Образ поверженной России в творчестве Анны Ахматовой

Вот примерно так Анна Ахматова видела свою страну, когда «Реквием» вырвался из души писательницы наружу. Целых пять лет строчка за строчкой поэма росла в голове у поэтессы. Стоит вспомнить, что Анна Ахматова принадлежала к той богемной среде, которая жила на две страны – Францию и Россию, на несколько городов – Париж, Санкт-Петербург, а порою – Воронеж (куда поэтесса приезжала навестить товарища по несчастью – русского поэта и писателя Осипа Мандельштама). Ахматова переписывалась с Модильяни, и даже позировала художнику на обнаженных портретах… Тонкая натура писательницы не могла не ощутить краха прежней культуры, по которой оставалось написать лишь реквием – как произведение, которое венчает похороны известных лиц. Не только напечатать, а просто записать на клочке бумаги мысли было смертельно опасно. Поэтому писательница устно читала отрывки поэмы друзьям. Это произведение рождалось как накопившаяся в душе боль, как страх за родного и близкого человека, как пережитое унижение. Однако реквием – это выражение вечного чувства, которое останется в веках как безмолвный приговор зверству невиданного ранее масштаба.
«Реквием» как кульминация творчества Анны Ахматовой

Поэтому совершенно естественно, что именно поэма «Реквием» стала кульминацией творчества Анны Ахматовой. Столько душевных переживаний накопилось за долгие годы унижений и преследований. У новой власти законы выживания были довольно простые: либо ты пишешь то, что говорят, как говорят и когда говорят, либо же ты – бесправное существо, обреченное на голодную смерть. В 1946 году творчество Ахматовой подверглось острой критике. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» так охарактеризовали творчество поэтессы:

«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе».
Гонения на литераторов и судьба Ахматовой

В результате Анну Ахматову вместе с коллегой Михаилом Зощенко успешно исключили из Союза советских писателей. Это исключение означало не только запрет на издание произведений и другие ограничения, связанные с возможностью заниматься творчеством, исключенные лишались продовольственных карточек, то есть средств к существованию.

Сначала Ахматовой всеми средствами мешали писать, потом арестовали единственного сына и отправили юношу в лагеря – отбывать наказание за выдуманное преступление, а напоследок лишили возможности просто жить. Доведенная до отчаяния, писательница так подытоживает события прожитых лет:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: