грамотности предполагает формирование способности решать проблемы, с которыми человек сталкивается в современном мире, в реальной повседневной жизни, ка правило, в условиях неопределенности, недостаточности или избыточности данных.

Главным условием формирования функциональной грамотности является широкое введение в практику преподавания информатики системы специально разработанных, так называемых, компетентностно-ориентированных заданий, в том числе и для формирующего контроля.

Компетентностно-ориентированные задания должны иметь определенную структуру.

1. Наличие стимула, краткого описания проблемной ситуации. Стимул считается эффективным, если в нем смоделирована практическая ситуация из реальной жизни, если он имеет небольшой объем, высокий уровень новизны и содержит личное обращение к учащемуся.

2. Сюжет задания. Задачная формулировка, наличие конкретного проблемного вопроса, который разворачивается по мере выполнения задания в формате некоего сюжета по мере продвижения от задачи к задаче.

3. Источники информации должны быть представлена в разных видах (текст, рисунок, график, таблица и т. д.). Информация может быть избыточна или недостаточна. Важно, чтобы в качестве источников информации учащимся предлагались данные, в том числе статистические, реальных экспериментов и исследований.

4. Бланк для выполнения задания.

5. Инструменты проверки, которые включают модельный ответ (перечень вероятных вариантов ответов), критерии оценивания.

Компетентностно-ориентированные задания (задачи) на формирование и развитие функциональной грамотности, содержат некую (желательно проблемную) ситуацию, помещенную в определенный контекст, реальную ситуацию на личном, региональном или глобальном уровне.

Пример 1 Финансовая граммотность. Программирование. «Семейный кошелек» (контекст - семья, уровень личный).

Пример 2 Глобальные компетенции. «Безопасность Работы в Интернете» (контекст – общественная жизнь, уровень глобальный).

Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание. Задания (задачи) вне контекста оставляют этот вопрос открытым, что делает бессмысленным для многих учеников приложение усилий к таким задачам.

Задания по функциональной грамотности должны быть сконструированы таким образом, чтобы позволяли формировать умения давать научные объяснения явлениям с точки зрения информатики, интерпретировать научные данные и делать выводы ни их основе. Именно в такой последовательности эти умения и следует формировать, постепенно увеличивая долю соответсвующих заданий.

Учителям информатики и методическим объединениям целесообразно создавать собственные банки компетентносто-ориентированных заданий для каждой темы курса информатики. В качестве ориентиров следует использовать задания международных и общероссийских исследований качества образования. Разработку таких заданий можно предлагать и самим учащимся.

В приложении 3 представлены примеры заданий, направленных на формирование математической, финансовой грамотности.

Ориентация целей образования по информатике на формирование функциональной грамотности требует определенной корректировки организации образовательной деятельности учащихся в направлении повышения поисковой активности, учебной самостоятельности учащихся, развития навыков позиционного сотрудничества, потенциала исследовательской и проектной деятельности.

Эффективным средством повышения поисковой активности учащихся являются учебная ситуация. Учителю следует актуализировать и активизировать весь арсенал имеющихся способов и средств, вызывающих удивление и интерес к предмету и конкретной теме. Среди таких средств – эвристическая беседа, проблемное изложение, афоризмы, дилеммы, парадоксы, противоречия, новейшие изобретения и инновации в науке, которые должны использоваться для мотивации при создании учебной ситуации на уроке. Вместо традиционного изложения готового материала актуально построение всего урока как целостной учебной ситуации (или нескольких ситуаций) по разрешению некой проблемы или решению практической задачи из повседневной жизни. Эффективные средства поддержания поисковой активности учащихся: стимулировать учащихся задавать вопросы, обсуждать и оценивать версии, гипотезы, мнения, приводить аргументацию, доказывать, искать информацию, выбирать средства и способы действий, фиксировать результаты в разном виде (модели, знаки или схемы) и др.

Проектную и исследовательскую учебную деятельность, наряду с компетеносто-ориентированными заданиями, следует рассматривать как основной механизм формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Информатика». Предпочтение следует отдавать темам, имеющим связь с реальными практическими жизненными ситуациями и проблемами на личностном, региональном и/или глобальном уровнях, а также темам, связанным с использованием методов современной науки, с современными достижениями в области информатики и ИКТ. Следует сосредоточить усилия на формировании способности использовать имеющиеся у учащихся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также на овладении общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или проектов в сотрудничестве.

В 10-11 классах целесообразно предусмотреть время на повторение содержания за курс информатики основного общего образования, т.к. проведенные результаты ЕГЭ зафиксировали недостаточное усвоение тем, изучаемых в 7-9 классах.

Рекомендации по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по информатике в рамках внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации

Для проверки уровня сформированности общих учебных умений (универсальных учебных действий) и усиления практической направленности и значимости обучения и на этапе формирования, и на этапе контроля следует широко использовать задания на применение теоретических знаний в практических, жизненных, обыденных ситуациях с обращением к личному опыту учащихся. Примеры таких заданий представлены демоверсии измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования на сайте ФИПИ http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

Шаблоны для конструирования диагностических заданий на примере общеучебных универсальных действий представлены в приложении 3.

В 7-9 классах рекомендуется организовать контроль следующих сложных тем:

1. Обработка большого массива данных с использованием электронной таблицы. Ввод математических формул и вычисления по ним.

2. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.

3. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.

4. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

5. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

6. Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании.

7. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки;

8. Запись короткого алгоритма в среде формального исполнителя или на языке программирования.

Для проверки метапредметного результата «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» необходимо проводить практическую работу с обязательной компьютерной частью.

Для создания банка таких заданий и разработки конкретных обучающих и измерительных материалов учителю информатики рекомендуется использовать контрольно-измерительные материалы и подходы к контролю и оценке учебных достижений, которые применяются в контрольно-измерительных материалах ГИА. Для конструирования контрольных работ можно использовать следующие ресурсы:

1. Сайт Федерального института педагогических измерений.

1.1. Раздел «Открытый банк заданий ОГЭ»

http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=74676951F093A0754D74F2D6E7955F06

1.2. Раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=B9ACA5BBB2E19E434CD6BEC25284C67F

2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» https://inf-ege.sdamgia.ru/

3. Образовательный портал «4ЕГЭ» https://4ege.ru/informatika/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: