Рекомендации по изучению наиболее сложных тем

Учебного предмета «Информатика»

По итогам анализа результатов государственной итоговой аттестации в 2019/2020 учебном году можно выделить предметные темы и умения, вызвавшие наибольшее затруднение у учащихся. На уровне основного общего образования - это умения: определять скорость передачи информации; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы; представлять формульную зависимость в графическом виде. Учащиеся показали недостаточную компетентность в использовании электронных таблиц: настройке формата отображения данных в соответствии с требованиями, недостаточные умения в использовании логических функций недостаточностью умений смыслового чтения: представленные алгоритмы решения работают только при конкретных размерах коридора, робот закрашивает клетки снизу от стены, а не сверху, алгоритм работает только для конкретной обстановки.

На уровне среднего общего образования сложными темами для учащихся стали: «Математическая логика», «Работа с массивами», «Алфавитный подход к измерению количества информации». Затруднения вызвали задания, направленные на проверку уровня сформированности умений: создавать собственную программу; анализировать программу, использующую процедуры и функции; преобразовывать логические выражения (включая выполнение замены переменных), использовать метод динамического программирования и переводить формальное описание, в виде системы логических условий к более удобному виду, а также осуществлять подсчет числа двоичных наборов, удовлетворяющих заданным условиям.

Учителям рекомендуется проводить максимально математически строгое изложение тем с обязательной четкой формулировкой определений, доказательством формул и фактов, применяемых в решении задач, в сочетании с иллюстрированием теоретического материала примерами. Особое внимание следует обратить на отработку практических навыков применения изученного материала. При рассмотрении двоичного алфавита необходимо демонстрировать учащимся глубокую связь темы «Алфавитный подход к измерению количества информации» с темой «Двоичная система счисления», с тем, чтобы последняя не воспринималась учащимися как имеющая отношение лишь к особенностям реализации компьютерных логических схем. Также необходимо подробно рассмотреть важную с точки зрения измерения количества информации тему кодирования информации сообщениями фиксированной длины над заданным алфавитом. При этом следует добиться именно понимания учащимися комбинаторной формулы, выражающей зависимость количества возможных кодовых слов от мощности алфавита и длины слова, а не ее механического заучивания, которое может оказаться бесполезным при изменении постановки задачи. Также необходимо обращать внимание учащихся на связь этой темы с использованием позиционных систем счисления с основанием, равным мощности алфавита.

При проектировании практических работ рекомендуется обратить внимание отработку методов построения алгоритмов эффективных по памяти и по времени; отработку умения строить и преобразовывать логические выражения; решение практических задач, разработки и отладки компьютерной программы, проверки программы на критических значениях; проведение анализа условия задачи и выделение необходимых для решения алгоритмов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: