Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель».
Настоящая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению и пользованию библиотекой.
Задачи программы:
· дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
· увлечь учащихся процессом чтения;
· раскрыть творческие возможности ребенка как читателя;
· способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
· повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
· формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
· способствовать совместному творчеству детей и родителей.
Программа определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей;
|
|
Содержание программы «Как хорошо уметь читать» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.
Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
· чтение (громкое чтение по ролям);
· беседа;
· обсуждение;
· видеопросмотры;
· литературные игры;
· викторины;
· театрализация.
Проведение занятий курса по программе предполагает следующий результат:
· проявление устойчивого интереса к чтению книг;
· расширение словарного запаса;
· знание детских писателей и их произведений;
· навыки драматизации литературных произведений;
· развитие техники чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию обучения по курсу "Как хорошо уметь читать" в 1-м классе обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".
|
|
Обучающиеся должны уметь:
· осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);
· разъяснять заглавие текста;
· прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
· озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
· относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);
· отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
· составлять устный рассказ по картинкам;
· заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;
· формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:
личностные универсальные действия:
· использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
регулятивные универсальные действия:
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок;
познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Тематическое планирование
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | ||
всего
| 1 класс | |||
теория | практика | |||
I. | Введение. Знакомство со школьной библиотекой. | 2 | 1 | 1 |
II. | Зачем нужно читать? | 2 | 1 | 1 |
III. | Сказки А.С.Пушкина | 6 | 6 | |
IV. | Сказки русских писателей | 9 | 10 | |
V. | Сказки зарубежных писателей | 4 | 3 | |
VI. | Братья наши меньшие | 6 | 6 | |
VII. | Детские журналы | 4 | 4 | |
Итого | 33 часа |
Содержание курса
«Как хорошо уметь читать!»
Первый год обучения (33 ч.)
Первый год обучения направлен на развитие интереса начинающего обучения школьника к чтению, расширению круга его интересов. Знакомство с произведениями фольклора, русской и зарубежной классики, современной, отечественной и зарубежной литературы
Введение.
1. Рассказ о содержании курса. Загадки о книгах. Встреча со сказочными и литературными героями.
Знакомство с сельской библиотекой (экскурсия).
Знакомство с сельской библиотекой. Роль и значение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Знакомство с энциклопедиями, народными сказками и короткими рассказами.