Смысл названия пьесы

            Многие критики называли пьесу «Я стою у ресторана, замуж – поздно, сдохнуть рано» монопьесой. Это произведение о женщине неустроенной, наполненной нерастраченной нежностью и великим даром любить. Как все последние пьесы Эдварда Радзинского, «Я стою у ресторана...» была произведением весьма вычурным, излишне многословным.

Смысл несет в себе боль многих одиноких женщин не только в произведениях, но и в жизни. Как тяжела неразделенная любовь, особенно, когда ты её проносишь через большую часть своей жизни. Главная героиня из-за не реализации в семейной жизни принимает позицию не быть «собачкой у булочной» и ждать своего возлюбленного, а «быть в ресторане», вести свободный образ жизни и никому не принадлежать. Главная героиня была замужем, но не долго, так как не любила она этого человека, не тянуло к нему, да и детей завести не получилось. Поэтому, жизненная позиция Нины в этой пьесе и характеризуется названием «Я стою у ресторана, замуж уже поздно, да и не хочется, а вот умирать ещё – рано».

 

 

Персонаж                                Мотивировка Предлагаемые обстоятельства Текст, подтверждающий причинно-следственную цепь пьесы Зерно персонажа
    Нина   Любовь и ненависть к Экс-Возлюбленному Саше. Нина – одинокая немолодая женщина, которая не имела высокого положения в обществе. Снималась в фильмах, рекламах, играла в театре, в прошлом. По словам Экс возлюбленного – работать в театр устроил Нину он. Жила одна в квартире и периодически травилась грибами, для привлечения внимания медицинского персонала. Нереализованность в личной жизни и общественной. Привязанность к прошлому, которое задурманило разум и возможность жить дальше и наслаждаться жизнью. Нина –Эксцентричная, творческая и мнительная.     «Да плевать мне на него, я теперь – феминистка» «Забыть – это такая роскошь…»       Феминистка
  Экс  возлюбленный Саша   Легкомысленный образ жизни, тяготение к театру и творчеству. Немолодой, но более или менее успешный актер, которого всегда окружают поклонники и поклонницы. Имеет привычку выпивать после каждого концерта. Не испытывает серьёзных чувств к Нине. Потребительское отношение к главной героине. Увлечён своей работой в театре и начал писать собственные пьесы. Эгоистичен по отношению к окружающим, самовлюблен, легкомыслен.     «На Востоке есть обычай: мужик говорит своей бабе «талак» - это значит «уходи»». Талак, талак, талак.» «Кроссовки, брюки и я ушел!»     Эгоизм

 

Конфликт в произведении драматургии

 

Основной конфликт произведения, можно сказать, стоит во внутренней борьбе главной героини с собой. В разговоре в шуточной и смешливой форме Нина всё высказывает негодование, которое копилось много лет. Но всем наигранным сценам Нины и словам - Экс-Саша не придает серьёзного значения, так как он её не любит и всегда заботится только о себе самом. От того и считал её сумасшедшей.

Главная героиня дает понять, что её теперь не волнует Саша. Она теперь феминистка. Она больше не будет его «собачкой из булочной», которая всю жизнь ждёт своего хозяина из магазина. И всё же, основным противоречием является то, что Нина закрывает дверь и не выпускает Экс-возлюбленного. Она выбрасывает ключ в окно и требует сыграть с ним сцену «убийства» из его пьесы, которую написал Саша. Актер отвергает название такой сцены, так как убийства в его пьесе не было.

 

Композиция драматического произведения

 

  Пролог:

-Монолог Нины по телефону с подругой Маришей.

-Настойчивые звонки в дверь.

-Разговор Нины и Экс-Саши за дверью. Возлюбленный врёт и говорит, что он – клоун Гоша с большой ногой из ресторана.

 

Кульминация:

-Нина впускает Сашу в свою квартиру.

-Саша сообщает, что он пришел только за своими вещами.

-Нина отказывается его выпускать из квартиры и выкидывает ключ в окно.

 

Развязка:

-Нина стремиться поговорить с Сашей, однако тот не воспринимает ею сказанное всерьёз и хочет уйти навсегда и больше с ней не видеться.

- Нина не поддается агрессивному диалогу и разговаривает в радостном тоне.

.- Нина высказывает, всё, что было в её жизни: все знакомства, первый брак и то, что она стала феминисткой.

- Саша травится грибами Нины.

- Нина разбивает окно, кровавыми руками машет и зовёт Витю-художника.

 

Описать (с точки зрения студента) как реализована тема и как автор выстраивает идею произведения. Соответствует ли (точка зрения студента) раскрытие темы и идеи жанру произведения. Способствует ли композиция произведения достаточно четкому раскрытию темы и идеи произведения. Если студент выбрал пьесу, в которой нет развязки (завер-шение действия в момент кульминации), то должен описать идею произведения со своей точки зрения, как он ее понял. Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.).

 

Эдвард Станиславович Радзинский раскрывает тему своего произведения через образ одинокой женщины, которая не реализовалась в жизни. Она жила лишь любовью, которую сама себе нарисовала. Она любила человека, который во все и не был тем, кого она хотела. Безумие Нины, вызывает, как и восхищение, так и жалость. Не смотря ни на что, она всё же надеялась, верила в эту слепую любовь.

Главная героиня утверждала, что она феминистка. И всё же, так и оставалась «собачкой из булочной, которая всю жизнь ждала своего блуждающего по магазину хозяина».

Но к ней приходит осознание того, что большая жизнь прожита, Она это видит, в отличии от Него - ее жизнь прожита! Кто она? Зачем жила? Кукла, марионетка и не более того?

Эдвард Станиславович написал пьесу: «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано». Прочувствованный и откровенный монолог женщины. В 90-х годах спектакль с Натальей Гундаревой «Я стою у ресторана» "...Зимой 1987 года состоялась премьера спектакля в Театре им. Маяковского. Актриса блестяще сыграла обездоленную женщину, которой не повезло в любви, а название пьесы стало народным афоризмом. Печатная версия пьесы была гораздо осторожнее, чем страстный монолог Гундаревой. Несколько лет назад Радзинский признавался «КП», что вряд ли он когда-либо еще будет писать о любви - мол, и возраст не тот, и мироощущение не то... но, слава богу, он свое обещание нарушил! И на основе этой пьесы он написал повесть на целых 320 страниц. В новой книге драматург скрестил фабулу пьесы с любовно-автобиографическими историями из «Нашего Декамерона» («Исповедь пасынка века»). Когда-то его жизнелюбивый «Декамерон» назывался «Разговорчики о любви», но потом был тоже ощутимо кастрирован цензурой. И в новую книгу Радзинский вернул те запрещенные и никогда не публиковавшиеся новеллы.

В произведении "Я стою у ресторана, замуж - поздно, сдохнуть - рано..." как и в других книгах, четко проявлена ненависть и любовь, которые сплелись воедино. Эмоции, разбитые судьбы, прошедшая жизнь, безразличие, боль потери и равнодушие перемешались с привязанностью и преданностью, ревностью и всепрощением. Порою трудно разобраться, что же испытывают герои по-настоящему.

В пьесе Эдуарда Радзинского говорится история женщины, которая потеряла себя. Всю жизнь героиня прожила, не задумываясь о том, кто она, она любила и страдала. Наступил в жизни момент, когда замуж поздно, а сдохнуть вроде ещё рано, но жизнь прошла, а… как прошла и кто она в этой жизни, где она настоящая - не знает. Общество навязывает нам стереотипы, которым мы начинаем следовать, потому что так проще, а в результате мы прекращаем искать и теряем себя. А, потеряв себя, мы не видим и не слышим того, кто рядом, кого мы называем своим любимым человеком.

Это история о потребности в теплоте, нежности и любви, о неспособности давать всё это другому человеку, об отказе от себя и о страхе встречи с самим собой, о нежелании угадывать. Можем ли мы понять и принять себя, и как результат понять и принять любимых людей? Можем ли мы проснуться?

В начале произведения мы наблюдаем активный и характерный образ женщины, которая активно общается по телефону со своей подругой Маришей, которая по итогу даже и не существовала в жизни. Это была активная имитация диалога по телефону. Своего рода - показуха. Самореализация в плане высокого социального статуса в обществе, популярность, потребность. Но, по итогу, ни в киноиндустрии, ни в театре она не реализовалась. Нина называла себя лишь «актрисой домашнего театра».

Помешанная на слепой любви к Экс – Саше, героиня всё же называет себя феминисткой. У неё не получается жить нормальной и счастливой жизнью, хотя у неё была возможность создать полноценную семью с армянином и родить ему много Мартиросов (детей), купить собаку, чтоб она охраняла её ребёнка. По итогу, Нина сама стала собачкой у булочной, которая и в снег, и в дождь – ждет своего хозяина у магазина. Так и было в жизни. Её Экс-любимый лишь пользовался ею, не ставя отношения в серьёз.

Эмоции приобрели гротескную форму, еще немного и кажется, что все происходящее лопнет как мыльный пузырь.

В книге нет перебранок и скандалов, нет разбитой посуды и полоскания грязного белья. Перед нами пара, переживающая разрыв отношений (очередной из многих для Него и итоговый беспощадный для Нее)

 

Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы: Предлагаемым обстоятельством пьесы является квартира главной героини Нины. Она сидит в кресле, очень удобно и разговаривает по телефону. Происходит монолог, где идёт обсуждение образа жизни главной героини.

Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы: Задача Нины может формулироваться как "Отстоять позицию феминизма". Главная героиня действует осознано, так как она решилась изменить себя и своё отношение к жизни. Всё время Нина жила лишь мыслями о возлюбленном, моментам из молодости, которые неотъемлемо связывали её с возлюбленным. Экс-Саша не питал к ней никаких симпатий на протяжении всего времени. Героиня в течении всей жизни не задумывалась о грядущем будущем, так как жила лишь мыслями о возлюбленном Экс- Саше.

Дальнейшие обстоятельства пьесы веду к встрече Нины и Саши в её квартире, которую ей оставил муж из первого брака - Мартирос. В их диалогах можно определить полное противоречие взглядов героев. Нина всю жизнь хотела создать с Сашей полноценную семью, прощала его шалости и эгоизм. Экс- возлюбленный не претендовал на серьёзные отношения в течение всего времени их общения и встреч.

 Мотивом появления Экс – возлюбленного в квартире Нины стали вещи, которые он хотел забрать: ботинки, тренировочные брюки, кроссовки. В их диалогах наблюдается боль многих лет, которую испытывала Нина, но, и, одновременно невероятная любовь.

Социально-психологическая драма характеризуется вниманием автора к жизненному укладу героев, жизненным обстоятельствам. В данных произведениях содержится бытовой конфликт, который в большинстве случаев является внешним и углубляется внутренним конфликтом, отражающим существенные социальные и личностные противоречия.

 

Краткая характеристика:

«Я стою у ресторана, замуж – поздно, сдохнуть рано» - это история женщины, которая потеряла себя. Всю жизнь героиня прожила, не задумываясь о том, кто она, она любила и страдала. Наступил в жизни момент, когда замуж поздно, а сдохнуть вроде ещё рано, но жизнь прошла, а как прошла и кто она в этой жизни, где она настоящая - не знает. Общество навязывает нам стереотипы, которым мы начинаем следовать, потому что так проще, а в результате мы прекращаем искать и теряем себя. А, потеряв себя, мы не видим и не слышим того, кто рядом, кого мы называем своим любимым человеком.

Это история о потребности в теплоте, нежности и любви, о неспособности давать всё это другому человеку, об отказе от себя и о страхе встречи с самим собой, о нежелании угадывать. Можем ли мы понять и принять себя, и как результат понять и принять любимых людей? Можем ли мы проснуться?

 

Порядок подачи текста автором:

Пьеса начинается с монолога женщины, которая раскрывает свою сущность и образ жизни на данный момент. Вся пьеса держится вначале на монологе, где автор дает больше возможности читателю узнать о главной героине. В начале пьесы мы наблюдаем поведение героини, как результат прошлого. Всё, что с ней произошло когда-то – спровоцировало в ней внутренний конфликт.

При появлении Экс – возлюбленного Саши, диалог приобретает более живой характер. Мы узнаем о прошлых событиях героев, которые привели к данной ситуации и обстоятельствам.

 

Отрывок:

Он: «Послушай, ты…»

Она вдруг нежно и миролюбиво:

 «Дорогой, а зачем тебе так понадобились кроссовки?»

Он также нежно:

«Я решил снова бегать по утрам, дорогая».

Она: – От кого, любимый? От меня ты уже давно убежал. А от этой с накладной задницей можно скрыться только на кладбище! Знаешь, вначале я злилась, когда читала твою пьесу… Там нет любви. Ты никогда не знал, что это такое. Поэтому ты думаешь, что любовь – это много сентиментальных слов. А любовь – это ненависть, дружок! Когда я любила – ох, как я тебя ненавидела!

Он: «Тебе не кажется, что сейчас все это не очень актуально? Короче! Где мои кроссовки и тренировочные брюки?»

 Он решительно поднимается.

– В мемориал намылился? Туда нельзя!

– Еще что выдумала, истеричка?

– Как ты меня! Ну да ладно, еще сочтемся! Понимаешь, в твоей комнате сейчас спит Мариша!

– Какая Мариша? Какая еще Мариша?!

– Ирреальная… Нет, пардон, ирреальная Мариша у нас осталась в телефонной трубке. А в твоей комнате спит самая что ни на есть реальная Мариша. Ну, надомница.

– Послушай, не выводи меня из терпения, ладно?

– Эта Мариша ну буквально меня спасла! Она согласилась быть моей партнершей по «Лиле». С тех пор как вы изгнали меня из вашего пяти… клятого театра, я играю на дому… Боже, я ведь забыла тебе представиться: «Нина – артистка домашнего театра!!!»

 

Характеристика диалогов:

 В данном отрывке Экс-Саша пришел в квартиру Нины, чтоб забрать свои тренировочные кроссовки и брюки, но главная героиня настроена, обсудить всё, что происходило с ними на протяжении жизни. Она выражает свою боль и ненависть к чувствам Саши. Мы узнаем, что Саша бросал много раз Нину и только лишь использовал её в выгодных целях.

 В диалоге проскальзывают нотки сарказма и лицемерия. Нина высказывает боль в смешливом тоне, прикрываясь безразличием. В диалогах Саши преследуется лишь одна цель – забрать вещи и больше никогда не возвращаться и не встречаться с неуравновешенной Ниной. Экс- Возлюбленный начинает пытаться попасть в комнату, где лежат его вещи, но Нина сообщает, что там спит её подруга – Мариша, которая, неизвестно, существует ли вообще. Нина сообщает Саше, что она теперь «Артистка домашнего театра».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: