Как вести себя на кладбище

 

Из любви к усопшему родственники соблюдают в чистоте и порядке его могилу - место будущего воскресения. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, прочитать акафист или канон о упокоении его души. Можно совершить литию, почитать Евангелие или Псалтирь. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть или пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим. Чрезмерно долгое пребывание на кладбище в состоянии сильной скорби может повредить душе, поселить в ней уныние и отчаяние. Здесь также необходима мера.

 

СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГРЕБЕНИЕМ

 

Русский народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписаных, и подчас довольно странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
• завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
• класть в гроб деньги, вещи и продукты;
• класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
• считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
• верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
• считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
• на поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;
• сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;
• лить водку в могильный холм;
• произносить: "Да будет тебе земля пухом";
• рассыпать по могиле хлебные крошки;
• подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
• верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
• верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
• верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
• верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
• верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

 


















ДНИ ВСЕЛЕНСКОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

 

В определенные Уставом дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого Поста, перед воскресеньем, называющимся "Неделя о Страшном Суде";
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого Поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные всенощные бдения, а после Литургии бывают вселенские панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
4. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи;
5. Димитриевская родительская суббота - суббота, ближайшая к 8-му ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в этот день Церковь творила молитву о воинах, павших на Куликовом, поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9-е мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

 









КОГДА НЕ БЫВАЕТ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

 

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: